Либерализм и неолиберализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 18:23, лекция

Описание

В разное время в различных странах господствовали различные идеологии.
Важнейшие вопросы современной политики не могут быть поняты без знания особенностей различных политических идеологий.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обратил внимание в своём докладе «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент» на использование позитивных, приемлемых для идеологии Белорусского государства элементов мировых идеологий:
либерализма, консерватизма, коммунизма, социализма.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ 13.docx

— 18.71 Кб (Скачать документ)

Либерализм и  неолиберализм

Современные идеологические концепции и доктрины

В разное время в различных странах  господствовали различные идеологии. 
Важнейшие вопросы современной политики не могут быть поняты без знания особенностей различных политических идеологий. 
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обратил внимание в своём докладе «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент» на использование позитивных, приемлемых для идеологии Белорусского государства элементов мировых идеологий: 
либерализма, консерватизма, коммунизма, социализма.

Либерализм  и неолиберализм

Либерализм  — (от лат. liberalis, касающийся свободы, присущий свободному человеку), широкое идейное социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными тактическими и стратегическими установками. Данная идеология объединяет сторонников буржуазно-парламентского строя и буржуазных свобод в экономической, политической и других сферах.

Термин  либерализм вошел в широкое употребление в первой половине XIX ст., но идеология  возникла в XVII?XVIII ст. когда буржуазия  непосредственно выходит на историческую арену и заявляет свои права. 
В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв.

Центральное место среди идей либерализма  занимает идея индивидуальной свободы. 
Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. 
Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством.

Классический  либерализм решительно выступал за равенство  граждан перед законом, защищал  правовые основы демократии

и парламентаризма. 
Равенство в свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права. 
Идея индивидуальной свободы нашла свое отражение в трудах: 
Дж. Локка, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье.

XIX в — считается "золотым веком либерализма". 
В этот период многие мыслители уделяли данному понятию значительное внимание в своих трудах. Среди них необходимо выделить таких, как А. де Токвилль (Франция), Д.С. Милль (Англия), В. фон Гумбольдт (Германия).

Комплекс  идей классического либерализма

в социальной сфере: утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство  всех людей, признание неотчуждаемых  человеческих прав на жизнь, свободу, собственность

в экономике: признание частной собственности, на основе которой базируется общественное хозяйство, требование отмены ограничений  и регламентаций со стороны государства

в экономике: признание частной собственности, на основе которой базируется общественное хозяйство, требование отмены ограничений  и регламентаций со стороны государства

в политической сфере: признание прав человека, разделение законодательной и исполнительной властей, признание конкуренции.

Главной проблемой либеральной идеологии  всегда являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь  человека, совмещение демократии и  свободы. Попытки решить эти вопросы  и воплотить в жизнь идеи классического  либерализма привели к возникновению  в XX веке концепции «нового либерализма» или «неолиберализма».

Неолибералы проводят попытки реформирования классического либерализма, изменения его формы и идейного содержания. 
В основу политической программы неолибералов были положены идеи необходимости участия масс в политическом процессе, согласия между управляющими и управляемыми. В целом неолиберализм пытается смягчить некоторые крайности в идеях либерализма.

    Либерализм  и неолиберализм

    Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

    Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

    Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

    1) естественное равенство людей;

    2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

    3) верховенство закона, его обязательность  для всех;

    4) договорный характер отношений  государства и граждан, предусматривающий  их взаимную ответственность;

    5) демократический политический режим,  предоставляющий всем гражданам  равные права избирать и быть  избранными;

    6) наличие развитого гражданского  общества и гарантий невмешательства  в частную жизнь;

    7) конституционализм, предусматривающий  ограничение законодательной и  исполнительной власти посредством,  прежде всего, системы разделения  властей, механизма сдержек и  противовесов, установления пределов  и «ясных» процедур деятельности  законодателей.

    Главными  проблемами либеральной идеологии  всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.

    Попытки решения этих вопросов привели к  возникновению в либерализме  многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

    Усиление  элементов государственной идеологии  и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма  к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило  говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

    В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

    В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

    С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д.

Информация о работе Либерализм и неолиберализм