Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:16, реферат
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, А. Смита в конце XVII-XVIII в. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм заложил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода личности.
Унаследовав ряд
идей древнегреческих мыслителей Лукреция
и Демокрита, либерализм как самостоятельное
идеологическое течение сформировался
на базе политической философии английских
просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса,
Дж. Милля, А. Смита в конце XVII-XVIII
в. Связав свободу личности с уважением
основополагающих прав человека, а также
с системой частного владения, либерализм
заложил в основу своей концепции идеалы
свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.
Основополагающим критерием оценки развития
общества стала свобода личности.
В соответствии с этими приоритетами
ведущими политическими идеями либерализма
были и остаются правовое равенство граждан,
договорная природа государства, а также
в более позднее время сформировавшееся
убеждение о равноправии соперничающих
в политике “профессиональных, экономических,
религиозных, политических ассоциаций,
ни одна из которых” не может иметь “морального
превосходства и практического преобладания
над другими”. Причем, как подчеркивает
И. Валлерстайн, если для социалистов главным
в идеологических проектах была цель,
а для консерваторов – торможение преобразований
в соответствии с идеалами прошлого, то
для либерализма, негативно относящегося
к понятию “прогресс”, наличию “общесоциальных”
тенденций и “законов истории”, важнейшим
ориентиром было понимание ценности самого
процесса жизни, убежденность в необходимости
постепенности и рациональности изменений.
С момента своего возникновения либерализм
отстаивал критическое отношение к государству,
принципы высокой политической ответственности
граждан, религиозную веротерпимость,
плюрализм, идею конституционализма. Вместе
с тем базовые ценности либерализма обусловили
и его известную внутреннюю противоречивость.
Так, на протяжении всей своей идейной
эволюции либерализм на каждом повороте
истории определял допустимую степень
и характер государственного вмешательства
в частную жизнь индивида. Постоянного
уточнения и переосмысления требовали
и вопросы совмещения преданности ценностям
демократии и свободы с понятиями верности
конкретному Отечеству. При этом, настаивая
на незыблемой ценности прав человека,
либеральная философия во многом игнорировала
развитие его прав. Поэтому вместо реального,
изменяющегося и зависимого от эволюции
общества и культуры человека либерализм
представлял его как носителя вечных и
неизменных желаний. Пытаясь же освободить
человека от пагубных страстей и влияния
“прогресса” путем рационализации его
жизни, делая рассудок главным инструментом
человеческой жизни, либерализм превращался
в излишне умозрительное учение.
Попытки решения этих вопросов привели
к возникновению в либерализме многочисленных
внутренних течений, в которых менялись
представления о важнейших ориентирах
и способах их реализации.
Так в XX в. наряду с традиционным либерализмом
сформировались направления, пытавшиеся
соединить его основные ценности с тотальной
опорой на государство, либо с социально
ориентированными идеями, утверждавшими
большую ответственность общества за
благосостояние людей, нежели отдельного
индивида, либо с представлениями, напрочь
отрицавшими социальную направленность
деятельности государства (“консервативный
либерализм”), и т.д.
Наиболее ярым защитником основополагающих
ценностей либерализма явился либертализм,
отрицавший возможности его внутренних
перемен. Наиболее яркие представители
либертализма Ф. Хайек и Л. Мизес считали,
что любое экономическое планирование
ведет к политической диктатуре, а главную
дилемму общественного развития следует
видеть в отношениях между планированием
(формой тирании) и конкуренцией (символом
свободы). Коль скоро любой коллективизм,
с их точки зрения, тоталитарен, то западное
общество стоит перед противоречием свободного
рынка и хаоса, ведущего к диктатуре. Кроме
того, утверждалось, что плюрализм способен
сформировать механизмы экспроприации
большинством богатого меньшинства, а
это также может поставить под угрозу
основополагающие принципы либерализма.
Поэтому наиболее конструктивным политическим
выходом из столь опасной ситуации признавалось
развитие индивидуализма, частной собственности
и свободного рынка, создание ультраминималистского
государства.
В то же время усиление государственного
управления экономикой и возрастание
роли социальных целей породили и другую
историческую форму – неолиберализм,
адаптировавший традиционные ценности
либерализма к экономическим и политическим
реалиям второй половины XX в. Важнейшим
достоинством политической системы в
нем провозглашалась справедливость,
а правительства – ориентация на моральные
принципы и ценности. В основу политической
программы неолибералов легли идеи консенсуса
управляющих и управляемых, необходимости
участия масс в политическом процессе,
демократизации процедуры принятия управленческих
решений. В отличие от прежней склонности
механически определять демократичность
политической жизни по большинству, неолибералы
стали отдавать предпочтение плюралистическим
формам организации и осуществления государственной
власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие
неоплюралисты считают, что чем слабее
правление большинства, тем оно больше
соответствует принципам либерализма.
Известный теоретик Дж. Роулс в книге “Теория
справедливости” поставил в центр либеральной
доктрины проблему равенства, причем не
столько политического, сколько социального,
что сблизило эту идеологию с базовыми
философскими установками социал-демократии.
Неолиберализм, с одной стороны, закрепил
выдающееся положение этой идеологии
в мире. Либерализм как система политических
целей уже воплощено в западных странах.
Она все больше приобретает характер не
столько четкой программы, сколько мироощущения,
мировоззрения, смысловых ориентации
более общего характера, в котором на первый
план выходят его наиболее общие идеалы
и культурные принципы. Эти основные ценности
обусловили коренное изменение в массовых
политических воззрениях во многих странах
мира, легли в основу многих национальных
идеологий, ориентиров неоконсерватизма
и христианско-демократической идеологии.
На либеральной основе развились многообразные
теории политического участия, демократического
элитизма и т.д. И видимо, эти грандиозные
исторические изменения, вызванные влиянием
либерально-демократических ценностей,
позволили ряду зарубежных теоретиков
(в частности, Ф. Фукуяме) предположить,
что мировое сообщество уверенно движется
к “концу истории”, т.е. к универсализации
государств, воплощающих принципы свободы
и равенства граждан и потому способных
решить все фундаментальные проблемы
человеческого сообщества.
Однако, с другой стороны, в неолиберализме
сохранились многие основополагающие
идеи, которые со временем продемонстрировали
серьезную ограниченность данной идеологии
в изменяющихся условиях. К числу таких
положений следует отнести: ориентацию
по преимуществу на публичные виды человеческой
жизнедеятельности (политическую активность,
предприимчивость, свободу от предрассудков
и т.п.), традиционное отношение к морали
как к частному делу человека и негативное
отношение к вере (что сужает отношения
индивида и общества, провоцирует нарастание
одиночества человека), враждебное отношение
к интересам различных общностей (народу,
нации, государству, партии и др.) как к
“фикциям” (что способствует атомизации
социума), определенную изоляцию от природы
и других людей, эгоизм потребностей, автономию
воли и разума и др. Такого рода идеи и
положения не смогли дать ответы на вызовы
времени, не позволили точно спрогнозировать
ведущие тенденции развития позднеиндустриальных
обществ. Более приспособленными для выработки
таких ответов на вызовы современности
оказались ценности консерватизма.