Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:35, реферат
Известно, что идеология либерализма — продукт западной цивилизации: его истоки восходят к христианству, ренессанской и реформаторской традициям, ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы классической либеральной парадигмы—признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным обществом на заре его становления.
Введение……………………………………………………..2
Три волны русского либерализма………………………….3
Четвертая волна – наши дни……………………………….13
Список литературы…………………………………………20
Одним из серьёзных препятствий для разрешения этого конфликта является проблема подмены терминов. Фундаментальное для либерализма представление о суверенитете народа (о подчинённом положении государственного аппарата по отношению к обществу) опирается, как правило, на сильное национальное чувство и самосознание, которое приобретает характер идеологии. Между тем, исторически корректный для обозначения такой идеологии термин — «национализм» — имеет в современном русском языке иное, негативное значение. В настоящее время вопрос о синтезе либерализма и национального чувства на российской почве активно обсуждается.
К концу 1990-х из множества либеральных течений выделились две ведущие партии, вошедшие в состав Госдумы 1999 г.: «Союз правых сил» и «Яблоко». СПС позиционировала себя как право-либеральное движение, выступающее прежде всего за экономическую свободу. «Яблоко» придерживалось социал-либеральных взглядов, типичных для лево-центристских европейских партий. Поскольку платформы обеих партий сходились по ряду принципиальных вопросов, многие ожидали их слияния. Однако партии проводили различную политику: если СПС стремилась к «конструктивному диалогу» с правящими группами, то «Яблоко» подчёркивало свою оппозиционность.
В течение всего
постсоветского периода между различными
течениями российского
Некоторые радикальные
либералы пришли к отрицанию части
фундаментальных принципов
Согласно данным фонда «Общественное мнение», 67 % опрошенных в апреле 2007 г. считали, что граждане России не имеют возможность влиять на власть и на решения, принимаемые властями. По мнению некоторых юристов, к которому присоединился Совет Европы, этот процесс против управляющих «ЮКОСа» в 2004 г. был проведён с многочисленными процедурными нарушениями, что продемонстрировало неспособность судебной системы оказывать сдерживающее влияние на исполнительную власть.
В целом, влияние
либеральной идеологии
Однако на страницах
малотиражных газет, на отдельных радиостанциях
и в Интернете продолжаются споры
о будущем либерализма в
Скептики
полагают, что сегодня в России для либерализма
отсутствует почва: широкий класс собственников
или (характерная для российского либерализма)
просвещённая и политически активная
интеллигенция. Политические признаки,
обуславливающие внедрение этой идеологии
(ограничение государственной власти,
управление страной с согласия управляемых
и т. д.), не пользуется значимой поддержкой
ни среди народа, ни тем более среди представителей
государственной бюрократии. Вместе с
тем, к отдельным положениям либерализма
наблюдается растущий интерес, и по мнению Георгия Сатарова, сегодня нет кризиса
либерализма в стране, — есть «кризис либералов».
Структура же демократических предпочтений
у населения остаётся прежней и составляет
около 30 %.
ЛИТЕРАТУРА
Кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного технического университета.
1 Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 66;
Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914. М., 1995; Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — начала XX века // Вопросы философии. 1991. № 8.
2 Новикова Л., Сиземская И. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15;
Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994. Гл. 5
Fischer G. Russian Liberalism from gentry to intelligentsia. Cambridge; Massachusetts, 1958.
3 Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 189—197, 199—200.
6 Козловский В. В. Социологические альтернативы в дореволюционной России // Вести. С.-Петербург, ун-та. 1993. Сер. 6. Вып. 4. С. 51,
7 Чичерин Б. Н.
8 Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. С. 164—178.
9 Там же. С. 159, 162.
10 Струве П. Б.