Либерализм в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:35, реферат

Описание

Известно, что идеология либерализма — продукт западной цивилизации: его истоки восходят к христианству, ренессанской и реформаторской традициям, ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы классической либеральной парадигмы—признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным обществом на заре его становления.

Содержание

Введение……………………………………………………..2
Три волны русского либерализма………………………….3
Четвертая волна – наши дни……………………………….13
Список литературы…………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

реферат политология.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Одним из серьёзных  препятствий для разрешения этого  конфликта является проблема подмены  терминов. Фундаментальное для либерализма представление о суверенитете народа (о подчинённом положении государственного аппарата по отношению к обществу) опирается, как правило, на сильное национальное чувство и самосознание, которое приобретает характер идеологии. Между тем, исторически корректный для обозначения такой идеологии термин — «национализм» — имеет в современном русском языке иное, негативное значение. В настоящее время вопрос о синтезе либерализма и национального чувства на российской почве активно обсуждается.

К концу 1990-х  из множества либеральных течений  выделились две ведущие партии, вошедшие в состав Госдумы 1999 г.: «Союз правых сил» и «Яблоко». СПС позиционировала себя как право-либеральное движение, выступающее прежде всего за экономическую свободу. «Яблоко» придерживалось социал-либеральных взглядов, типичных для лево-центристских европейских партий. Поскольку платформы обеих партий сходились по ряду принципиальных вопросов, многие ожидали их слияния. Однако партии проводили различную политику: если СПС стремилась к «конструктивному диалогу» с правящими группами, то «Яблоко» подчёркивало свою оппозиционность.

В течение всего  постсоветского периода между различными течениями российского либерализма  возникали конфликты. Так, «Союз правых сил» выступал в защиту экономических реформ, в то время как партия «Яблоко» жёстко критиковала их в своей программе  и утверждала, что СПС была образована «для защиты интересов олигархии и высшей бюрократии на базе криминальной приватизации». В свою очередь, представители СПС называли «Яблоко» партией «обиженной интеллигенции» и обвиняли её в сотрудничестве с левыми движениями.

Некоторые радикальные  либералы пришли к отрицанию части  фундаментальных принципов современного либерализма и, фактически, к анархизму. Например, в 1993 г. В. И. Новодворская писала: «Гражданские права существуют для людей просвещённых, сытых, благовоспитанных и уравновешенных. Некогда и мы, и ЦРУ, и США использовали эту идею как таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР. Эта идея отслужила своё и хватит врать про права человека и про правозащитников». Подобные заявления шли вразрез с целями ведущих правозащитных организаций в России и в мире.

Согласно данным фонда «Общественное мнение», 67 % опрошенных в апреле 2007 г. считали, что граждане России не имеют возможность влиять на власть и на решения, принимаемые властями. По мнению некоторых юристов, к которому присоединился Совет Европы, этот процесс против управляющих «ЮКОСа» в 2004 г. был проведён с многочисленными процедурными нарушениями, что продемонстрировало неспособность судебной системы оказывать сдерживающее влияние на исполнительную власть.

В целом, влияние  либеральной идеологии снизилось. Хотя Правительство РФ по-прежнему включает сторонников либеральной экономической политики, в результате выборов в Государственную думу РФ 2003 г., в её новом составе не оказалось ни одной оппозиционной партии, относящейся к либеральным. Причины провала либеральных партий связывают прежде всего с падением популярности их лидеров, отсутствием новых идей и программ, а также с неудачами реформ 1990-х годов. Собственно понятие «либерализм» в глазах значительной части населения ассоциируется с партией ЛДПР, которая не считается частью либерального движения. Как считают политологи, это также связано с тем, что либеральные ценности до сих пор не материализовались в «конкретную, внятную, популярно объясняемую политическую и тем более электорально пригодную программу» (А. Колесников).

Однако на страницах  малотиражных газет, на отдельных радиостанциях  и в Интернете продолжаются споры  о будущем либерализма в России. В 2004 и 2005 гг. М. Ходорковский опубликовал ряд статей, в которых подчёркивал, что либеральная политика должна быть справедливой и должна сохранять национальное чувство собственного достоинства. В обсуждении приняли участие М. Леонтьев, С. Митрохин, Н. Коржавин и многие другие. Значительное влияние на дискуссию оказали происходящие на Украине либерально-демократические преобразования.

Скептики полагают, что сегодня в России для либерализма отсутствует почва: широкий класс собственников или (характерная для российского либерализма) просвещённая и политически активная интеллигенция. Политические признаки, обуславливающие внедрение этой идеологии (ограничение государственной власти, управление страной с согласия управляемых и т. д.), не пользуется значимой поддержкой ни среди народа, ни тем более среди представителей государственной бюрократии. Вместе с тем, к отдельным положениям либерализма наблюдается растущий интерес, и по мнению Георгия Сатарова, сегодня нет кризиса либерализма в стране, — есть «кризис либералов». Структура же демократических предпочтений у населения остаётся прежней и составляет около 30 %. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

Кандидат философских  наук, доцент Санкт-Петербургского государственного технического университета.

1 Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 66;

Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914. М., 1995; Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских  либералов конца XIX — начала XX века // Вопросы философии. 1991. № 8.

2 Новикова Л., Сиземская И. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15;

Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор  основных направлений. СПб., 1994. Гл. 5

Fischer G. Russian Liberalism from gentry to intelligentsia. Cambridge; Massachusetts, 1958.

3 Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 189—197, 199—200.

6 Козловский В. В. Социологические альтернативы в дореволюционной России // Вести. С.-Петербург, ун-та. 1993. Сер. 6. Вып. 4. С. 51,

7 Чичерин Б. Н.

  1. Несколько современных вопросов. С. 135—138;
  2. 2) Вопросы политики. 2-е изд. М., 1905. С. 16, 28.

8 Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. С. 164—178.

9 Там же. С. 159, 162.

10 Струве П. Б.

  1. О мере и границах либерального консерватизма // Полис. 1994. № 3. С. 133;
  2. Дух и Слово. Статьи о русской и западноевропейской литературе. Париж, 1981. С. 219.

Информация о работе Либерализм в современной России