Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:43, доклад
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Главным субъектом политики выступает личность, т.к. все группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из отдельных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Доклад по политологии на тему: «Личность как субъект политики»
2. Введение.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Главным субъектом политики выступает личность, т.к. все группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из отдельных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
3. Во-первых, через такое участие создаются
условия для более полного раскрытия потенциала
человека, для его творческого
Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контролем над деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократии и отделению функций управления от общества.
В-третьих, через развитие демократии
общество удовлетворяет потребность
Участие в демократическом политическом
процессе является способом самоутверждения
человека, формирования культуры общения,
навыков управленческой деятельности.
По мере все более полного
В то же время политическое участие — это не всегда благо и нельзя отождествлять его с демократией. Террористические акции против неугодных политических деятелей, должностных лиц государства и других политических структур — все это, несомненно, участие в политической жизни, но от демократии очень далекое.
4. Мотивация участия в политическом процессе.
Участвуя в политической жизни общества,
каждый человек руководствуется
Г.Лассвеллом была выдвинута компенсационная теория, суть которой заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки. Он считал, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, всё же не получила всеобщего признания. Существует и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.
И в том и другом случае проблема мотивации политического участия
сводится к личным, психологическим качествам участников политической жизни, поэтому для более полной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.
Вполне возможна мотивация иного рода: нельзя исключать бескорыстное служение людям и делу. Пусть людей с такой мотивацией немного, но они все-таки есть. И пример их достоин подражания. Очевидно, более распространенной является сугубо прагматическая мотивация: учитывая возрастающее влияние внутренней и внешней политики на свою жизнь, люди, естественно, хотят контролировать это влияние, оказывая на политику свое воздействие. В литературе отмечался такой мотив: «нередко человек вовлекается в политику, чтобы стать частью группы, испытать чувство «мы»... Это также можно считать мотивом, если учесть, что в начале 80-х годов 2/з западноевропейцев и 47% жителей США страдали от одиночества, от «дефицита общности».
Необходимо отметить и чисто корыстные мотивы
политического участия. Например, в силу
сложившихся условий
Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).
5.Предпосылки для участия личности в политическом процессе.
Активное включение личности
в политический процесс требует определенных
предпосылок. Их можно разделить на три группы:
материальные, социально-культурные и
политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека
в нормальной политической деятельности
необходимо первичное удовлетворение
его потребностей в основных продуктах
питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых
условиях, достижения определенного уровня
общеобразовательной и
В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.
Во-первых, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе резкая двухполюсная имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.
Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения человека. С.М.Липсет пришел к выводу, что люди материально более обеспеченные являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).
В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.
В то же время в условиях изобилия значимость для людей политики, в том числе демократической, все более уменьшается.
Значительное влияние на формирование
политических взглядов личности, на становление
ее в качестве субъекта политической деятельности
оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки
того, сформируются ли у личности демократические
убеждения или она будет
Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно высказывание Ленина о том, что неграмотный человек стоит вне политики, то есть неграмотный человек является не субъектом политики, выражающим свою осознанную волю, а её объектом, которым можно манипулировать. По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован.
В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую активность гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни, чувство эффективности своего политического участия, они считают, что могут влиять на политический процесс и что им открыт доступ к политической власти. Чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее. Образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.
Существенной предпосылкой
активного политического участия являются
также политико-правовые факторы. К ним относятся
Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, либо существенно затрудняют его и приводят к политической апатии и пассивности.
Участие человека в
6. Уровни и формы политического участия личности
В демократическом обществе, пользуясь широкими правами и свободами, личность может быть участником всех политических процессов на любом уровне, в любой их форме и на любой стадии.
Непосредственное участие граждан в решении важных вопросов государственной и общественной жизни называется прямой демократией; формами такого участия являются, например, выборы, референдумы, и т. п. Вместе с тем политическое участие может осуществляться и через избранные людьми органы (парламент, местные органы власти, выборные органы общественно-политических организаций и объединений) и депутатов (делегатов, уполномоченных и т. д.) при наличии полноценной отлаженной обратной связи.
Истории известны такие формы политического участия, как пассивное неповиновение властям, бунт, восстание, революция. Это могут быть институциональные, санкционированные, т.е. разрешённые законом, формы политического участия (избирательные кампании и выборы, участие в качестве депутата в работе высших и местных органов государственной власти, участие в деятельности политических партий и т. п.) и формы внеинституциональные и даже противоправные (несанкционированные митинги, бунт, самовольный захват власти и т. п.).
Чем более демократическим является общество, тем более многообразны существующие в нем формы политического участия.
По разным причинам в мировой политической практике существовал и продолжает существовать большой разрыв между прогрессивными представлениями о Демократии и политическом участии и их реализацией на практике. Можно сказать, что демократия как власть самого народа, активное участие личности в политическом процессе — это идеал, не получивший своего полного воплощения ни в одной стране. Однако это не снимает задачи максимально возможного приближения к демократическому идеалу.
7.Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека»)[1] от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.[2]
Во время Эпохи Просвещения стали появляться идеи о Естественном праве. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах вВеликобритании, Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.
Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своёмобращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.
Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был необходим.
Члены Комиссии ООН по правам человека обсуждают пакт о правах человека.
В 1946 году Джон Хамфри, канадский специалист в области международного
права, был приглашён генеральным
секретарем ООН на должность главы отдела по
правам человека, ведущего составителя
Декларации.[3] В его обязанности входило сотрудничество
с Комиссией по
правам человека, представленной всем спектром
типичных государств мира (Австралия, Бельгия, Белорусск
Голосование за декларацию осуществлялось постепенно. 23 из 31 статей проекта декларации были приняты единогласно. По результатам обсуждения, статья 3 проекта декларации была объединена со статьёй 2. В ходе обсуждения и постатейного голосования выявилось противостояния западных стран и стран советского блока.[4] Глава советской делегации в ООН отзывался о декларации следующим образом: