Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 21:37, реферат
Политология, как и любая научная дисциплина, имеет свои собственные методологию и методы исследования, а также язык и понятийный аппарат. Их разработка и внедрение стали частью процесса профессионализации и институционализации политической науки. Особенно большой вклад в этом отношении был внесен в период после Второй мировой войны.
Но
в целом, при всей разработанности
исследовательского аппарата бихевиоризм
оказался не способен охватить и раскрыть
политические феномены и процессы во всей
их полноте и многообразии. Обнаружилось,
что, оставаясь на почве исключительно
эмпирических фактов, абстрагируясь от
ценностей, норм, теоретического и идеального
начала, невозможно раскрывать реальное
содержание политических феноменов. Как
указывали несколько позже сами приверженцы
бихевиоризма, он «породил значительное
число псевдонаучных опытов», которые
выпячивают форму, а не сущность исследуемой
проблемы. Поэтому неудивительно, что
в 70-х годах многие западные политологи
стали говорить о «смерти» позитивизма
и бихевиоризма, о том, что они стали «реликтами
прошлого». Результатом подобных умонастроений
явились появление в социальных и гуманитарных
науках Запада новейших течений постбихевиоризма
и постпозитивизма, возрождение интереса
к политической теории и философии, ценностным
и идеальным началам в политике.
3. Политическае аналитика и прогностика.
Экспертиза (от лат. expertus – опытный)
– это исследование специалистом
(экспертом) каких-либо вопросов, решение
которых требует специальных познаний
в конкретной области. Экспертом в области
политики может выступать ученый политолог,
практический политик, журналист, пишущий
по проблемам политики, а также специалист
в иных областях, если речь идет о политике
в соответствующих сферах (политика в
области экономики, образования, национальных
отношений и др.). Ежегодно «Независимая
газета» подсчитывает рейтинг ведущих
экспертов в области политики, приводя
фамилии лучших из них в ранговом порядке.
Следует отметить, что мнение эксперта
при принятии политического решения не
является окончательным. Это связано с
тем, что эксперт и практический политик
придерживаются в своих действиях разных
логик. Если эксперт, выступая в роли советника,
следует логике истины, ищет оптимальное
решение проблемы, то в реальной политике
решение принимается исходя из логики
учета интересов разных групп, согласно
мнению большинства и т.д. Здесь присутствует
логика компромисса.
Прикладная политология содержит в себе
политическую экспертизу как важнейшее
направление деятельности. Давая экспертную
оценку, политолог опирается на специальные
политологические знания, сложившуюся
в политической науке систему понятий.
В большинстве случаев он использует и
эмпирический материал, и теоретические
обобщения других наук (психологии, экономики,
демографии и др.), что часто придает политической
экспертизе междисциплинарный характер.
Основными видами политологической экспертизы
являются политологический анализ и политологический
прогноз.
В политологическом анализе, исследуя реальный политический процесс, конкретные политические феномены, исследователь отвечает на вопросы: «Что?», «Почему?», «Каковы последствия?»
Во-первых,
он описывает структуру
Во-вторых, политолог исследует причинно-следственные
связи, факторы, влияющие на протекание
событий, предпосылки тех или иных явлений
политического характера, мотивы (внутренние
побудительные силы) политических субъектов.
Обращаясь к партиям, функционирующим
на территории Белгородской области, исследователь
определяет реальную роль каждой партийной
организации в политическом процессе,
выясняет мотивацию политического участия
членов разных партий.
В-третьих, в политологическом анализе
исследуются реальные и возможные последствия
действий политических субъектов, соизмеряются
цели и полученные результаты, выявляется
отношение к ним разных участников политического
процесса и т.п. Так могут быть рассмотрены
итоги выборов в органы власти в плане
соотношения усилий (затрат) каждой партийной
организации и полученных результатов
и др.
Прогнозирование представляет собой определение на основе характеристики и тенденций в изменении объекта в настоящем его состояния в будущем. Политическое прогнозирование имеет дело с объектами, изменение которых трудно просчитываемо, ибо в них и на них действует множество факторов. Причем участники политических процессов обладают свободой воли, то есть они неоднозначно реагируют на внешние обстоятельства, подвержены действию не только рациональных, но и иррациональных мотивов. Поэтому политические прогнозы носят всегда вероятностный характер. Научный политический прогноз предполагает количественную характеристику этой вероятности. Он строится всегда на анализе фактов, составляющих эмпирическую базу прогноза.
Как и
все социальные прогнозы, прогнозы
в сфере политики оказывают влияние
на ход политических событий. Здесь может
быть эффект как самореализации, так и
саморазрушения прогнозов. Так, предсказание
победы на выборах какой-либо партии может
погасить стремление к победе ее оппонентов,
что действительно приведет к предсказанной
победе, чего не было бы, если не существовало
бы данного прогноза. С другой стороны,
прогноз неизбежной победы может расслабить
сторонников данной партии, и они просто
не придут на выборы, считая, что результат
достигаем и без их усилий. Это может привести
к тому, что партия проиграет выборы.
Часто политические прогнозы используются
для манипулирования общественным мнением
с целью направить ход событий в заданном
направлении. Так, при выборах Президента
России в 1996 г. через многие СМИ распространялся
прогноз, что приход к власти представителя
КПРФ Г. Зюганова вызовет неизбежное ухудшение
экономической ситуации и политические
репрессии против инакомыслящих. Этот
прогноз достаточно серьезно повлиял
на электоральное поведение избирателей
и в значительной мере обусловил победу
Б. Ельцина.
Политические
прогнозы бывают двух видов: поисковые
и нормативные. В поисковом прогнозе
предсказывается состояние
Прогнозы делятся также по сроку упреждения
(промежутку времени, на который рассчитан
прогноз):
- оперативный (сроком до 1 мес.);
- краткосрочный (сроком от 1мес. до 1 г.);
- среднесрочный (от 1 г. до 5 лет);
- долгосрочный (от 5 до 15 лет);
- дальнесрочный (свыше 15 лет).
Чем больше
срок, на который делается прогноз,
тем больше снижается его количественная
составляющая, он приобретает все более
качественный характер.
Следует отметить, что почти все прогнозы
дальнесрочного характера терпели провал.
Так, никто не прогнозировал такой быстрый
распад СССР и крушение коммунистического
режима. Прогнозы делались относительно
достаточно длительного существования
двух систем: социализма и капитализма
и их постепенного сближения.
Существуют
различные методы политического
прогнозирования. Один из них – метод
исторической аналогии. В этом случае
делается предположение: если в прошлом
определенная сумма обстоятельств вызвала
какое-то событие, то и в настоящем или
в будущем данная сумма вызовет то же событие.
В современной литературе делался следующий
прогноз: в России все периоды исторической
«смуты» заканчивались установлением
жесткой власти, поэтому хаос ельцинского
периода должен смениться авторитарной
властью.
Используется также статистический метод,
когда на основе существующей тенденции
делается мысленное ее продолжение (экстраполяция
в будущее). Так, если в каком-либо регионе
в 2000 г. было 47 забастовок, а в 2001 г. 39, то
можно дать прогноз, что в 2002 г. при сохранении
действующей тенденции их количество
снизится до 30-34.
Широко
распространен в политологии
метод сценариев, когда просчитывается
несколько вариантов будущего в зависимости
от различных условий, количественной
оценки (степень вероятности) реализации.
Так, среднесрочный прогноз на 3 года относительно
политического климата в России может
иметь «оптимистичный», «реалистичный»
и «пессимистичный» сценарии развития
событий в течение указанного периода.
Очень часто в политологии используется
метод экспертных оценок, когда опрашиваются
специалисты по определенной проблеме,
а затем уже дается усредненный вывод.
Путем опроса экспертов можно сделать
прогноз по вопросу победы на будущих
выборах в Государственную Думу тех или
иных политических партий.
Политический
прогноз выступает в качестве
важного ориентира в принятии
политического решения. Это предъявляет
особые требования к его точности и обоснованности,
ибо цена ошибки здесь бывает очень большой.
Для повышения точности прогноза при его
составлении использует несколько методов
одновременно.
4.
Список литературы.
Информация о работе Методологичекские аспекты политического анализа