Методы принятия политических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:33, реферат

Описание

Необходимая база данных для изучения политических проблем и выработки, соответствующих рекомендация формируется на основании применения определенных методов политологических исследований.

К таким методам можно отнести следующие:

- метод наблюдения событий. Наблюдение может проводиться в форме «открытой» констатации фактов и в форме «включенного наблюдения» (когда исследователь в течение определенного времени находится внутри изучаемой группы). При любом из этих вариантов информация должна быть достоверной, не зависимой от пристрастий наблюдателя;

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по политологии.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Вариант №6. 

1.Методы принятия политических решений.

Необходимая база данных для изучения политических проблем и выработки, соответствующих  рекомендация формируется на основании  применения определенных методов политологических исследований.

К таким  методам можно отнести следующие:

- метод наблюдения событий. Наблюдение может проводиться в форме «открытой» констатации фактов и в форме «включенного наблюдения» (когда исследователь в течение определенного времени находится внутри изучаемой группы).  При любом из этих вариантов информация должна быть достоверной, не зависимой от пристрастий наблюдателя;

- метод контент-анализа. Он предполагает целенаправленное  изучение определенных документов и других непосредственных носителей информации;

- метод опроса прямых или косвенных участников политических событий, а также экспертов, способных дать профессиональный анализ ситуации;

- игровые методы, которые предполагают предварительное конструирование ситуации, имитацию того или иного варианта развития политических событий, конфликта и т.д.   Этот метод дает возможность предсказать варианты изменения ситуации, подготовить управленческий персонал к принятию решений в неординарных ситуациях.

- фактор-анализ, этот метод сводящий множество эмпирических  данных к основным, определяющим; использование когнитивных карт - матриц, в которых фиксируются типичные реакции лидеров (или других лиц) на кризисные ситуации, образы их действий в типичных условиях, биографические данные и прочая информация, помогающая прогнозировать их будущее поведение; конфигуративные исследования, использующие сравнительный анализ для выявления специфических признаков политических субъектов. 
 

2. Ш.Л. Монтескье о необходимости разделения властей.

Классическую  формулировку «теория разделения властей» получила в трудах Ш.Л. Монтескье. По его утверждению, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

В соответствии с современной трактовкой этой теории для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавая систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон.

 

3. Политическая социализация: понятие и основные  функции.

Политическую  социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.

Политическая  социализация выполняет две основные функции:

- обеспечение  достаточно эффективного, в рамках  данной социальной системы, политического  взаимодействия с различными  политическими организациями;

- сохранение  динамичного равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества, благодаря усвоению новыми членами принятых а нём норм  и ценностных образцов политического поведения. 

4. Марксистская теория  международной политики.

Существует  множество теорий, анализирующие  принципы развития международных отношений. К числу основных теорий можно отнести: марксистскую теорию мирового революционного процесса, теорию прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных отношений и геополитическую теорию.

Для теории мирового революционного процесса, разработанной  К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.Лениным, характерен классовый подход к анализу проблем  мирового развития и соответствий с объективными закономерностями существования и смены общественно-экономических формаций. Лидерами большевистской партии было выдвинуто положение о неизбежности победы мировой социалистической революции. 

5. Общественное политическое  сознание.

По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

Для характеристики политического сознания макроколлективов используется

понятие « общественное политическое сознание». Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей. Общественное политическое сознание образуется путем восприятия массой людей, мыслей, идей и образов, которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих.

На российское общественное политическое сознание  большое влияние оказывает исторические, социокультурные, национальные традиции, передаваемые из века в век обычаи, верования, обряды, ценности, идеи, общественные установления и т.д. Они представляют собой социокультурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время. 

6. Достоинства  и  недостатки двухпартийной  системы.

По количеству партий в обществе можно выделить следующие типы партийных систем:

Монопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

- двухпартийная  система - состоит из нескольких  партий, с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, т.к. победившая  на выборах партия обладает большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Ее недостатки являются возможность смены политического курса на следующих выборах.  

7. Какие этапы в  развитии государства  можно выделить?

С точки  зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощение в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в развитии государства можно выделить два глобальных этапа:

- традиционный – такие государства возникали и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственное власти ( монархии);

- конституционный – такое государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Его задача ограничивается выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности. 

8. Функции политической культуры.

В политическое жизни общества политическая культура выполняет определенные функции. К важнейшим из них можно отнести следующие:

- функция  идентификации, которая раскрывает  постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определений, приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

- функция  ориентации, которая характеризует  стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

- функция  адаптации, которая выражает потребность  человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его права, политические функции и интересы;

- функция  интеграции (дезинтеграции), которая обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохраняя целостности государства и его взаимоотношения с обществом в целом;

- функция  коммуникации, которая обеспечивает  взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения. 

9. Классификация политических  конфликтов с точки  зрения зон их  проявления.

С точки  зрения зон проявления конфликтов, выделяют:

- внутриполитические  конфликты, которые раскрывают  взаимодействие между различными  субъектами власти, отражающие характер  внутриполитических процессов в  сфере государственного управления;

-внешнеполитические  конфликты, которые происходят в сфере международных отношений, их субъектами выступают отдельные государства, группы государств или международные организации. 

10. Теория гражданского  общества (Дж. Локк).

Концепция индивидуализма, разрабатывающаяся  Т.Гоббсом, Дж.Локком, Ш.Л.Монтескье ставила на повестку дня вопрос о свободе личности как члена, гражданина общества, независимого от государства. Эта традиция исходила из признания факта существования общества ещё в естественном, догосударственном состоянии.

Дж.Локк впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу – выше других ценностей. Свободу он понимал как свободу от вмешательства извне, и прежде всего – со стороны государства. Будучи разумными, люди, по мнению Дж.Локка, заключают между собой общественный договор, т.е. создают гражданское общество. Оно образует ряд защитных структур между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантий его политической самостоятельности, по Дж.Локку, является частная собственность. 
 
 
 

Информация о работе Методы принятия политических решений