Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:11, реферат

Описание

Региональная (социально-экономическая) политика государства — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Содержание

Введение
1 Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионе
1.1Методы проведения региональной политики
1.2Формирование рыночных структур в регионе
2 Цели и задачи региональной политики
2.1Цели региональной политики
2.2Виды региональной политики
2.3Задачи региональной политики
2.4Особенности региональной политики в России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

регион политика.docx

— 34.34 Кб (Скачать документ)

План

Введение

1 Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионе

1.1Методы проведения региональной  политики

1.2Формирование рыночных  структур в регионе

2 Цели и задачи региональной политики

2.1Цели региональной политики

2.2Виды региональной политики

2.3Задачи региональной  политики

2.4Особенности региональной  политики в России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Региональная (социально-экономическая) политика государства — сфера  деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим  развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между  собой. Вместе с тем в условиях деятельности зрелых межгосударственных интеграционных союзов, в частности  западноевропейского Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные  регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом  перед существующими ныне национальными  государствами, понятие "региональная политика" приобретает уже наднациональный  подтекст.

                                   1.1Методы проведения региональной политики 
 
Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. 
В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). 
Во втором - государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками. 
Рассмотрим эти методы подробнее. Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными. В числе этих методов - осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. 
Развитие рыночной экономки предполагает более широкое применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: 
·        проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; 
·        привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; 
·        предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т. е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; 
·        установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; 
·        введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; 
·        применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах. 
Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном. 
Федеральные органы, прежде всего, должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализации крупных экологических и социальных программ; организации межрегиональных и межгосударственных экономических связей. 
Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам. 
Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов. 
Успешное проведение экономических реформ требует всестороннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики. 
В области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности субъектов Федерации следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизмом горизонтального и вертикального перераспределения доходов между регионами. Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с Федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти. 
Вместе с тем, исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки в регионах, возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, решение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ. 
Основная цель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущении возникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах повышенной социальной опасности. К таким, требующим постоянного внимания, районам относятся районы нового хозяйственного освоения с суровыми природными условиями, старопромышленные районы со структурной безработицей и общей экономической депрессивностью, аграрным перенаселением (Северный Кавказ), территории с недостаточной финансово-экономической базой для устойчивого социального развития (Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан). Особое внимание намечается уделить также социальному развитию районов проживания малочисленных народов. В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости. 
В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений главный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народнохозяйственных задач. 
Методом стимулирования экономики в условиях экономического кризиса, воздействующим на оживление темпов роста производства, а также осуществления структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, требующие новых инвестиций. 
 
Важное место отводится налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов. 
Важное значение региональный аспект имеет для реформирования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в этой сфере создалось такое положение, когда под давлением руководства отдельных республик, областей правительство предоставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. В результате этой малоупорядоченной деятельности существенно увеличивается несбалансированность бюджета, осложняется общероссийское регулирование внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке, создавая примерно равные возможности для всех регионов. Это не означает ущемления прав субъектов Федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а направлено на обеспечение экономической безопасности России. Исключения должны распространяться главным образом на создаваемые свободные экономические зоны. 
Учитывая, что влияние регионального фактора будет усиливаться, необходимо принять специальные законодательные или нормативные акты, в которых следует установить единые правила предоставления в исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономической деятельности. Проекты этих актов следует обсудить как законодательным органам, так и федеральным и местным органам исполнительной власти. Важное значение также придается разработке взаимоувязанных программ развития экспортных возможностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешнеэкономической деятельности. 
Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реализации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации. Необходимость государственной поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех Регионах (даже независимо от их экономического положения) требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.

 

                      1.2 Формирование рыночной структуры в регионе 
 
На основе изучения сущностных рыночных основ и существующих трактовок считаю целесообразным использовать следующее расширительное определение понятия: рыночная инфраструктура - это сложная экономическая категория, представляющая собой подсистему рыночной экономики и включающая совокупность организаций, связей между ними и институциональных условий, обеспечивающих осуществление определенных видов деятельности, процессов и процедур, выражающихся в услугах, удовлетворяющих конкретные потребности хозяйствующих субъектов и населения и, тем самым, содействующих конкуренции и бесперебойному функционированию рыночного хозяйства. 
Основным продуктом функционирования рыночной инфраструктуры являются услуги. Спектр услуг, предоставляемых организациями региональной рыночной инфраструктуры, необычайно широк и зависит от многих объективных условий и субъективных местных обстоятельств. К общему перечню видов деятельности региональной рыночной инфраструктуры относятся следующие группы услуг: консалтинговые; маркетинговые; лизинговые; компьютерные и связанные с ними услуги (в том числе программного обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные; электронной коммерции; юридические; концессионные; транспортно-экспедиционные; логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские (включая брокерские); посреднические; инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные; услуги дизайна, брэндирования и рекламы; финансовые (включая венчурные, услуги кредитования, страховые); риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность); аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие; инвестиционные; патентные; услуги экспертизы по различным аспектам; сертификационные; услуги по стандартизации (техническому регулированию); услуги по метрологии (обеспечению единства измерений); аккредитационные; регистрационные; выставочно-ярмарочные; услуги по обучению, переподготовке кадров; услуги по подбору и расстановке персонала; экологические; услуги по охране юридических и физических лиц; аутсорсинговые услуги и др. Каждая из вышеназванных групп услуг (которых свыше пятидесяти) имеет соответствующие виды, разновидности, отдельные детальные наименования конкретных услуг (работ, процедур), что позволяет говорить о множестве услуг (свыше 3 тысяч наименований), выполняемых организациями рыночной инфраструктуры для различных субъектов рыночной экономики. 
Рыночную инфраструктуру целесообразно изучать на основе системного подхода, позволяющего определять основные элементы системы, наиболее существенные связи и взаимозависимости между ними, выявлять процессы, тенденции, противоречия и проблемы функционирования системы в целом. 
Рыночная инфраструктура имеет в основном отчетливо выраженный территориальный характер функционирования, поскольку организации, входящие в ее состав, расположены большей частью в рамках одного региона (хотя могут быть исключения) и обслуживают хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия, компании, индивидуальных предпринимателей) и население определенной территории (города, района, региона). Наиболее оптимальной и завершенной рыночной инфраструктурой, с точки зрения полноты ее элементов и выполняемых ими функций, является региональная масштабность и соответствующая ей конфигурация. Очевидно, что большинство элементов рыночной инфраструктуры имеет региональное предназначение и ориентацию на рыночную среду регионального хозяйства. Поэтому в диссертации исследовалась рыночная инфраструктура как система регионального масштаба, то есть региональная рыночная инфраструктура. 
На основе исследований региональной рыночной инфраструктуры (как сложной разветвленной системы) можно обозначить её модель, в которой выделены четыре подсистемы: 
·        структурная - включает в себя различные организации (фирмы, предприятия, компании); индивидуальных предпринимателей; подразделения общественных, некоммерческих и государственных учреждений; центры, агентства, биржи; подразделения ВУЗов, НИИ, КБ; оптовые и розничные сети; технопарки; бизнес-инкубаторы; бизнес-сети; подразделения торгово- промышленных палат и профессиональных ассоциаций; 
·        функциональная - её укрупненные составляющие: сервисная; торговая; маркетинговая; экспертно-аналитическая; обучающая; организационная; кадровая; информационная; консультационная; экономическая; финансовая; юридическая; посредническая; аутсорсинговая; 
·        информационно-коммуникационная - предусматривает такие составляющие как: накопление и передача рыночной информации; мобильная связь; бизнес-клубы; интернет-ресурсы; электронная почта; электронная торговля; выставки; ярмарки; демонстрации; презентации и др.; 
·        интеллектуализации и динамизации развития - составляющими этой подсистемы должны являться: генерация и адаптация новых знаний; повышение научного профессионального уровня персонала на основе новых знаний; развитие творчества персонала хозяйствующих субъектов - создающие основу для научного обоснованного маркетингового управления, сервисного менеджмента, непрерывного совершенствования, использования и распространения разнообразных инноваций, освоения и внедрения новых видов услуг

 

2.1Цели региональной политики.

 
В литературе понятия "региональная политика" и "региональная экономическая  политика" нередко употребляются  как синонимы безо всяких оговорок, хотя некорректность их полного отождествления очевидна: подобно тому, как экономика  является лишь одной (хотя и неимоверно важной) сферой человеческой деятельности (включающей процессы общественного  производства, обмена, распределения  и потребления материальных и  духовных благ и т. д.), так и региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельности государства. 

2.2Виды региональной политики

 
Совершенно очевидно, что сердцевина региональной политики —реализация экономических целей и задач государственной власти, даже в том случае, когда речь идет о внеэкономической сфере, механизм обеспечения, например, необходимых социальных или экологических стандартов неизбежно "упирается" в финансово-экономические рычаги. Таким образом, структурирование региональной политики с точки зрения ее направленности носит в известной степени условный характер. 
Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев — и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в известный список ООН наименее развитых стран мира. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления инвесторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т. п. Разумеется, типичный, обобщающий опыт региональной экономической политики не исключает применения каких-либо частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.  

2.3Задачи региональной политики

 
Цель региональной политики — свести к минимуму те неравенства, которые  создают почву для возникновения  социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, групп стран (как, например, стран — членов Европейского союза). 
 
Средства, которыми пользуются центральные правительства, региональные и местные власти разных стран для устранения региональных различий, весьма многообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением страны, типом государственного устройства, внутренними проблемами, целями находящихся у власти политических партий и др.

 

2.4Особенности региональной политики России

 
Региональная политика в России должна строиться как политика государства  с федеральным устройством, но с  учетом особенностей современного этапа. 
В социальной сфере главные цели региональной политики — это обеспечение достойного уровня благосостояния, создание примерно равных жизненных шансов для всех граждан независимо от места их рождения и жительства, реализация права свободного места проживания и трудовой деятельности. Вместе с тем, механическое выравнивание качества и уровня жизни не только не по силам государству, но и несовместимо с рыночной экономикой. Однако чрезмерные региональные и внутри региональные контрасты в социальных условиях — угроза самому существованию единого демократического государства. Региональная политика, таким образом, призвана, ослабить внутреннее социальное напряжение, сохранить целостность и единство страны. В этом ее интеграционная роль. 
В экономической сфере цели региональной политики — рациональное использование экономических возможностей регионов и их муниципальных образований, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов. 
Между экономическими и социальными целями всегда существуют противоречия. Гармония региональной политики — в компромиссе экономической эффективности и социальной справедливости, общероссийских, региональных и внутри региональных интересов.  
Задачи региональной политики имеют долговременный характер. Многие из них перешли из прошлого, но теперь трансформируются с учетом новых условий. Меняются приоритеты задач, требуются новые подходы к их решению. 
Состав задач регионального развития представляет собой сочетание уже ставших традиционными и новых задач. К группе традиционных задач относятся:

  •  
    реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки;
  •  
    преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, восстановление утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;
  •  
    стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов;
  •  
    продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья, соблюдением строгих экологических стандартов;
  •  
    развитие межрегиональных, региональных и внутри региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
  •  
    преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей и их таксономических единиц.

 
Реализация основных региональных задач тесно увязывается с  общим развитием российской экономики, выбором основных направлений структурной, инвестиционной, внешнеэкономической общероссийской политики. 
Понятно, что все большая часть задач региональной политики будет перемещаться на уровень регионов и их муниципальных образований, но этот процесс не должен носить стихийный характер. Поэтому особенно важно участие государства в регулировании регионального и внутри регионального развития. 
Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального и внутри регионального развития должны стать государственные региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств, особо важные структурообразующие инвестиционные проекты, размещение заказов на поставку продукции или общегосударственных нужд посредством контрактной системы. 
При управлении крупными региональными программами необходимы повышенная ответственность региональной исполнительной власти, создание специализированных компаний, консорциумов, фирм с государственным, частным, смешанным капиталом. 
Государство должно использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной структуры экономики, в первую очередь при освоении новых регионов, формировании опорной региональной и внутри региональной инфраструктуры, развитии предприятий государственной и смешанных форм собственности в базовых и приоритетных отраслях. Преобладающей формой государственного участия должны стать финансовое налоговое регулирование и индикативное планирование, подкрепляемое экономическими стимулами.

 

 

 

 

 

                                                  Заключение 
 
90-е годы прошли под знаком интенсивного восстановления интереса к региональным исследованиям прикладного и теоретического характера. Это естественно, так как после некоторой эйфории относительно всемогущества псевдолиберальных макроэкономических схем пришло осознание того простого факта, что в столь пространственно неоднородной стране, как Россия, макроэкономические параметры национальной экономики определяются в результате взаимодействия мезо-экономических параметров - результатов и процессов регионального уровня. 
Таким образом, в современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые особенно остро проявляются сейчас во время перехода к рыночной экономике. Спад производства, рост безработицы, гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития. 
На базе ранее действовавших экономических комплексов с учетом геополитических интересов России считаю возможным ассоциировать Кемеровскую область как часть Западно-Сибирского экономического района, а также считаю целесообразным решение следующих задач: 
·        Необходимо использовать временное преимущество развитого нефтегазового комплекса для всестороннего развития района. 
·        Целесообразно сохранить потенциал угледобычи в Кемеровской области. Угольная промышленность необходима для металлургии. 
·        Важно сохранить научную базу Новосибирска. 
·        Необходимо поддерживать хотя бы минимальный уровень самообеспеченности в сельском хозяйстве

Информация о работе Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионе