Федеральное
агентство по образованию
Государственная
полярная академия
Кафедра
социологии и психологии
Исследовательская
работа
По дисциплине
исследование социально-экономических
и политических процессов
на тему:
«Методы
воздействия на вовлечённость молодёжи
в молодёжной политике г. Санкт-Петербургу».
Санкт-Петербург.
2010
I
этап. Описание проблемной
ситуации.
Тема: «Методы
воздействия на вовлечённость молодёжи
в молодёжной политике г. Санкт-Петербургу».
Переход к рыночной
экономике вызвал значительные изменения
социального положения различных
групп населения, в том числе
и таких которые традиционно
считались носителями передовых
идей. Одно из главных мест в новых условиях
принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные
ориентиры во многом определяет будущее
общества.
В обществе молодежь
является социальной категорией, в наибольшей
степени определяющей его будущее. Именно
в молодые годы у каждого человека формируется
его мировоззрение и моделируется собственная
жизнь: определяются важнейшие жизненные
цели и ценности, выбираются направления
и средства их реализации, устанавливается
отношение к себе и миру, обществу и государству.
И от того, каким будет каждый из этих выборов,
непосредственно зависит и то, какой будет
сегодняшняя молодежь, которой предстоит
созидать человека, общество и государство
как ближайшего, так и отдаленного будущего.
А это значит, что вектор социального прогресса
всегда определяется в настоящем, и находится
в руках тех, кто молод сегодня. Это обстоятельство
делает вопрос о молодежи вопросом стратегического
характера.
Вполне естественно,
что каждый молодой человек нуждается
в определенных условиях для своего духовного
становления и социальной самореализации.
Тем, каковы эти условия и наличествуют
ли они в повседневной жизненной реальности,
прежде всего и задаются ключевые духовные
и социальные параметры молодежной среды,
устанавливаются соответствующие им типы
организации жизни молодых, формируется
определенный общественный и государственный
«заказ на молодежь». В силу ряда характерных
особенностей отечественного национального
менталитета и происходящих в стране социально-экономических
преобразований, далеко не всегда и далеко
не каждый молодой человек способен самостоятельно
обеспечить надлежащие условия для собственного
становления и развития без соответствующей
этому политики государства. Таким образом,
вопрос об особых условиях для молодежи
является основообразующим для того, какой
будет сегодняшняя молодежь, и, соответственно
- ближайшие поколения граждан и общество
в целом.
В этой связи, учитывая
исключительную значимость вопроса о
молодежи для судеб народа и страны, необходимо
считать постоянный и всесторонний интерес,
внимание, заботу и поддержку государства
по отношению к молодежи одной из приоритетных
задач в сфере государственной социальной
политики. Именно и только такой подход
является залогом общественного процветания
и прогресса.
Однако реалии
таковы, что осуществление этого подхода
на практике всегда носило проблемный
и двойственный характер. С одной стороны
государство всегда сознавало его очевидность
и безусловную правильность, так как от
этого зависели стабильность, процветание
и могущество самого государства. Поэтому
в любой исторический период, когда само
государство было достаточно сильно, оно
о молодежи заботилось, обращая особое
внимание на ее воспитание и образование,
или, по крайней мере, эти заботу и внимание
декларируя. С другой стороны, в обществе
всегда доминировало неприязненно-подозрительное
отношение к молодежи и некоторое раздражение
по поводу протекционистской политики
государства по отношению к ней, что не
могло не сказываться на реальном отношении
государства к молодежным проблемам
Начиная с 1992 года
молодежь оказалась в чрезвычайно
сложном и новом для себя положении.
В условиях начавшегося перехода
к экономической модели свободного
рынка и «шоковой» терапии, все существовавшие
ранее системы и механизмы защиты и реализации
интересов и прав молодежи вместо их адаптации
к изменившимся условиям были практически
полностью разрушены. Вместе со страной,
партией и комсомолом исчезли традиционные
источники идеологии и технологии политики
государства по отношению к молодежи,
разорвались межнациональные и международные
связи, перестала действовать в новых
суверенных государствах нормативно-правовая
база СССР по молодежным вопросам, были
катастрофически ослаблены система молодежного
туризма, система воспитания и отдыха
детей, подростков и молодежи, система
социализации юношества, уменьшилась
социальная защищенность и поддержка
различными институтами власти талантливой
молодежи, прекратилось строительство
молодежных жилищных комплексов, распалась
сеть культурных и спортивных учреждений
для детей и молодежи.
Таким образом,
начавшиеся экономические, политические
и социальные реформы на значительный
период времени практически полностью
вытеснили молодежь и ее проблемы из сферы
внимания общества и государства, что
повлекло за собой существенное обострение
всех основных проблем молодежи, существовавших
ранее и появление новых. Это проблемы
общих жизненных ориентиров и жизненного
пути, самоутверждения и самореализации,
делового и социального поведения, взаимосвязей
с обществом и государством, защиты прав
и стартовых возможностей. Наиболее остры
в этом ряду такие проблемы, как образование,
занятость, семья, жилье. Отсутствуют или
неэффективны системы воспитания, социальной
помощи, правовой защиты, информационного
обеспечения. Отсутствуют или слабы государственные
и общественные механизмы контроля ситуации
в молодежной среде и решения проблем
молодежи ее собственными силами. Наиболее
проблемными возрастными сегментами в
общей массе молодежи представляются
диапазоны в 14-17 лет (старшие школьники,
учащиеся училищ и техникумов, незанятая
молодежь этого возраста) и 22-27 лет (студенты
старших курсов, аспиранты, молодые специалисты,
рабочая молодежь). Среди больших социальных
слоев - студенчество, старшеклассники,
сельская молодежь, военнослужащие, а
также - такие специфические социальные
группы, как несовершеннолетние преступники,
беспризорные подростки, выпускники детских
домов, молодые наркоманы, и т.д., особенно
- в переходные моменты (выпуск, освобождение,
демобилизация, излечение и т.п.).
Сегодняшняя ситуация
в молодежной среде носит двойственный
характер. С одной стороны наблюдается
существенное изменение самосознания
значительной части молодежи. Она все
больше осознает свою роль и значимость
для общества, считая особое к себе отношение
безусловной обязанностью государства,
хотя особо на него не рассчитывает, и
полагается в основном на собственные
силы. Весомый потенциал этой молодежи
не задействован ни в решении ее собственных
проблем, ни в общественном развитию в
целом. С другой стороны, в условиях сильнейшего
социального расслоения также немалая
часть молодежи является наиболее криминогенной
средой. Криминальный мир и нелегальный
бизнес активно втягивают молодежь в асоциальную
и преступную деятельность. Кроме того,
в молодежной среде уже сформировались
апатичность и бездеятельность, социальное
иждивенчество. Молодежь находится в ситуации
вынужденной самостоятельности, а ее общественные
объединения, призванные отстаивать интересы
молодежи - слабы, разрозненны, непредставительны,
а потому - не являются реальной силой.
При этом, кроме
уже обозначенных существуют и еще
две больших социальных слоя молодежи.
Первый из них - это молодежь, обладающая
очень высоким коэффициентом инертности
в мышлении и поведении, совершенно не
готовая и плохо приспособленная к самостоятельному
определению собственных жизненных перспектив
и направленным на это практическим действиям.
Второй - это та часть молодежи, которая
в силу особых условий (состояния здоровья,
низкого жизненного старта, неблагополучной
семьи, криминального опыта и прочих причин)
оказалась в положении, не позволяющем
в полной мере задействовать собственные
силы и ресурсы для продуктивных действий
по устройству собственной жизни.
Актуальность
темы заключается в том, что формирование
жизнеспособного подрастающего
молодого поколения становится одной
из главных стратегических задач
развития страны для обеспечения
национально-государственных интересов.
Гипотетически
возможно, что молодежь не является
саморазвивающейся системой, ее жизнь
обусловлена существующими социально-экономическими
и политическими условиями, следовательно,
необходима особая государственная политика
в отношении молодежи.
Политика по
отношению к молодежи формируется на уровне
общества и государства. Государство обладает
наибольшими ресурсами для проведения
целостной молодежной политики.
II
этап. Определение контуров
исследования.
Тема: «Методы
воздействия на вовлечённость молодёжи
в молодёжной политике г. Санкт-Петербургу».
Цель
исследования: исследование значимости
молодежной политики для развития государства
и в изучении применяемых программ.
Задачи
исследования:
· исследовать
понятие «молодежная политика»;
· рассмотреть
цели, задачи и принципы государственной
молодежной политики;
· проанализировать
основные направления и приоритеты
государственной молодежной политики;
· изучить механизмы
и технологии реализации государственной
молодежной политики;
· рассмотреть программы,
проведенные на практике, в сфере молодежной
политики.
Объект
исследования: молодежная политика,
проводимая на территории РФ.
Предмет
исследования: - процесс реализации
программы молодежной политики в Северо-Западном
регионе Российской Федерации.