Международные конфликты и механизмы их урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:53, реферат

Описание

Политологи рассматривают конфликт как результат взаимодействия несовпадающих по интересам элементов системы общественных отношений; конфликт, по их мнению, является отнюдь не патологией, а нормой жизни общества. Проблема состоит лишь в том, чтобы не исключать его из жизни, но уметь находить его причины, конфликтующие стороны, движущие силы, пути разрешения.
Особенно актуальной становится эта задача с учетом постоянного совершенствования и постепенного распространения оружия массового поражения, высокотехнологичных видов вооружений и расширения клуба ядерных государств.

Содержание

Введение 3
1. Понятие конфликта. Международный конфликт 4
2. Понятие урегулирования международного конфликта 7
3. Понятие мирного способа урегулирования международных
конфликтов 9
4. Этапы урегулирования международных конфликтов 13
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

Таким образом,  урегулирование, в  том числе, устранение конфликта  может проводиться с применением  следующих традиционных методов:

  • мирных;
  • силовых;
  • иных или смешанных, со сложной структурой.

По желаемости применения мирный способ урегулирования конфликтов обычно ставится на первое место. Под мирным разрешением (термин «разрешение» употребляется здесь в широком смысле и включает в себя урегулирование) понимается взаимно согласованное преодоление причин конфликта. Ю.М. Колосов подчеркивает, что при мирном разрешении  отсутствует применение принуждения в какой-либо форме.

Исторически, силовые методы играли превалирующую роль в урегулировании конфликтов. Около половины кризисов, исследованных в фундаментальном труде Бречера, Винкельфельда и Мозера разрешались именно силовым способом.  15% кризисов в период с 1929 по 1979 годы были разрешены путем проведения милитаризованных акций без применения силы. Только в 16% кризисов были использованы переговоры – основное мирное средство разрешения международных споров. Экономические и иные меры без применения вооруженной силы и посредничество были использованы в 4% (1% и 3%) всех случаев.

Несмотря на кажущуюся эффективность  силовых методов разрешения конфликтов, истинные противоречия между государствами  такими способами в итоге не разрешаются. Более сильное государство принуждает слабую сторону конфликта принять  свою позицию по спорному вопросу. При  изменении соотношения сил на международной арене неразрешенный  конфликт из латентной фазы переходит  в реальную и порождает новые.

К иным способам разрешения (урегулирования) конфликтов ученые относят средства, в которых сила непосредственно не применяется, но используется для устрашения противника, или используются и мирные, и насильственные средства разрешения спора вместе:

  1. cмешанный, без применения силы – например, приведение вооруженных сил в боевую готовность, перемещение их к границе с конфронтирующим государством и ведение одновременно с этим переговоров;
  2. оказание давление без применения вооруженных сил – применение экономических санкций;
  3. милитаризованные акции без применения силы – маневры, перемещение войск, посредством письменных или устных заявлений полномочных представителей государства о возможном применении силы в случае неисполнения требований);
  4. смешанные акции, включающие применение силы – разворачивание активных военных действий  и одновременно применение экономических санкций.

По общему признанию ученых и  политиков, наиболее оптимальным и  эффективным средством урегулирования международных конфликтов по емкости затрачиваемых ресурсов, устойчивости положительного результата являются мирные средства.

Отсутствие четко  определенного термина «конфликта»  привело к тому, что институт мирных средств разрешения (урегулирования) конфликтов не стал предметом правового  регулирования. Это все же не значит, что мирных средств разрешения конфликтов нет. При определении средств  разрешения международного конфликта  необходимо использовать теоретические  и практические исследования конфликтологии, психологии и социологии в этой области и имеющиеся нормы и институты права. С момента принятия Устава ООН в 1945 году мировое сообщество закрепило, что стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору (ст. 33 Устава ООН). В формулировке, данной в ст. 33 Устава ООН, спор имеет характер конфликтного столкновения (продолжение спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности). Но под данную формулировку подпадают далеко не все категории международных конфликтов.

Особенностью урегулирования конфликта  по сравнению со спором является то, что в его основании не всегда лежит четко обозначенное противоречие. По типологии известного конфликтолога М.Дойча только при «подлинном конфликте» столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяющегося фактора1, т.е. в основе конфликта лежит противоречие – наличествует спор. В практике же встречаются также:

  1. «случайный или условный конфликт» - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками;
  2. «смещенный конфликт» - когда причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе;
  3. «неверно приписанный конфликт» - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт;
  4. «скрытый конфликт» - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
  5. «ложный конфликт» - это конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений2.

К урегулированию такого рода конфликтов невозможно в полной мере применение мирных средств разрешения споров, так как нет четко определенного  противоречия и его сторон. Основой  для урегулирования любого конфликта  будет является, в первую очередь, устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами. Некоторые конфликты, например, случайные, могут быть разрешены именно таким образом, здесь нет необходимости разрешать противоречие. В других случаях необходим поиск реальных сторон конфликта («неверно приписанный конфликт»), причин конфликта, т.е. объекта противоречия («смещенный конфликт»), разъяснения ложных представлений или недоразумений при «ложном конфликте».

При нахождении истинного противоречия между сторонами, а также сторон конфликта, можно применять обычные  средства разрешения международных  споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Этапы урегулирования международных конфликтов

 

Исходя из вышесказанного, мирное урегулирование конфликтов проводится в два этапа:

1) устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами, подготовка условий для разрешения противоречия между сторонами, если таковое имеет место (определение истинных сторон спора и объекта противоречия)

2) разрешение противоречия с применением средств, разработанных международной практикой для разрешение (урегулирования) международных споров.

На первом этапе урегулирования конфликта третьими лицами могут  применяться самые различные  средства. Эти средства, чаще всего  применяются, не отдельно друг от друга, а в совокупности. Первым можно назвать привлечение внимания к возникшему конфликту. Ему должен предшествовать сбор и оценка информации о конфликте, причинах и поводе возникновения конфликта, так как неверная информация или ее оценка могут послужить причиной новых конфликтов или эскалации существующего конфликта. Третье лицо  должно определить объект конфликта и его основные характеристики, в том числе, например, делимость или неделимость объекта конфликта с целью возможного изъятия или замены1. На этом этапе также проводится сбор информации об участниках конфликта, а также их стиле поведения при участии в конфликтах. От этого будет зависеть прогнозирование ситуации относительно развития конфликта и определения стратегии участия третьей стороны в его урегулировании.

Уже даже привлечение  внимания к возникшему конфликту  государствами, международными организациями  и другими субъектами, прежде всего, с помощью средств массовой информации или, например, путем обсуждения ситуации в органах ООН,  может остановить обострение противоречий между участниками  конфликта. Например, государства, осознавая  возможность применения обязательных принудительных мер со стороны мирового сообщества, могут самостоятельно остановить противостояние и обратиться к мирным способам разрешения конфликта. Чаще всего все же привлечение внимания к конфликту будет только первоначальной стадией урегулирования конфликта.

Перед тем как  предпринимать конкретные действия, третья сторона должна определить свое отношение к возникшему конфликту, а именно свои цели и интересы. Для государств это обычно является политическим решением. Государства проявляют интерес в урегулировании конфликтов, например, если разрастание конфликта угрожает собственной национальной безопасности (например, в конфликтах между приграничными государствами или на их территории), защищая интересы своих союзников, следуя исторической традиции и др. Международные организации занимаются данными вопросами с соответствии со своими уставными целями. Так, например, в соотв. с п. 1 ст. 1 Устава ООН Организация Объединенных Наций в числе других преследует цель «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». После определения собственной позиции и интереса в конфликте, третье лицо вырабатывает стратегию и тактику собственного поведения. Факторами, ослабляющими или не усиливающими интенсивность конфликта, может быть в том числе, например, самоисключение сильных держав из участия в его урегулировании.

В большинстве  же случаев третье лицо использует следующие меры по устранению или  ослаблению конфликтного взаимодействия1:

    • обращение к сторонам с призывом  прекращения конфликтного взаимодействия или снижения его интенсивности (прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории и др.),
    • предложение своей помощи в урегулировании конфликта,
    • проведение переговоров с целью склонения сторон к мирному разрешению спора, в том числе с использованием институтов «добрых услуг» и «посредничества»,
    • использование наблюдателей от третьих лиц и контингентов, которые своим присутствием в зоне конфликта сдерживают стороны от эскалации конфликтного взаимодействия и создают условия для конструктивного разрешения противоречия сторонами (несмотря на использование вооруженных контингентов, данное средство можно отнести к мирным, так как оружие используется только для самообороны и операция проводится только с разрешения конфликтующих сторон или государства пребывания).

Переговоры имеют  столь же древнюю историю, как  война и посредничество. Этот инструмент использовался для урегулирования конфликтов еще задолго до появления  правовых процедур. Однако то, как ведутся  переговоры – их технология, долгое время оставалось без внимания. Только во второй половине ХХ столетия переговоры стали объектом широкого научного анализа, что обусловлено прежде всего той ролью, которую приобрели переговоры в современном мире.

Наиболее распространенный способ разрешения политических конфликтов – проведение переговоров. В литературе существует три основных подхода  к определению сущности переговорного  процесса. Первый подход подразумевает, что переговоры обязательно исходят  из общих интересов переговаривающихся сторон и поэтому представляют собой  мероприятия, ориентирующиеся на сотрудничество. Второй подход предполагает, что интересы сторон могут быть различными и даже взаимоисключающими, переговоры же возможны при наличии взаимозависимости  их участников, позволяющей достичь  выгодного для всех соглашения. Третий подход допускает как противоборство, так и сотрудничество, наличие  как общих, так и взаимоисключающих интересов1.

В любом случае для успеха переговоров важно  создание благоприятной психологической  атмосферы. Сильным средством влияния  на складывающуюся в ходе переговоров  ситуацию может стать некий баланс вознаграждения и наказания оппонента. Психологическим наказанием может  быть атмосфера напряженности, ощущение тупика за столом переговоров. Вознаграждением  же могут быть положительные эмоции, связанные с чувством безопасности, собственного достоинства, ощущением  успеха и самореализации.

Когда речь идет о переговорах, участниками которых  выступают представители разных государств и наций, учитывается  их национальная специфика, в том  числе и особенности этнической психологии. Например, отличительное  свойство русского национального характера  – способность доводить все до крайностей, до пределов возможного. На переговорах это может проявляться  по-разному: и как стремление постоянно  придерживаться чересчур жесткой линии  поведения, и, наоборот, как неожиданное  для партнера полное и безоговорочное принятие его предложений. Немцы  уделяют больше внимания подготовительной стадии переговоров, тщательно прорабатывают  свою позицию. Англичане, напротив, к  подготовительной стадии равнодушны: они полагают, что наилучшие решения  могут быть найдены в процессе самих переговоров в зависимости  от позиции партнеров. Для китайского стиля ведения переговоров, по мнению специалистов, характерно четкое разграничение  этапов переговорного процесса. На начальном этапе китайцы склонны  обращать особое внимание на внешний  вид партнеров, манеру их поведения. Уступки они стремятся делать к концу переговоров, после того как оценят возможности противоположной  стороны. Американцы же гораздо менее  склонны следовать какому-либо строгому разграничению этапов, но все время  поддерживают высокий темп ведения  переговоров.

Информация о работе Международные конфликты и механизмы их урегулирования