Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:32, контрольная работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю его жизнь. Международные отношения постоянно развиваются – хотя очень медленно и непоследовательно. Сложность и противоречивость такого развития порождают множество дискуссий и без знания основных аргументов этих дискуссий трудно понять эволюцию теории международных отношений и соответственно – составить общее представление о ее объекте и тех изменениях, которые она претерпевает в ходе исторического развития человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
Раздел I. Система международных отношений. Состояние современной системы международных отношений. Мировая политика: понятие, сущность……………………………………………. 5
1.1. Система международных отношений……………………………… 5
1.2. Состояние современной системы международных отношений….. 6
1.3. Мировая политика: понятие, сущность……………………………. 7
Раздел II. Субъекты мировой политики. Внешнеполитическая деятельность государства как субъекта мировой политики…………… 9
2.1. Субъекты мировой политики………………………………………... 9
2.2. Внешнеполитическая деятельность государства как субъекта мировой политики………………………………………………………… 11
Раздел III. Геополитические факторы в мировой политике. Россия в мировом политическом процессе………………………………………... 13
Заключение………………………………………………………………... 16
Список литературы……………………………………………………….. 17

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 36.54 Кб (Скачать документ)

 

2.2. Внешнеполитическая  деятельность государства как  субъекта мировой политики

Исходя из вышеизложенного  мы понимаем, что все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в  целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства.

Влияние, силу государства  на мировой арене можно представить  как его способность, защищая  собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий  в мире. Силу государства, его положение  в системе международных отношений  обусловливает целый ряд факторов. Ещё недавно считалось, что главным  для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет её могущество и  соответствующее положение на международной  арене.

Реальное положение государства  определяется более широкими показателями, такими как величина территории, природные  и людские ресурсы, структура  национальной экономики, объём и  качество промышленного и сельскохозяйственного  производства, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Подводя итог по второму  разделу, можно сказать, что государства  по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных  отношений. Для решения отдельных  проблем, актуальных вопросов в своих  интересах, отстаивания этих интересов  государства, политические партии, отдельные  человеческие коллективы объединяются в различные международные организации  – правительственные и неправительственные, которые играют значительную роль на современном этапе международных  отношений. Такова ныне одна из тенденций  международного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Геополитические факторы в мировой политике. Россия в мировом политическом процессе

 

В научном плане геополитику  можно определить как междисциплинарную (комплексную) теорию, объясняющую зависимость  государственных действий (политики) от таких факторов, как географическое положение страны, размер территории, протяженность границ и их конфигурация, количество и состав проживающего в  стране населения и др. Главный  геополитический фактор - это, конечно, занимаемая государством территория: ее размер, состав и конфигурация.6

Согласно п. 3 ст. 80 Конституции  РФ7 Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Так 31.08.2008 г. Д. А. Медведев огласил «пять позиций» внешней политики России: первенство основополагающих принципов международного права; неприятие однополярного мира и строительство многополярности; избежание изоляции и конфронтации с другими странами; защита жизни и достоинства российских граждан, «где бы они ни находились»; защита интересов России в «дружественных ей регионах». Главная цель внешней политики — «способствовать росту благосостояния граждан, их защите, культурному развитию, развитию страны в целом».

На реализацию этих задачи нацелены разработанные Правительством Основные положения концепции внешней  политики Российской Федерации.

Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических  интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере.

Возвращаясь к началу 90 гг. XX в. Мы видим, что государство РФ столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возникновением новых государств и т.д. В создавшихся условиях, России нужно в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс. Одним из результатов таких дипломатических усилий стало подписание Основополагающего акта, регулирующего отношения между Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ.

Объективной базой развития российско-американских отношений  является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Так 8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США  Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества».

В Азиатско-Тихоокеанском  регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и  стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.

Российская внешнеполитическая концепция имеет целью сформировать вокруг себя необходимый общегосударственный  консенсус. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции  поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и  займет свое неповторимое место в  мире. Положение региональной державы  с ограниченными международными интересами сменится ситуацией, в которой  России будут обеспечены выходы на роль мировой державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив и рассмотрев тему данной контрольной работы мы пришли к выводу, что международные отношения в эпоху глобализации изменяют свой характер, структуру и сущность. Характер международных отношений менялся исторически – от «баланса сил» начала и середины прошлого столетия до «баланса интересов» в конце столетия, к последующей «общности интересов» без которой невозможно представить себе будущее. Структура международных отношений обогатилась новыми субъектами, оспаривающими властные полномочия и влияние у традиционных – государств и межправительственных организаций. Это физические лица, этносы, неправительственные организации, транснациональные компании, транснациональные банки и т.д. Соответственно, и сущность международных отношений претерпела значительные влияния. Государства, стремившиеся максимально реализовать свои интересы на основе принципа суверенитета, ныне стремятся войти в мир-экономику и мир-политику.

Таким образом, поставленная цель - изучить понятия и сущность мировой политики и международных  отношений. Рассмотреть и проанализировать особенности мирового политического  процесса в современных условиях достигнута выполнением поставленных задач:

изучена система международных  отношений, состояние современной  системы международных отношений;

раскрыты понятие, сущность  мировой  политики;

определены субъекты мировой политики;

охарактеризована внешнеполитическая деятельность государства как субъекта мировой политики;

раскрыты геополитические факторы  в мировой политике;

проанализировано место России в мировом политическом процессе.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев В.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской революции // Отеч. история. 2003. № 5. С. 3-20.
  2. Замятин Д.Н. Геополитика образов и структурирование мегапространств // Полис. 2003. № 1. С. 82-102.
  3. Козырев Г.И. Введение в политологию: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 208 с.
  4. Конституция Российской Федерации. М.; 1993.
  5. Лебедева М.М. Проблемы развития мировой политики // Полис. 2004. № 5. С. 106-113.
  6. Мальцев В.А. Основы политологии. М. 1997. - 214 с.
  7. Мухаев Р.Т. Политология: Уч. для вузов. Изд. 2-е. М.; 2002. – 640 с.
  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М., 2002. – 477 с.
  9. Симонян Р.Х. Страны Балтии в годы горбачевской перестройки // Новая и новейшая история. 2003. № 2. С. 44—65.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовые понятия

 

Геополитика - это наука о больших пространствах, о глобальных политических, экономических и других процессах и искусстве управления ими. В узком значении геополитика предстает как научная дисциплина, обладающая собственным методом и изучающая зависимость государственной политики от географических факторов. В широком смысле это понятие обозначает сознательно проводимую или спонтанно формирующуюся политику государств в той степени, в которой она связана с географическими и территориальными факторами.

Глобальными проблемами современности называют те внутренние и внешние процессы, которые касаются либо всего мирового сообщества, либо его значительной части. Глобальные проблемы современности занимаются как на уровне национальном, так и на уровне всего мирового сообщества (ООН).

Основные глобальные проблемы современности:

Накопление оружия массового  поражения: проблема собственного разоружения; проблема безопасности.

Проблема сохранения окружающей среды.

Энергетическая и сырьевая проблема.

Проблема опасных болезней и вредных привычек.

Проблема регулирования  роста народонаселения.

Дивергенция политическая - рост количественного и качественного разнообразия политических систем, процессов, культур.

Конвергенция  политическая - концепция, обосновывающая сближение различных социальных систем и их слияние в некое - смешанное общество.

Международная политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества.

 

Международная политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью  национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных  союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами  и народами.

Международные отношения – это совокупность всех связей и отношений, выступающих на мировой арене национальных государств и межгосударственных объединений, а так же экономических и политических организаций и движений. Международные отношения – это механизм взаимодействия государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.

Милитаризм - политика, ориентированная на решение проблем военными средствами.

Пацифизм - (от лат. pacificus - миротворческий, умиротворяющий) - антивоенное миротворческое движение, представители которого выступают за прекращение практики военного разрешения политических конфликтов.

Политическая  безопасность - составная часть, главное звено, стержень и основа национальной безопасности.

Политическое  мышление - форма политического сознания, которая при осознании социально-политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление имеет множество модификаций и аспектов. Оно существует в теоретической форме различных уровней, например, метатеории, политической философии, политологии, политической социологии, теории права, политической идеологии и т.д. Кроме теоретического политического мышления можно зафиксировать его прикладную, утилитарную форму.

1 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М., 2002. – 477 с.

2 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М., 2002. – 477 с.

3 Алексеев В.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской революции // Отеч. история. 2003. № 5. С. 3-20.

4 Лебедева М.М. Проблемы развития мировой политики // Полис. 2004. № 5. С. 106-113.

5 Мухаев Р.Т. Политология: Уч. для вузов. Изд. 2-е. М.; 2002. – 640 с.

6 В.А. Мальцев. Основы политологии. М. 1997, стр.461

7 Конституция Российской Федерации. М.; 1993.

 


Информация о работе Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса в современных условиях