Национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:35, доклад

Описание

Термин "национальная безопас­ность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее де­сятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищеннос­ти жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность госу­дарственная, материальное и духовное благосостояние и др.

Работа состоит из  1 файл

Национальная безопасность(Политология).docx

— 23.66 Кб (Скачать документ)

Термин "национальная безопас­ность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее де­сятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищеннос­ти жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность госу­дарственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности. Повышенный интерес современного российского общества к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разобраться в сущности самого социального явления "безопасность", увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами. При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях власти и бизнеса в современной России, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства. За свою многовековую историю Россия накопила огромный опыт обеспечения национальной безопасности. Первоначально национальная безопасность не выделялась из общих полицейских задач. Деятельность общества и государства по обеспечению национальной безопасности ограничивалась в основном созданием условий для материального и духовного благополучия людей. Так продолжалось до конца XIX в. Но уже в XVII в. в общем комплексе полицейских задач выделялась деятельность государства по обеспечению внеш­ней и внутренней безопасности. К началу XX в. наиболее глубокую теоретическую проработку получила внешняя безопасность (как один из видов национальной безопасности). Внутренняя же безопасность, в силу различных причин идеологического и политического характера, до последнего времени (почти до начала XXI в.) оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к какой-либо сфере безопасности государства: политической, экономической, социальной, оборонной. Актуальность темы данной курсовой обусловлена практическими задачами реформирования России, выработкой новой политики обеспечения национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам россиян и учитывающей новые международные реалии. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче - обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Учитывая неоднократную смену официальных государственных взглядов на обеспечение безопасности России, нельзя оставить без внимания сущностный анализ принципов обеспечения национальной безопасности в различные исторические эпохи. Особое внимание уделено обеспечению безопасности личности в советский период российской истории, основным чертам концепции национальной безопасности современной России, ведущей свое начало от древнерусской традиции общинного уклада жизни. Этот материал наиболее актуален, так как за годы "перестройки" и последнего десятилетия реформирования России общественное мнение россиян не пришло к единству во взглядах на национальные ценности, интересы и цели Российской Федерации в постиндустриальную эпоху общественно-политического развития. До сих пор общественное мнение одних россиян склоняется к идее русской монархической государственности, где национальная безопасность базируется на православии, патри­отизме, соборности и самодержавии. Другие привержены идее демократического государства и гражданского общества, национальная безопасность которого строится на приоритете общечеловеческих ценностей и интересов. Значительная социальная группа россиян старшего поколения отстаивает мнение о необходимости ориентироваться на национальную безопасность, базирующуюся на идеологии советского патриотизма и пролетарского интернационализма. В последние годы все заметнее и чувствительнее для российского федерализма проявляет себя на словах и на деле стремление отдельных групп населения и национальной политической элиты придерживаться этнической концепции безопасности, основанной на приоритете этнических ценностей, форм общнос­ти в жизни человека и человечества в целом, необходимости подчинения интересов личности и общества интересам своего этноса. Экономическая отсталость и неэффективность реформистской деятельности правительства замедляют формирование общественного мнения россиян о национальной безопасности, базирующейся на безусловной ориентации на общенациональные ценности, интересы и цели Российской Федерации, на жизненно важные интересы личности, общества и государства. 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Сегодня к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, политологии, экономики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структурные и функциональные компоненты общей социальной системы национальной безопасности. Среди них - философы, историки, психологи, демографы, экологи, юристы, биологи и др. Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию национальной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднозначно и противоречиво развивающейся социальной действительностью. Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих. Изучение национальной безопасности требует нового категориального аппарата и комплексного исследования проблем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации. Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опаснос­ти, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектический сплав структурных компонентов этой системы олицетворя­ет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию условий существования и устойчивого развития. В реформирующейся России именно защита национальных ценностей, интересов и целей, правильный выбор наци­ональных способов и путей является главным условием обеспечения национальной безопасности. Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюционных процессов на параметры системы национальной безопасности стремительно растут по мере исторического развития. Это определяет необходимость выработки цельной системы корректных и научно обоснованных прогностических методов исследования, оценки состояния и перспектив развития национальной безопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз нацио­нальным ценностям, интересам и целям Такая система прогностических методов позволила бы снять социальную и экономическую напряженность, предотвратить наступление крупномасштабных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности. До 1997 г. в России не было единого документа, отражающего концепцию национальной безопасности. Вместо него государство и общество полагались на некий синтез программных заявлений государственных и партийных деятелей, которые отражали национальные ценности, интересы и цели, а также угрозы им. В настоящее время в Российской Федерации активно дорабатывается Концепция национальной безопасности (схема приведена в Приложении 1). В процессе разработки концепции, политики и стратегии национальной безопасности их авторы должны придерживаться единого понимания национальной цели, национальных ценностей и интересов. Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремле­ния, подавляющего большинства россиян. Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности. Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих совокупность социальных ценностей и жизненно важных интересов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства. Несмотря на плюрализм социальных интересов, справедливо утверждать, что жизненно важные интересы личности, социальных групп и государства вполне определены и немногочисленны. Кроме того, каждый из нас несет в себе собирательный образ всех россиян, как единого народа. И тот, кто руководит государством и обществом, не может игнорировать национальную самобытность и национальные цели и интересы общества. Хотя и неразумно сегодня ожидать, что провозглашение руководством неких национальных целей вызовет единодушную поддержку, однако, руководитель должен стремиться к национальному консенсусу. В настоящее время общество могло бы поддержать такую национальную цель, как безопасность и благосостояние народа (духовное и материальное). Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации - личности, общества и государства. Потребности объективно возникают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов: Ø экономические (внешние и внутренние); Ø политические (внешние и внутренние); Ø социальные (внутренние); Ø экологические (внутренние); Ø оборонные (внешние и внутренние); Ø информационные (внешние и внутренние). Эти группы интересов проявляются на трех уровнях внутри страны - федеральном, региональном и местном. Они взаимосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обес­печения национальной безопасности. В первую очередь подлежат защите государством и обществом высшие жизненно важные интересы нации. В зарубежной политологии их часто называют "интересами выживания нации". К ним относятся: защита национальной независимости (суверенитета), территориальной целостности и конституционного строя; конституционные права и свободы человека, возможность продолжить свой род и развиваться, личная и имущественная безопасность, здоровая среда обитания человека; реальное функционирование структур гражданского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния (без этого нация "скатывается" к тоталитарному государству и постепенно деградирует, что ведет к политической нестабильности и, в конечном счете, может привести к "умиранию" государства). Группы лиц, институты и отдельные личности могут иметь свои собственные интересы (групповые, профессиональные, корпоративные и т.д.). Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы и международная интеграция российского ВПК. В 80-90-е годы военно-политическая обстановка в мире качественно изменилась. Нет непосредственной угрозы ядерной войны, уменьшилась роль военной силы как инструмента внешней политики. Однако необходимость поддержания внутреннего порядка, охраны границ, защиты территориальной целостности государства, обеспечения его безопасности и обороноспособности при существующих еще факторах военной опасности требует от любого члена мирового сообщества уделять серьезное внимание оснащению своих вооруженных сил современным военным оборудованием. Военно-промышленная база большинства стран мира чаще всего не в состоянии удовлетворить все потребности национальной армии в вооружениях, и спрос на них покрывается за счет импорта. Мировая торговля вооружениями и военной техникой (ВВТ) продолжает занимать одно из наиболее заметных мест в системе межгосударственных связей. Вообще мировая торговля обычными вооружениями продолжает концентрироваться в руках узкого круга экспортеров и покупателей. Так, на долю шести основных стран-поставщиков в 1996 году пришлось почти 90% всех продаж, а на долю 30 основных импортеров более 84% всех закупок ВВТ в мире[10,55]. Бесспорным лидером в торговле военной продукцией в 90-х годах являются Соединенные Штаты Америки, резко увеличившие свое присутствие на мировом рынке вооружений и военной техники после окончания холодной войны. Так, только за период 1992-1996 гг. США поставили другим странам основных видов обычных вооружений на сумму 61,686 млрд. долл., что составляет 51,7% всех мировых поставок в данные годы. В 1996 г. доля США на мировом рынке ВВТ составила 44,5% или 10.228 млрд. долл.[5,100]. В обозримом будущем США, по всей вероятности, сохранят на рынке оружия свои позиции, хотя и не исключено некоторое падение их относительного веса в общемировом экспорте продукции и услуг оборонного назначения. По некоторым данным, Соединенные Штаты к середине 90-х годов поставляли оружие почти в 150 стран мира, продолжая в тоже время наращивать свои усилия по проведению в жизнь активной экспортной политики. При этом многими экспертами выделяется ряд конкретных причин, по которым мировые импортеры предпочитают именно американское оружие: во-первых, высокий технический уровень предлагаемой военной продукции; во-вторых, комплексные условия сделок и надежность послепродажного обслуживания ВВТ; в-третьих, постоянно усиливающееся политическое давление госаппарата США на своих торговых партнеров; и в-четвертых, перестройка производственной и сбытовой деятельности американских военно-промышленных компаний с ориентацией специально на внеш6ние рынки. Российская конверсия выразилась в обвальном спаде производства продукции по всему оборонному комплексу в целом, и особенно по военной продукции. К середине 90-х годов общественное сознание России пришло к пониманию того, что ВПК существует не только для конверсии. При этом спектр суждений о внешнеэкономических связях ВПК опять неоправданно зауживается, сводясь к торговле оружием как единственной проблеме, стоящей перед отечественной оборонной промышленностью. Неудачливого героя вчерашних дней - конверсию - сменил подающий надежды сегодня - экспорт оружия. Заключение. Таким образом, современный мир стремительно движется к новой, синтезированной модели развития. Ее характеризуют не только качественное обновление технологической базы производства, широкое внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, но и принципиально важные сдвиги в структуре, содержании и характере процессов производства и потребления. Мировое сообщество постепенно преодолевает синдром "борьбы двух сис­тем". Но слом биполярной модели международных отношений выявил другой острейший конфликт в мире - между центральной (Север) и периферийными частями (Юг) в структуре мирового хозяйства. Проблема выживания делает необходимой органичную интеграцию этих двух частей на основе их взаимной адаптации и активных связей. · Насколько содержание этих последних значимо для субъектов политики? · Что именно лежит в основе права? · Как совместить права и свободы отдельного индивида с его ответственностью перед обществом или с правами коллектива? и так далее. 4. Разграничение предметов изучения политологии и политической философии Вспомним о том, что политика одновременно является и сферой деятельности, и формой деятельности. Под политическим подразумевается все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным формам, за которыми признаны окончательная власть и авторитет, существующие в этом обществе для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей.

Информация о работе Национальная безопасность