Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:35, доклад
Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др.
Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности. Повышенный интерес современного российского общества к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разобраться в сущности самого социального явления "безопасность", увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами. При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях власти и бизнеса в современной России, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства. За свою многовековую историю Россия накопила огромный опыт обеспечения национальной безопасности. Первоначально национальная безопасность не выделялась из общих полицейских задач. Деятельность общества и государства по обеспечению национальной безопасности ограничивалась в основном созданием условий для материального и духовного благополучия людей. Так продолжалось до конца XIX в. Но уже в XVII в. в общем комплексе полицейских задач выделялась деятельность государства по обеспечению внешней и внутренней безопасности. К началу XX в. наиболее глубокую теоретическую проработку получила внешняя безопасность (как один из видов национальной безопасности). Внутренняя же безопасность, в силу различных причин идеологического и политического характера, до последнего времени (почти до начала XXI в.) оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к какой-либо сфере безопасности государства: политической, экономической, социальной, оборонной. Актуальность темы данной курсовой обусловлена практическими задачами реформирования России, выработкой новой политики обеспечения национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам россиян и учитывающей новые международные реалии. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче - обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Учитывая неоднократную смену официальных государственных взглядов на обеспечение безопасности России, нельзя оставить без внимания сущностный анализ принципов обеспечения национальной безопасности в различные исторические эпохи. Особое внимание уделено обеспечению безопасности личности в советский период российской истории, основным чертам концепции национальной безопасности современной России, ведущей свое начало от древнерусской традиции общинного уклада жизни. Этот материал наиболее актуален, так как за годы "перестройки" и последнего десятилетия реформирования России общественное мнение россиян не пришло к единству во взглядах на национальные ценности, интересы и цели Российской Федерации в постиндустриальную эпоху общественно-политического развития. До сих пор общественное мнение одних россиян склоняется к идее русской монархической государственности, где национальная безопасность базируется на православии, патриотизме, соборности и самодержавии. Другие привержены идее демократического государства и гражданского общества, национальная безопасность которого строится на приоритете общечеловеческих ценностей и интересов. Значительная социальная группа россиян старшего поколения отстаивает мнение о необходимости ориентироваться на национальную безопасность, базирующуюся на идеологии советского патриотизма и пролетарского интернационализма. В последние годы все заметнее и чувствительнее для российского федерализма проявляет себя на словах и на деле стремление отдельных групп населения и национальной политической элиты придерживаться этнической концепции безопасности, основанной на приоритете этнических ценностей, форм общности в жизни человека и человечества в целом, необходимости подчинения интересов личности и общества интересам своего этноса. Экономическая отсталость и неэффективность реформистской деятельности правительства замедляют формирование общественного мнения россиян о национальной безопасности, базирующейся на безусловной ориентации на общенациональные ценности, интересы и цели Российской Федерации, на жизненно важные интересы личности, общества и государства. 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Сегодня к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, политологии, экономики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структурные и функциональные компоненты общей социальной системы национальной безопасности. Среди них - философы, историки, психологи, демографы, экологи, юристы, биологи и др. Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию национальной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднозначно и противоречиво развивающейся социальной действительностью. Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих. Изучение национальной безопасности требует нового категориального аппарата и комплексного исследования проблем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации. Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектический сплав структурных компонентов этой системы олицетворяет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию условий существования и устойчивого развития. В реформирующейся России именно защита национальных ценностей, интересов и целей, правильный выбор национальных способов и путей является главным условием обеспечения национальной безопасности. Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюционных процессов на параметры системы национальной безопасности стремительно растут по мере исторического развития. Это определяет необходимость выработки цельной системы корректных и научно обоснованных прогностических методов исследования, оценки состояния и перспектив развития национальной безопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз национальным ценностям, интересам и целям Такая система прогностических методов позволила бы снять социальную и экономическую напряженность, предотвратить наступление крупномасштабных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности. До 1997 г. в России не было единого документа, отражающего концепцию национальной безопасности. Вместо него государство и общество полагались на некий синтез программных заявлений государственных и партийных деятелей, которые отражали национальные ценности, интересы и цели, а также угрозы им. В настоящее время в Российской Федерации активно дорабатывается Концепция национальной безопасности (схема приведена в Приложении 1). В процессе разработки концепции, политики и стратегии национальной безопасности их авторы должны придерживаться единого понимания национальной цели, национальных ценностей и интересов. Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремления, подавляющего большинства россиян. Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности. Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих совокупность социальных ценностей и жизненно важных интересов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства. Несмотря на плюрализм социальных интересов, справедливо утверждать, что жизненно важные интересы личности, социальных групп и государства вполне определены и немногочисленны. Кроме того, каждый из нас несет в себе собирательный образ всех россиян, как единого народа. И тот, кто руководит государством и обществом, не может игнорировать национальную самобытность и национальные цели и интересы общества. Хотя и неразумно сегодня ожидать, что провозглашение руководством неких национальных целей вызовет единодушную поддержку, однако, руководитель должен стремиться к национальному консенсусу. В настоящее время общество могло бы поддержать такую национальную цель, как безопасность и благосостояние народа (духовное и материальное). Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации - личности, общества и государства. Потребности объективно возникают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов: Ø экономические (внешние и внутренние); Ø политические (внешние и внутренние); Ø социальные (внутренние); Ø экологические (внутренние); Ø оборонные (внешние и внутренние); Ø информационные (внешние и внутренние). Эти группы интересов проявляются на трех уровнях внутри страны - федеральном, региональном и местном. Они взаимосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обеспечения национальной безопасности. В первую очередь подлежат защите государством и обществом высшие жизненно важные интересы нации. В зарубежной политологии их часто называют "интересами выживания нации". К ним относятся: защита национальной независимости (суверенитета), территориальной целостности и конституционного строя; конституционные права и свободы человека, возможность продолжить свой род и развиваться, личная и имущественная безопасность, здоровая среда обитания человека; реальное функционирование структур гражданского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния (без этого нация "скатывается" к тоталитарному государству и постепенно деградирует, что ведет к политической нестабильности и, в конечном счете, может привести к "умиранию" государства). Группы лиц, институты и отдельные личности могут иметь свои собственные интересы (групповые, профессиональные, корпоративные и т.д.). Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы и международная интеграция российского ВПК. В 80-90-е годы военно-политическая обстановка в мире качественно изменилась. Нет непосредственной угрозы ядерной войны, уменьшилась роль военной силы как инструмента внешней политики. Однако необходимость поддержания внутреннего порядка, охраны границ, защиты территориальной целостности государства, обеспечения его безопасности и обороноспособности при существующих еще факторах военной опасности требует от любого члена мирового сообщества уделять серьезное внимание оснащению своих вооруженных сил современным военным оборудованием. Военно-промышленная база большинства стран мира чаще всего не в состоянии удовлетворить все потребности национальной армии в вооружениях, и спрос на них покрывается за счет импорта. Мировая торговля вооружениями и военной техникой (ВВТ) продолжает занимать одно из наиболее заметных мест в системе межгосударственных связей. Вообще мировая торговля обычными вооружениями продолжает концентрироваться в руках узкого круга экспортеров и покупателей. Так, на долю шести основных стран-поставщиков в 1996 году пришлось почти 90% всех продаж, а на долю 30 основных импортеров более 84% всех закупок ВВТ в мире[10,55]. Бесспорным лидером в торговле военной продукцией в 90-х годах являются Соединенные Штаты Америки, резко увеличившие свое присутствие на мировом рынке вооружений и военной техники после окончания холодной войны. Так, только за период 1992-1996 гг. США поставили другим странам основных видов обычных вооружений на сумму 61,686 млрд. долл., что составляет 51,7% всех мировых поставок в данные годы. В 1996 г. доля США на мировом рынке ВВТ составила 44,5% или 10.228 млрд. долл.[5,100]. В обозримом будущем США, по всей вероятности, сохранят на рынке оружия свои позиции, хотя и не исключено некоторое падение их относительного веса в общемировом экспорте продукции и услуг оборонного назначения. По некоторым данным, Соединенные Штаты к середине 90-х годов поставляли оружие почти в 150 стран мира, продолжая в тоже время наращивать свои усилия по проведению в жизнь активной экспортной политики. При этом многими экспертами выделяется ряд конкретных причин, по которым мировые импортеры предпочитают именно американское оружие: во-первых, высокий технический уровень предлагаемой военной продукции; во-вторых, комплексные условия сделок и надежность послепродажного обслуживания ВВТ; в-третьих, постоянно усиливающееся политическое давление госаппарата США на своих торговых партнеров; и в-четвертых, перестройка производственной и сбытовой деятельности американских военно-промышленных компаний с ориентацией специально на внеш6ние рынки. Российская конверсия выразилась в обвальном спаде производства продукции по всему оборонному комплексу в целом, и особенно по военной продукции. К середине 90-х годов общественное сознание России пришло к пониманию того, что ВПК существует не только для конверсии. При этом спектр суждений о внешнеэкономических связях ВПК опять неоправданно зауживается, сводясь к торговле оружием как единственной проблеме, стоящей перед отечественной оборонной промышленностью. Неудачливого героя вчерашних дней - конверсию - сменил подающий надежды сегодня - экспорт оружия. Заключение. Таким образом, современный мир стремительно движется к новой, синтезированной модели развития. Ее характеризуют не только качественное обновление технологической базы производства, широкое внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, но и принципиально важные сдвиги в структуре, содержании и характере процессов производства и потребления. Мировое сообщество постепенно преодолевает синдром "борьбы двух систем". Но слом биполярной модели международных отношений выявил другой острейший конфликт в мире - между центральной (Север) и периферийными частями (Юг) в структуре мирового хозяйства. Проблема выживания делает необходимой органичную интеграцию этих двух частей на основе их взаимной адаптации и активных связей. · Насколько содержание этих последних значимо для субъектов политики? · Что именно лежит в основе права? · Как совместить права и свободы отдельного индивида с его ответственностью перед обществом или с правами коллектива? и так далее. 4. Разграничение предметов изучения политологии и политической философии Вспомним о том, что политика одновременно является и сферой деятельности, и формой деятельности. Под политическим подразумевается все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным формам, за которыми признаны окончательная власть и авторитет, существующие в этом обществе для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей.