Национальный и государственный суверенитет. Понятие суверенитета в современном международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:51, реферат

Описание

Признание суверенитета верховной власти сыграло важную роль в объединении государств, их внутреннем сплочении и укрепления их внутреннего мира. Сочетание этих двух начал - верховенства и независимости в понятии суверенитет означает соединение в нем прав и свободы. Поэтому в истории понятие суверенитет имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы и права для человека. Для суверенитета и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств, как внешних, так и внутренних, но и право управлять. Повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Характеристика государственного суверенитета стр. 4
Государственный суверенитет стр. 4

Признаки и виды государственного суверенитета стр. 6
Глава 2. Национальный суверенитет стр. 10
Заключение стр. 12
Литература стр. 13

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 28.71 Кб (Скачать документ)

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Удмуртский Государственный  университет»

Исторический факультет

Кафедра политологии и политического  управления

 

 

 

Реферат

«Национальный и государственный суверенитет. Понятие суверенитета в современном международном праве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2012

Содержание

Введение                                                                                                        стр. 3

Глава 1. Характеристика государственного суверенитета                       стр. 4

    1. Государственный суверенитет                                                                стр. 4

 

    1. Признаки и виды государственного суверенитета                                стр. 6

Глава 2. Национальный суверенитет                                                          стр. 10

Заключение                                                                                                     стр. 12

Литература                                                                                                     стр. 13     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Признание суверенитета верховной  власти сыграло важную роль в объединении  государств, их внутреннем сплочении  и укрепления их внутреннего мира. Сочетание этих двух начал - верховенства и независимости в понятии  суверенитет означает соединение в  нем прав и свободы. Поэтому в истории понятие суверенитет имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы и права для человека. Для суверенитета и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств, как внешних, так и внутренних, но и право управлять. Повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти.    

Проблема суверенитета в  современном мире, как нельзя актуальна. Суверенитет  играет важную роль в жизни мирового сообщества, в иерархии политико-правовых ценностей каждого государства. В международных отношениях в условиях глобализации перед лицом новых вызовов и угроз проблема взаимовлияния суверенитетов на международной арене заслуживает особого внимания.

Цель исследования - определить, что такое государственный и национальный суверенитеты и охарактеризовать их. При подготовке работы поставлены следующие задачи: 1)дать определение понятиям государственный и национальный суверенитет и выделить их признаки; 2)рассмотреть виды государственного суверенитета.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и литературы.      

 

 

Глава 1. Характеристика государственного суверенитета. 

1.1 Государственный суверенитет

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних  веков. Оно потребовалось для  того, чтобы отделить государственную  власть от власти церкви и придать  ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.

Государственный суверенитет - независимость государственной  власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Суверенитет - собирательный  признак государства. Он концентрирует  в себе все наиболее существенные черты государственной организации  общества. Верховенство государственной  власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими  организациями при решении разнообразных  вопросов государственной и общественной жизни.

Государственная власть расположена  на высшей ступени иерархии управляющих  в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном и там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периоды истории, связанного со своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в своих руках государственной власти, является исключением. Такой переплет властей долго продолжаться не может, и одна из них непременно сходит со сцены. Государственный суверенитет - это основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы присвоить себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство. Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону - исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории; внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке. Государство в соответствии с международным правом и своим национальным законодательством может уступать свои суверенные права межгосударственным организациям.

В современном мире суверенитет  ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем  внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое  государство внутри страны должно постоянно  прислушиваться к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных  образований. В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными  нормами международного права, с  заключенными им договорами. Однако это  не ущемляет добровольный характер, договоры устанавливаются по взаимному или  по всеобщему согласию. В федеративных государствах суверенитет признается за союзными государствами, а по законодательству некоторых стран - также за субъектами федерации. В России по федеративному  договору суверенным считаются и  республики, входящие в ее состав. Это  подтверждено также конституциями  некоторых республик в составе  России. В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что суверенитет  РФ распространяется на всю территорию.

В ней есть также положение  о том, что РФ обладает суверенным правом и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое выражение полновластия народа, в интересах которого государство осуществляло руководство обществом.

1.2 Признаки и виды государственного суверенитета

Слово суверенитет означает верховенство и независимость власти. Понятие суверенитет получило распространение в конце XIX века вместе с понятием «государство» и унаследовало от средних веков идею единовластия верховного федерального правителя, суверена, распространенную при этом на безличную власть государства. В связи с этим в это понятие вошло и представление о независимости, самостоятельности страны и населяющего ее народа (нации).

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность  полноправно осуществлять внутриполитические и внешнеполитические дела страны и  не допускать вмешательства в  свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций).

Верховенство государственной  власти характеризуется тем, что  государственная власть посредством  правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением  общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве  и на его территории, при этом над государственной властью  не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за ее пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом  непосредственно на выборах и  референдуме).

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее властной  силы, которая распространяется  на все населения, все партии  и общественные организации данной  страны;

- ее прерогативы;

- наличие у нее таких  средств воздействия, которыми  никакая другая общественная  власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства  на его территории.

Единство государственной  власти - один из основных принципов  организации власти в государстве. Означает существование единой системы  органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов  охватывает все полномочия, необходимые  для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в  системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все  остальные государственные органы без исключения.

Независимость государственной  власти означает самостоятельность  государства в отношении с  другими государствами и независимость  от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

- в универсальности (решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране);

- в прерогативе (возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти).

- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства  по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с  формированием мирового сообщества и усилением международных организаций  внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается  как признак государства, но существует и тезис о том, что не все  государства обладают суверенитетом. Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального  суверенитета. Национальный суверенитет  означает право наций на самоопределение.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного  объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Таким образом, государственный  суверенитет - это присущее государству  верховенство на своей территории и  независимость в международных  отношениях.

Государственный суверенитет  включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных  единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное  государство или внешняя сила нарушает границы данного государства  или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят  о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его  как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Информация о работе Национальный и государственный суверенитет. Понятие суверенитета в современном международном праве