Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 11:06, статья
Традиционно к неформальной коммуникации относят слухи, сплетни, анекдоты. Однако, на наш взгляд, этот перечень следует расширить и добавить политические карикатуры, общественное мнение и политические мифы, формируемые обществом. Причем анекдоты и карикатуры, образуя такую сферу коммуникации, как политический юмор, передают не столько информацию о политической сфере, сколько отношение к ней. Слухи же, сплетни, мифы и общественное мнение следует рассматривать именно как каналы передачи информации, но с особой спецификой, о которой и пойдет речь в данной статье.
О.Н. Щенникова
Неформальная
коммуникация в политике
В информационном поле политики наряду с формализованными, институализированными каналами массовой коммуникации особое место занимают неформальные каналы коммуникации. Под неформальной понимается коммуникация (передача информации) между людьми и группами, не контролируемая извне формальными структурами. Однако исследования неформальной коммуникации последних лет показали, что говорить об ее абсолютной стихийности не приходится, более того, она оказалась во многом управляемой и направляемой. Выяснилось также, что ее можно довольно эффективно использовать для воздействия на массовое сознание и поведение при проведении различных политических кампаний. И все же неформальная коммуникация отличается от институализированной прежде всего тем, что она не поддается жесткому контролю, а также сложно предсказать результат ее влияния на общество.
Традиционно к неформальной коммуникации относят слухи, сплетни, анекдоты. Однако, на наш взгляд, этот перечень следует расширить и добавить политические карикатуры, общественное мнение и политические мифы, формируемые обществом. Причем анекдоты и карикатуры, образуя такую сферу коммуникации, как политический юмор, передают не столько информацию о политической сфере, сколько отношение к ней. Слухи же, сплетни, мифы и общественное мнение следует рассматривать именно как каналы передачи информации, но с особой спецификой, о которой и пойдет речь в данной статье.
Одним из самых распространенных каналов неформальной коммуникации, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно, являются слухи. Обыкновенный слух – это прежде всего «теневой» мир, особый рынок информации, «обычно недостоверная информация, передающаяся исключительно в устной форме как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме» [1, с. 94]. Ценность слуха заключается в том, что он передает скрытую, неофициальную информацию о «другом» мире и о людях, которые в нем живут. Поскольку это закрытая информация, то именно она представляет особый интерес для публики, она позволяет приоткрыть завесу тайны, прикоснуться к «другому» необыкновенному миру, открытому только для избранных. В этом смысле слухи выполняют функцию социальной дифференциации общества на «своих» и «чужих», делая его более понятным.
Кто же такие «другие», почему так интересна информация о них? Для массового сознания «другие» – это те, кто выше в социальном, культурном или политическом плане, отличные от большинства, своеобразные «небожители», наделенные не характерными для большинства чертами и качествами [2, с. 77]. Эта своеобразность, отличность и привлекает. Более того, разделение мира на «своих» и «чужих» создает предпосылки для поиска «второго дна», в действительности тайного смысла в происходящем. Такой поиск связан с необходимостью удовлетворения естественной потребности человека в понимании и объяснении причин происходящего. И если такого объяснения из внешних по отношению к человеку источников нет либо оно по каким-то причинам его не устраивает, то задействуется механизм «каузальной атрибуции». Он позволяет интерпретировать субъекту восприятия причины и мотивы поведения других людей или событий [3, с. 22]. И в данном случае важную роль будут играть индивидуальные особенности сознания и опыт, при этом предсказать вероятные выводы практически невозможно. Даже если слухи запускают намеренно, предсказать результат их действия очень сложно.
Поиск тайного смысла, «второго дна» в официальных сообщениях вызван недоверием к официальным источникам власти, что связано с дискредитацией власти самой себя. Поэтому слухи, передаваемые по большому секрету только близким и проверенным людям, вызывают больше доверия, чем другие источники информации. Интерес и доверие к слухам определяются и действием такого стереотипа массового сознания, как «дыма без огня не бывает». Следует учитывать и то, что слухи нередко подтверждаются.
Кроме указанных, можно назвать еще ряд причин появления слухов. Например, «информационный голод», нехватка достоверной информации по интересующей теме или проблеме. В этом случае в действие вступает закон: «спрос рождает предложение», а информационное поле насыщается слухами, тогда интерес к теме идет на спад. Другой детерминантой возникновения слухов является значимость темы для человека.
Слухообразующим фактором являются экстраординарные события и герои, привлекающие общественное внимание и вызывающие потребность узнать о них больше, прикоснуться к ним, к их тайне, попасть в круг посвященных. Особость героя определяется его специфическим статусом и способностями, а передача информации о нем создает впечатление причастности к нему.
Следует
отметить, что несмотря на общепринятое
негативное отношение к слухам, они
выполняют ряд функций, в том
числе позитивных. Во-первых, они
удовлетворяют потребности
В-четвертых, психологическая функция слухов выражается в выплеске эмоций, нередко негативных, эмоциональной разгрузке и снятии напряжения. В-пятых, при помощи слухов происходит установление контроля над угрожающими изменениями реальности. Эти изменения еще только грядут, а слухи о них уже распространяются, будоража общественное сознание. Передавая их, проговаривая, человек старается найти выход из возможной в будущем сложной ситуации, подготовиться психологически, подобрать адекватный вариант поведения. Поэтому особенно широкое распространение и влияние на поведение людей слухи оказывают во время кризисов и социальных трансформаций.
Схожую функцию в таких условиях выполняет и политический юмор, включающий в себя анекдоты, частушки, фельетоны, пословицы и поговорки, каламбуры и карикатуры. Сущностью юмора является вскрытие противоречий, двойных стандартов в политике, демонстрация абсурдности ситуации. Недовольство политической обстановкой, выраженное в юмористической форме, позволяет снять напряжение и почувствовать свое превосходство над ситуацией или политиками.
Наибольшее распространение и популярность в обществе приобрели анекдоты, которые представляют собой короткие смешные истории о какой-либо политической ситуации, лидере или группе, доводящие ситуацию до абсурда или высмеивающие глупость политиков. Как правило, они складываются спонтанно и являются своеобразным оперативным откликом общества на наиболее актуальные в данное время события и проблемы. Анекдоты также позволяют выразить общественное отношение к чему или кому-либо, это уникальный «рейтинг популярности» политиков и событий.
В
настоящее время следует
В настоящее время политический анекдот активно и успешно используется как политтехнология в ходе избирательных кампаний и осуществления повседневной деятельности государственных органов власти. Однако запущенный сверху анекдот, как правило, менее удачен, чем тот, который возник в обществе стихийно, отличается довольно непродолжительным периодом существования, в нем чувствуется чужеродность. Тем не менее анекдот является неотъемлемой частью культуры в целом и политической в частности.
Не менее значимы в отечественной смеховой политической культуре карикатуры. Их роль и значение определяются наглядностью передаваемой информации. Часто такая картинка передает отношение к информации лучше любых комментариев. Используя соответствующие образы и цвета, автор может очень точно передать суть какого-либо социального явления либо проблемы, отношение свое и общества к изображенным персонажам. В отношении карикатуры мы также можем говорить о выполнении ею функции психологической разгрузки.
Таким
образом, подводя краткий итог изложенному,
можно сказать, что неформальная
политическая коммуникация и такие
ее формы, как слухи, анекдоты и карикатуры,
играют заметную роль в процессе восприятия
и понимания происходящего в политике.
Они позволяют ориентироваться в многообразии
политических процессов и явлений, формировать
отношение к ним, влияют на поведение людей
в политике. Значение этих форм неформальной
коммуникации в политике определили и
повышенный интерес к ним исследователей
и специалистов из различных областей
науки.
Библиографический список
1. Ольшанский, Д. Политический PR / Д. Ольшанский. – СПб., 2003.
2. Дубин, Б.В. Слухи как социально-психологический феномен / Б.В. Дубин, А.В. Толстых // Вопросы психологии. – 1993. – №3.
3. Фомин, Ю.А. Психология
делового общения / Ю.А. Фомин. – Минск,
2000.