Неформальная коммуникация в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 11:06, статья

Описание

Традиционно к неформальной коммуникации относят слухи, сплетни, анекдоты. Однако, на наш взгляд, этот перечень следует расширить и добавить политические карикатуры, общественное мнение и политические мифы, формируемые обществом. Причем анекдоты и карикатуры, образуя такую сферу коммуникации, как политический юмор, передают не столько информацию о политической сфере, сколько отношение к ней. Слухи же, сплетни, мифы и общественное мнение следует рассматривать именно как каналы передачи информации, но с особой спецификой, о которой и пойдет речь в данной статье.

Работа состоит из  1 файл

Неформальные полит орг.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

О.Н. Щенникова

Неформальная коммуникация в политике 

    В информационном поле политики наряду с формализованными, институализированными  каналами массовой коммуникации особое место занимают неформальные каналы коммуникации. Под неформальной понимается коммуникация (передача информации) между людьми и группами, не контролируемая извне формальными структурами. Однако исследования неформальной коммуникации последних лет показали, что говорить об ее абсолютной стихийности не приходится, более того, она оказалась во многом управляемой и направляемой. Выяснилось также, что ее можно довольно эффективно использовать для воздействия на массовое сознание и поведение при проведении различных политических кампаний. И все же неформальная коммуникация отличается от институализированной прежде всего тем, что она не поддается жесткому контролю, а также сложно предсказать результат ее влияния на общество.

    Традиционно к неформальной коммуникации относят слухи, сплетни, анекдоты. Однако, на наш взгляд, этот перечень следует расширить и добавить политические карикатуры, общественное мнение и политические мифы, формируемые обществом. Причем анекдоты и карикатуры, образуя такую сферу коммуникации, как политический юмор, передают не столько информацию о политической сфере, сколько отношение к ней. Слухи же, сплетни, мифы и общественное мнение следует рассматривать именно как каналы передачи информации, но с особой спецификой, о которой и пойдет речь в данной статье.

    Одним из самых распространенных каналов  неформальной коммуникации, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно, являются слухи. Обыкновенный слух – это прежде всего «теневой» мир, особый рынок информации, «обычно недостоверная информация, передающаяся исключительно в устной форме как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме» [1, с. 94]. Ценность слуха заключается в том, что он передает скрытую, неофициальную информацию о «другом» мире и о людях, которые в нем живут. Поскольку это закрытая информация, то именно она представляет особый интерес для публики, она позволяет приоткрыть завесу тайны, прикоснуться к «другому» необыкновенному миру, открытому только для избранных. В этом смысле слухи выполняют функцию социальной дифференциации общества на «своих» и «чужих», делая его более понятным.

    Кто же такие «другие», почему так интересна  информация о них? Для массового  сознания «другие» – это те, кто  выше в социальном, культурном или  политическом плане, отличные от большинства, своеобразные «небожители», наделенные не характерными для большинства чертами и качествами [2, с. 77]. Эта своеобразность, отличность и привлекает. Более того, разделение мира на «своих» и «чужих» создает предпосылки для поиска «второго дна», в действительности тайного смысла в происходящем. Такой поиск связан  с необходимостью удовлетворения естественной потребности человека в понимании и объяснении причин происходящего. И если такого объяснения из внешних по отношению к человеку источников нет либо оно по каким-то причинам его не устраивает, то задействуется механизм «каузальной атрибуции». Он позволяет интерпретировать субъекту восприятия причины и мотивы поведения других людей или событий [3, с. 22]. И в данном случае важную роль будут играть индивидуальные особенности сознания и опыт, при этом предсказать вероятные выводы практически невозможно. Даже если слухи запускают намеренно, предсказать результат их действия очень сложно.

    Поиск тайного смысла, «второго дна» в  официальных сообщениях вызван недоверием к официальным источникам власти, что связано с дискредитацией власти самой себя. Поэтому слухи, передаваемые по большому секрету только близким и проверенным людям, вызывают больше доверия, чем другие источники информации. Интерес и доверие к слухам определяются и действием такого стереотипа массового сознания, как «дыма без огня не бывает». Следует учитывать и то, что слухи нередко подтверждаются.

    Кроме указанных, можно назвать еще  ряд причин появления слухов. Например, «информационный голод», нехватка достоверной  информации по интересующей теме или  проблеме. В этом случае в действие вступает закон: «спрос рождает предложение», а информационное поле насыщается слухами, тогда интерес к теме идет на спад. Другой детерминантой возникновения слухов является значимость темы для человека.

    Слухообразующим фактором являются экстраординарные события и герои, привлекающие общественное внимание и вызывающие потребность узнать о них больше, прикоснуться к ним, к их тайне, попасть в круг посвященных. Особость героя определяется его специфическим статусом и способностями, а передача информации о нем создает впечатление причастности к нему.

    Следует отметить, что несмотря на общепринятое негативное отношение к слухам, они  выполняют ряд функций, в том  числе позитивных. Во-первых, они  удовлетворяют потребности человека в общении, выступая в качестве повода встретиться и поделиться информацией, а также самореализации и уважении, позволяя привлечь к себе внимание как к источнику или носителю «особой», «секретной» информации. Во-вторых, слухи выполняют функцию интеграции, объединяя «посвященных», тех, кому доверили особо важную информацию, либо «своих» против «чужих», о которых идет речь в слухах. В-третьих, необходимо указать и функцию адаптации, приспособления к новым условиям через обсуждение.

    В-четвертых, психологическая функция слухов выражается в выплеске эмоций, нередко негативных, эмоциональной разгрузке и снятии напряжения. В-пятых, при помощи слухов происходит установление контроля над угрожающими изменениями реальности. Эти изменения еще только грядут, а слухи о них уже распространяются, будоража общественное сознание. Передавая их, проговаривая, человек старается найти выход из возможной в будущем сложной ситуации, подготовиться психологически, подобрать адекватный вариант поведения. Поэтому особенно широкое распространение и влияние на поведение людей слухи оказывают во время кризисов и социальных трансформаций.

    Схожую  функцию в таких условиях выполняет  и политический юмор, включающий в  себя анекдоты, частушки, фельетоны, пословицы  и поговорки, каламбуры и карикатуры. Сущностью юмора является вскрытие противоречий, двойных стандартов в политике, демонстрация абсурдности ситуации. Недовольство политической обстановкой, выраженное в юмористической форме, позволяет снять напряжение и почувствовать свое превосходство над ситуацией или политиками.

    Наибольшее  распространение и популярность в обществе приобрели анекдоты, которые  представляют собой короткие смешные  истории о какой-либо политической ситуации, лидере или группе, доводящие  ситуацию до абсурда или  высмеивающие глупость политиков. Как правило, они складываются спонтанно и являются своеобразным оперативным откликом общества на наиболее актуальные в данное время события и проблемы. Анекдоты также позволяют выразить общественное отношение к чему или кому-либо, это уникальный «рейтинг популярности» политиков и событий.

    В настоящее время следует признать, что количество анекдотов о политике по сравнению с советским периодом сократилось, а их качество также  оставляет желать лучшего. Вероятно, это связано с тем, что практически  не осталось запретных тем для обсуждения. Кроме того, очень активно политический юмор, анекдоты эксплуатирует телевидение, изобилующее всевозможными юмористическими передачами.

    В настоящее время политический анекдот  активно и успешно используется как политтехнология в ходе избирательных кампаний и осуществления повседневной деятельности государственных органов власти. Однако запущенный сверху анекдот, как правило, менее удачен, чем тот, который возник в обществе стихийно, отличается довольно непродолжительным периодом существования, в нем чувствуется чужеродность. Тем не менее анекдот является неотъемлемой частью культуры в целом и политической в частности.

    Не  менее значимы в отечественной  смеховой политической культуре карикатуры. Их роль и значение определяются наглядностью передаваемой информации. Часто такая картинка передает отношение к информации лучше любых комментариев. Используя соответствующие образы и цвета, автор может очень точно передать суть какого-либо социального явления либо проблемы, отношение свое и общества к изображенным персонажам. В отношении карикатуры мы также можем говорить о выполнении ею функции психологической разгрузки.

    Таким образом, подводя краткий итог изложенному, можно сказать, что неформальная политическая коммуникация и такие  ее формы, как слухи, анекдоты и карикатуры, играют заметную роль в процессе восприятия и понимания происходящего в политике. Они позволяют ориентироваться в многообразии политических процессов и явлений, формировать отношение к ним, влияют на поведение людей в политике. Значение этих форм неформальной коммуникации в политике определили и повышенный интерес к ним исследователей и специалистов из различных областей науки. 

Библиографический список

1. Ольшанский, Д.  Политический PR / Д. Ольшанский. – СПб., 2003.

2. Дубин, Б.В. Слухи как социально-психологический феномен / Б.В. Дубин, А.В. Толстых // Вопросы психологии. – 1993. – №3.

3. Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – Минск, 2000.  

Информация о работе Неформальная коммуникация в политике