ООН как инструмент организации нового миропорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:34, реферат

Описание

Организация Объединенных Наций, ее программы и фонды и специализированные учреждения составляют «систему Организации Объединенных Наций». Представляя собой семью организаций, Организация Объединенных Наций решает широкий спектр задач, от успешного выполнения которых во многом зависит наша жизнь.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.86 Кб (Скачать документ)
Глава 1: Что такое Организация  Объединенных Наций? 
 

Что такое Организация  Объединенных Наций? 
Семья организаций, входящих в систему Организации Объединенных Наций, состоит из следующих структур:

* Сама Организация  Объединенных Наций, в состав  которой входят шесть главных  органов — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Все эти органы базируются в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, за исключением Суда, который размещается в Гааге, Нидерланды.

* Программы и фонды  Организации Объединенных Наций,  такие, как Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Мировая продовольственная программа (МПП), которые работают в областях развития, гуманитарной помощи и прав человека.

* Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций и аналогичные органы, работающие в таких разнообразных областях, как здравоохранение, сельское хозяйство, международная авиация и метеорология. Специализированные учреждения связаны с Организацией Объединенных Наций специальными соглашениями и координируют с ней свою работу, однако они являются отдельными, самостоятельными организациями.

Организация Объединенных Наций, ее программы и фонды и  специализированные учреждения составляют «систему Организации Объединенных Наций». Представляя собой семью  организаций, Организация Объединенных Наций решает широкий спектр задач, от успешного выполнения которых  во многом зависит наша жизнь. Эти  задачи варьируются от принятия Советом  Безопасности решений о развертывании  миротворческих операций для урегулирования споров до определения норм безопасности полетов и совместимости коммуникационности систем; от срочной переброски чрезвычайной помощи жертвам стихийных бедствий до координации мер по борьбе с  пандемией СПИДа; от оказания странам  помощи в проведении свободных и  справедливых выборов до гарантирования низкопроцентных займов в целях  развития инфраструктуры более бедных стран. Конечной целью работы Организации  является формирование более сбалансированного  и стабильного миропорядка, в  котором у каждого человека было бы больше возможностей и который  был бы более справедливым (см.www.unsystem.org).  
 
 

Почему  нам нужна Организация  Объединенных Наций? 
Часто говорят, что, если бы Организации Объединенных Наций не было, ее нужно было бы придумать. 
 
-- В мире, раздираемом конфликтами, Организация Объединенных Наций дает возможность правительствам проводить срочные консультации и представляет собой форум для решения долгосрочных проблем. 
 
-- Организация Объединенных Наций стимулирует деятельность по важным глобальным вопросам, таким, как окружающая среда и незаконные наркотики, и предлагает наиболее эффективные механизмы для организации и продолжения международного сотрудничества, необходимого для решения этих проблем.

-- Организация Объединенных  Наций и ее учреждения помогают  укреплять экономику и стабилизировать  финансовые рынки. Они оказывают  содействие в борьбе с болезнями,  наращивании производства продовольствия  и увеличении продолжительности  жизни. Они обеспечивают защиту  беженцам, доставляют продовольственную  помощь и быстро реагируют  на стихийные бедствия.

-- Организация Объединенных  Наций и ее учреждения обеспечивают  защиту уязвимым группам, например  детям, беженцам, перемещенным лицам,  меньшинствам, коренным народам  и инвалидам.

-- Организация Объединенных  Наций и ее учреждения дают  возможность вырабатывать технические  и юридические нормы в имеющих  жизненно важное значение областях  международного взаимодействия  — от норм безопасности полетов  до прав человека.

Ни одна организация  мира не имеет лучших возможностей для решения этих задач, поскольку  ни у одной организации нет  универсальности и легитимности, которыми характеризуется Организация  Объединенных Наций.

В знак признания деятельности Организации Объединенных Наций она была восемь раз удостоена  Нобелевской премии мира.
 
 
 

 
 
Является ли ООН  мировым правительством? 
Организация Объединенных Наций не является и никогда не намеревалась стать мировым правительством. Будучи организацией суверенных и независимых государств, она делает только то, о чем договорились государства-члены. Она является их инструментом.  
 

Теряют  ли страны ООН свой суверенитет? 
Члены Организации Объединенных Наций — это суверенные государства, а Устав Организации Объединенных Наций является одним из наиболее эффективных гарантов суверенитета, поскольку этот принцип воплощен в нем в качестве одной из его основ. В то же время большинство проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество, в силу своей сложности не поддаются решению отдельными государствами, действующими самостоятельно. Организация Объединенных Наций — это та структура, в рамках которой страны мира вместе решают общие проблемы. Взаимодействие с другими странами — это осуществление суверенитета, а не его ограничение. Посредством сотрудничества в конкретных областях через Организацию Объединенных Наций государства формируют структуры, создающие благоприятные условия для международной жизни. Страны добровольно решают действовать совместно друг с другом, поскольку они считают, что это взаимодействие в наибольшей степени соответствует их собственным интересам. Универсальность и непредвзятость Организации Объединенных Наций обеспечивает общий фундамент, опираясь на который страны могут достигать максимально взаимовыгодного сотрудничества, гарантируя при этом защиту своего суверенитета. 

 
 
Является ли ООН  орудием крупных  держав? 
Организация Объединенных Наций — это инструмент всех входящих в нее государств-членов, которые определяют ее политику путем обсуждений и голосования по важным вопросам. В Генеральной Ассамблее все страны имеют одинаковое право голоса, что обеспечивает ее значение как самого демократического международного органа. Даже в Совете Безопасности Соединенные Штаты и четыре других могущественных члена, имеющих право вето, которые могут не допустить принятия любого решения, с которым они не согласны, должны учитывать мнения других государств и не могут навязывать свою волю. Ни одна страна, какой бы могущественной она ни была, не может в одиночку определять политику Организации Объединенных Наций. 
 

Чем занимается Генеральная  Ассамблея? 
 
Генеральная Ассамблея — это уникальный международный форум, в котором представлены все государства-члены. Ее считают органом, ближе всего подошедшим к идее парламента наций. Здесь и только здесь решаются самые насущные проблемы мира, открыто обсуждаются противоречия, существующие между странами, и изыскиваются пути для их преодоления.

Подобно тому, как  в демократическом обществе все  люди имеют одинаковое право голоса, независимо от того, богаты они или  бедны, обладают властью или нет, все страны в Генеральной Ассамблее  имеют одинаковые права при голосовании. Таким образом, голосование в  Генеральной Ассамблее представляет собой механизм, точно отражающий мнения международного сообщества. Хотя ее решения не имеют юридической  силы для государств-членов, они  представляют собой моральный императив  сообщества наций.

Организация Объединенных Наций является уникальной структурой, поскольку она представляет собой подлинный «парламент наций».
 
 
 

 
 
Доминируют ли в  Генеральной Ассамблее  развивающиеся страны? 
До 1960 года некоторые государства жаловались на «автоматическое большинство» промышленно развитых стран. После 1960 года, когда в состав Организации Объединенных Наций вошло много новых независимых государств, другие страны стали жаловаться на «тиранию большинства» развивающихся стран. Фактически, тенденции при голосовании обычно широко варьируются в зависимости от сути рассматриваемого вопроса, и страны-единомышленницы как правило голосуют одинаково по представляющим взаимный интерес вопросам. Тем не менее новый дух сотрудничества в международных делах стимулировал усиление тенденции к достижению решений путем консенсуса. В результате переговоров и благодаря достижению компромиссов, нацеленных на выработку взаимоприемлемых решений, большинство резолюций Генеральной Ассамблеи в настоящее время принимаются без голосования.  

 
 
Только ли правительства  участвуют в деятельности ООН? 
Хотя Организация Объединенных Наций представляет собой всемирную организацию государств, ее механизмы позволяют ей вовлекать в свою деятельность и других участников, чье содействие приобретает все более важное значение для решения глобальных проблем. К деятельности Организации Объединенных Наций привлекаются различные элементы гражданского общества — неправительственные организации (НПО), деловой сектор, профессиональные союзы, профессиональные ассоциации, — и масштабы их участия в работе Организации Объединенных Наций расширяются. Организация Объединенных Наций также активизирует свое сотрудничество с исследовательскими и академическими учреждениями, молодежными группами и другими ассоциациями.

Генеральный секретарь  регулярно проводит консультации с  представителями частного сектора, встречается с ведущими предпринимателями  и руководством различных предпринимательских  структур, обращаясь к ним за содействием  в достижении целей, которые ставит перед собой Организация Объединенных Наций. В качестве механизма, определяющего  характер этих взаимоотношений, Генеральный  секретарь предложил заключить  «Глобальный договор», в соответствии с которым лидеры мировой экономики обязуются соблюдать определенные нормы в областях прав человека, охраны труда и защиты окружающей среды. «Договор» подписали сотни крупных и небольших компаний из стран Севера и Юга, профессиональных союзов и НПО. Вопреки некоторым представлениям, в рамках «Договора» не допускается корпоративное финансирование, реклама или продвижение определенных компаний, а использование символики Организации Объединенных Наций строго регламентируется. «Договор» нацелен на подключение компаний к деятельности Организации Объединенных Наций по достижению ее целей путем расширения информированности, диалога и осуществления конкретных проектов.

Что касается благотворительной  деятельности, то следует отметить, что сопредседатель компании «Тайм-Уорнер»  Тед Тернер в 1997 году объявил о  передаче в дар 1 млрд. долл. США на реализацию программ Организации Объединенных Наций в области развития и  гуманитарной помощи, и управление этими средствами осуществляется подчиненным  ему Фондом Организации Объединенных Наций в координации с Фондом международного партнерства Организации  Объединенных Наций. Фонд Билла и  Мелинды Гейтс выделил в 2000 году субсидию в размере 750 млн. долл. США  поддерживаемому Организацией Объединенных Наций Глобальному альянсу по проблемам вакцинации и иммунизации. Входящие в международную систему  «Ротари» клубы выделили более 400 млн. долл. США на реализацию усилий ВОЗ  по искоренению полиомиелита, а международная  система клубов «Льва» поддерживает многие программы ЮНИСЕФ. 

 
 
Что можно сказать  об НПО? 
НПО входят в число наиболее заметных участников деятельности Организации Объединенных Наций. НПО — это любая некоммерческая, добровольческая гражданская группа, организованная на местном, национальном или международном уровне. Около 2100 НПО, работающих в области экономического и социального развития, имеют «консультативный статус» при Экономическом и Социальном Совете — главном директивном органе по экономическим и социальным вопросам, — а их представители могут приглашаться для выступлений на его заседаниях. Кроме того, примерно 1670 НПО, осуществляющих информационные программы по интересующим Организацию Объединенных Наций вопросам, аккредитованы при Департаменте общественной информации Организации Объединенных Наций. Многие НПО имеют при Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций своих официальных представителей, которые помогают Организации Объединенных Наций поддерживать ценные связи с народами мира.

НПО отражают мнения широких международных и национальных кругов и оказывают все большее  влияние на работу Организации Объединенных Наций. Они играют видную роль на конференциях Организации Объединенных Наций, отстаивая  мнения заинтересованных групп населения  по вопросам, варьирующимся от прав женщин до продовольственной безопасности. Их работа существенно облегчила  принятие в 1997 году Конвенции о запрещении противопехотных мин и учреждение в 1998 году Международного уголовного суда для рассмотрения преступлений геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности. В более бедных странах НПО работают плечом к плечу с Организацией Объединенных Наций, оказывая помощь нуждающимся группам населения. 

 
 
Чем занимается Совет  Безопасности? 
Совет Безопасности — это орган Организации Объединенных Наций, несущий основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и занимающийся кризисами, когда они возникают. В соответствии с Уставом решения Совета имеют обязательную силу; государства-члены обязаны выполнять их.

В состав Совета входят 15 членов: 10 непостоянных членов, периодически избираемых всеми государствами-членами  на двухгодичный срок; и 5 постоянных членов. При голосовании больший вес  имеют голоса постоянных членов —  Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и  Франции. Любая из этих стран может  заблокировать предложение, проголосовав против него, даже если остальные четыре постоянных и все непостоянные члены  голосуют за это предложение. Такая  прерогатива называется «правом  вето». 

 
 
Нуждается ли Совет  в реформе? 
Рабочая группа Генеральной Ассамблеи по реформе Совета Безопасности, в состав которой входят все государства-члены, рассматривает возможные изменения.

В связи со значительным расширением членского состава  Организации Объединенных Наций  после 1945 года, особенно за счет развивающихся  стран, а также изменениями в  международной обстановке государства-члены  признали необходимость пересмотра положений о членстве в Совете Безопасности. В числе предложений, рассматриваемых Генеральной Ассамблеей, — увеличение количества постоянных и непостоянных членов, ротация или  совместное членство стран в составе  Совета, видоизменение порядка, допускающего «право вето», совершенствование методов  работы Совета.

В соответствии с одним  из таких предложений членский состав Совета увеличится с 15 до 24 членов путем  добавления пяти постоянных членов, не имеющих права вето (трех развивающихся  стран и двух промышленно развитых стран), а также четырех непостоянных членов. Согласно этому предложению  к числу постоянных членов добавились бы Германия, Япония и три развивающиеся  страны. В соответствии с другим вариантом предлагается добавить только непостоянных членов, предусмотрев периодические  перевыборы стран с учетом их вклада в миротворческие усилия и деятельность Организации Объединенных Наций  в области развития. Хотя ни одно из этих предложений не было поддержано всеми странами, Генеральная Ассамблея  продолжает свои усилия с целью изыскать общеприемлемую формулу.

Тем временем Совет  Безопасности достиг существенного  прогресса в реформировании методов  своей работы в целях повышения  степени их транспарентности. В течение 2001 года был внедрен целый ряд  процедурных изменений, повлиявших на порядок проведения заседаний, формат докладов и документацию. Совет продолжает изыскивать возможности для повышения  степени транспарентности методов  своей работы. 

 
 
В чем состоит  роль Экономического и Социального  Совета? 
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) является основным форумом Организации Объединенных Наций для решения международных экономических и социальных вопросов. Совет, обеспечивающий обсуждение этих вопросов и гуманитарных проблем, а также принимающий политические рекомендации, играет ключевую роль в стимулировании международного сотрудничества в целях развития и в определении приоритетных направлений деятельности. Он координирует экономическую и социальную работу специализированных учреждений, программ и фондов Организации Объединенных Наций, а также играет ключевую роль в разработке механизмов принятия последующих мер по решениям крупных конференций Организации Объединенных Наций в целях обеспечения их реализации.

В состав Экономического и Социального Совета входят 54 члена, избираемые Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок. Он проводит короткие сессии продолжительностью в несколько  дней каждый месяц, а также ежегодную  четырехнедельную сессию в июле, во время которой организовывается специальное заседание на уровне министров для обсуждения важных экономических, социальных и гуманитарных проблем. Кроме того, Совет дает возможность  НПО поставить свой опыт и знания на службу Организации Объединенных Наций, что обеспечивает поддержание  важнейших связей между Организацией и гражданским обществом.

В последние годы работа ЭКОСОС активизировалась, что связано  с его ведущей ролью в решении  многих крупнейших задач, возникших  в контексте глобализации. Наряду с координацией работы комиссий, занимающихся такими темами, как народонаселение, устойчивое развитие и социальное развитие, Совет возглавил деятельность по решению новых задач, таких, как  преодоление «цифрового разрыва» между  развитыми и развивающимися странами, к которому он стремится на основе своих мероприятий в области  информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, Совет превратился  в важнейший форум для политического  диалога, в рамках которого руководство  Всемирного банка и Международного валютного фонда вместе с представителями  дипломатического корпуса при Организации  Объединенных Наций определяют новые  направления политики. 

 
 
В чем состоит  роль Генерального секретаря  Организации Объединенных Наций? 
Генеральный секретарь является руководителем Организации Объединенных Наций и ее главным административным должностным лицом. Помимо этого, он является олицетворением Организации для всего мира, особенно в качестве ведущего международного посредника и миротворца. Генеральный секретарь привлекает внимание международного сообщества к важным глобальным вопросам, варьирующимся от развития до разоружения и прав человека, и он уполномочен привлекать внимание Совета Безопасности к любой проблеме, которая угрожает международному миру и безопасности. В целях содействия разрешению международных споров Генеральный секретарь может брать на себя функции посредника или использовать методы «тихой дипломатии в кулуарах».

Непредвзятость Генерального секретаря является одним из важнейших  достоинств Организации Объединенных Наций. В последние годы Генеральный  секретарь активизировал свою работу в области превентивной дипломатии в целях предупреждения возникновения, эскалации или распространения международных споров. Генеральный секретарь также взял на себя ведущую роль в усилиях по реорганизации и рационализации работы Организации Объединенных Наций, действуя в тесном сотрудничестве с Генеральной Ассамблеей и другими органами для обеспечения того, чтобы проводимые реформы были нацелены на далекую перспективу и осуществлялись на скоординированной основе, что позволит Организации Объединенных Наций эффективно реагировать на нужды государств-членов.

Генеральный секретарь  также является председателем Координационного совета руководителей системы Организации  Объединенных Наций (КСР), который встречается  дважды в год для обеспечения  координации деятельности по достижению общих целей государств-членов в  решении широкого диапазона проблем. В его состав входят исполнительные главы 27 организаций, включая фонды, программы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, а также Международное  агентство по атомной энергии (самостоятельное  агентство, действующее под эгидой Организации Объединенных Наций) и  Всемирная торговая организация, которые  представляют всю систему Организации  Объединенных Наций.

Система Организации Объединенных Наций крупным  планом

Координационный совет руководителей системы  Организации Объединенных Наций (КСР) возглавляет Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В его членский состав входят Генеральный секретарь и главы следующих организаций:

Продовольственной и сельскохозяйственной организации  Объединенных Наций (ФАО) 
 
Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) 
 
Международной организации гражданской авиации (ИКАО) 
 
Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР) 
 
Международной организации труда (МОТ) 
 
Международной морской организации (ИМО) 
 
Международного валютного фонда (МВФ) 
 
Международного союза электросвязи (МСЭ) 
 
Международного детского фонда (ЮНИСЕФ) 
 
Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) 
 
Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) 
 
Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 
 
Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) 
 
Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) 
 
Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) 
 
Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) 
 
Программы Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) 
 
Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) 
 
Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) 
 
Всемирного почтового союза (ВПС
 
Группы Всемирного банка 
 
Мировой продовольственной программы (МПП) 
 
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 
 
Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 
 
Всемирной метеорологической организации (ВМО) 
 
Всемирной торговой организации (ВТО)

 

 
 
Как производится назначение Генерального секретаря? 
Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Таким образом, при назначении Генерального секретаря любой из пяти членов Совета Безопасности может воспользоваться правом вето.

Первыми двумя генеральными секретарями были Трюгве Ли из Норвегии и Даг Хаммаршельд из Швеции. В  последние 40 лет в соответствии с  неофициальной договоренностью  между странами обеспечивается ротация  этой должности между региональными  группами. Так, эта должность передавалась от Азии (У Тан, Бирма, ныне Мьянма) Западной Европе (Курт Вальдхайм, Австрия), Латинской  Америке (Хавьер Перес де Куэльяр, Перу), Африке (Бутрос Бутрос-Гали, Египет, который  служил в течение одного срока, и  Кофи Аннан, Гана, нынешний Генеральный  секретарь). Хотя технически количество пятилетних сроков службы Генерального секретаря не ограничивается, ни один Генеральный секретарь до настоящего времени не занимал эту должность  более двух сроков.

 

Информация о работе ООН как инструмент организации нового миропорядка