Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:22, реферат
Политический режим - одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому в определении режима не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.
Определение понятия
«политический режим»
Политический режим - одна из форм политической
системы общества с характерными для нее
целями, средствами и методами реализации
политической власти. Политический режим
дает представление о сущности государственной
власти, установившейся в стране в определенный
период ее истории. Поэтому в определении
режима не столь важна структура политической
системы или государства, сколько способы
взаимодействия общества и государства,
объем прав и свобод человека, способы
формирования политических институтов,
стиль и методы политического управления.
Тоталитарный политический
режим
Тоталитаризм (лат. T о t а1i - весь, целый,
полный) - политический режим, при котором
государство полностью подчиняет себе
все сферы жизни общества и отдельного
человека. Именно всеохватностью своего
надзора тоталитаризм отличается от всех
других форм государственного насилия
деспотии, тирании, военной диктатуры
и др.
Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е
годы критиками Б. Муссолини, но с 1925 года
он сам стал использовать его для характеристики
фашистского государства. Ас 1929 года (газета
«Тайме») этот термин стал употребляться
и применительно к режиму, сложившемуся
в Советском Союзе.
Тоталитаризм возникает в ХХ веке как
политический режим и как особая модель
социально-экономического порядка, характерная
для стадии индустриального развития,
и как идеология, дающая четкие ориентиры
развития «нового человека», «нового экономического
и политического порядка». Это своего
рода «реакция» масс на ускоренное разрушение
традиционных структур, их стремление
к единению и консолидации перед лицом
пугающей неизвестности.
Политическая система тоталитаризма,
как правило, представляет собой жестко
централизованную партийно-государственную
структуру, которая осуществляет контроль
над всем обществом, не допуская возникновения
каких- либо общественных и политических
организаций, стоящих вне этого контроля.
Например, в СССР на каждом предприятии,
в каждой государственной или общественной
организации существовала своя партийная
ячейка (КПСС).
Авторитарный политический режим
Авторитаризм политический режим, характеризующийся
сосредоточением всей полноты власти
у одного лица (монарха, диктатора) или
правящей группы.
Для авторитаризма характерными чертами
являются: высокая централизация власти;
огосударствление многих сторон общественной
жизни; командно-административные методы
руководства; безоговорочное подчинение
власти; отчуждение народа от власти; недопущение
реальной политической оппозиции; ограничение
свободы печати.
Политическая структура авторитарного
режима не предусматривает реального
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную. Хотя формально
все эти структуры власти могут существовать.
При авторитарных режимах сохраняется
конституция, но она носит декларативный
характер. Существует также система выборов,
но она выполняет показательно-фиктивную
функцию. Результаты выборов, как правило,
заранее предопределены и не могут повлиять
на характер политического режима.
В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме
не существует тотального контроля над
всеми общественными организациями. В
идеологии допускается ограниченный плюрализм,
если он не наносит вреда системе. Репрессиям
подвергаются в основном активные противники
режима. Люди, занимающие нейтральные
позиции не считаются врагами. В личной
жизни также существуют определенные
права и свободы, но они носят ограниченный
характер.
Авторитаризм является ОДНИМ из наиболее
распространенных типов политической
системы. По СВОИМ характеристикам он
занимает промежуточное положение между
тоталитаризмом и демократией. Поэтому
он может быть Использован В качестве
переходного периода как при переходе
от тоталитаризма к демократии, так и наоборот
от демократии к тоталитаризму.
Авторитарные режимы весьма разнообразны.
Они могут различаться по целям и методам
решения проблем, по формам организации
власти. Они могут быть реакционными, консервативными
или прогрессивными. Например, такие страны,
как Чили, Бразилия, Южная Корея через
авторитаризм пришли к демократическому
режиму власти.
Демократический политический режим
Демократия (от греч. демо народ и кра тия
власть) - власть народа или народовластие.
Это такая форма государства, его политический
режим, при котором народ или его большинство
является (считается) носителем государственной
власти.
Понятие «демократия» очень многогранно.
Под демократией понимают и форму устройства
государства или организации, и принципы
управления, и разновидность социальных
движений, предполагающих реализацию
народовластия, и идеал общественного
устройства, в котором граждане являются
основными вершителями своих судеб.
Демократия, как способ организации и
форма управления может иметь место в
любой организации (семье, научном отделе,
производственной бригаде, общественной
организации и т. д.) демократия ассоциируется
со свободой, равенством, справедливостью,
соблюдением прав человека, участием граждан
в управлении. Поэтому демократию, как
политический режим, принято противопоставлять
авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским
режимам власти.
Слово демократия очень привлекательное,
поэтому оно нередко употребляется в сочетании
с другими словами, например, такими как:
социал-демократ, христианский демократ,
либерал-демократ и т. д. Это делается для
того, чтобы подчеркнуть приверженность
тех или иных социальных движений демократическим
ценностям.
Важнейшими признаками демократии являются:
1. Юридическое признание верховной власти
народа.
2. Периодическая выборность основных
органов власти.
3. Всеобщее избирательное право, гарантирующее
каждому гражданину принимать участие
в формировании представительных институтов
власти.
4. Равенство прав граждан на участие в
управлении государством, т. е. каждый
гражданин имеет право не только избирать,
но и быть избранным на любую выборную
должность.
5. Принятие решения по большинству поданных
голосов и подчинение меньшинства большинству.
6. Контроль представительных органов
за деятельностью исполнительной власти.
7. Подотчетность выборных органов своим
избирателям.
Основные способы (формы) реализации
демократии.
В зависимости от того, как, каким образом
народ осуществляет свое право на власть
можно выделить три основные способа реализации
демократии.
1. Прямая демократия – весь народ (имеющий
право голоса) непосредственно принимает
решения и следит за их исполнением. Такая
форма демократии наиболее характерной
является для ранних форм демократии,
например, для родовой общины.
Прямая демократия существовала и в античные
времена в Афинах. Там главным институтом
власти было Народное собрание, которое
принимало решения и нередко могло организовывать
их немедленное исполнение. Такая форма
народовластия иногда походила на произвол
и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся
одной из причин того, что Платон и Аристотель
негативно относились к демократии, считая
ее неправильной формой правления.
Подобного рода демократия существовала
в Древнем Риме, в средневековом Новгороде,
во Флоренции и ряде других городов-республик.
2. Плебисцитарная демократия народ принимает
решение лишь в определенных случаях,
например, во время референдума по какому-то
вопросу.
3. Представительная демократия - народ
избирает своих представителей и они от
его имени управляют государством или
каким-то органом власти. Представительная
демократия является наиболее распространенной
и наиболее эффективной формой народовластия.
Недостатки представительной демократии
заключаются в том, что народные избранники,
получив властные полномочия, не всегда
выполняют волю тех, кого они представляют.
Понятие и причины существования государства
Государство
- это политическая общность, имеющая
определенную структуру,
Функции государства
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.
Экономическая
функция государства
Социальная
функция состоит в
Правовая
функция включает обеспечение
правопорядка, установление правовых
норм, которые регулируют
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий дтя 'удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.
Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.
Экологическая
функция. С помощью
Внешние функции - функции взаимовыгодного
сотрудничества в экономической, социальной,
технологической, культурной, торговой
областях с другими государствами, функция
защиты от внешних угроз - обороны страны.
Признаки и структура государства
Признаки государства:
наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
территориальное
деление населения (
суверенитет
(присущее государству
право
(государство не может
монополия
на легальное применение силы,
физического принуждения (
Структура государства
По разделению власти:
система
законодательных (
исполнительно-
судебные органы.
По выполняемым функциям.
Органы, осуществляющие внутренние функции:
= охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);
= социально-экономическое
регулирование (финансово-
= духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).
Органы, осуществляющие внешние функции:
- вооруженные силы;
- разведка;
- органы
межгосударственных отношений.
Типология государств
Типология
государств - это их специфическая
классификация, проводимая в
При
формационном подходе главным
критерием являются социально-
Достоинства формационной типологии:
- использует
плодотворную идею делить
- показывает
поэтапный, исторический
Недостатки:
- формационная
типология однолинейна и
- недооцениваются
духовные факторы (религиозные,
При
цивилизационном подходе
Достоинства цивилизационной типологии:
- факторы
культуры выделены как
- в
связи с расширением
Недостатки цивилизационной типологии:
- недооцениваются
социально-экономические
- по
сути, эта типология не столько
государства, сколько общества.
Форма государства
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства определяет - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От
формы государства зависит
Элементы формы государства.
› форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
› форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;
›
политический (государственный) режим.
Представляет собой систему методов, способов
и средств осуществления государственной
власти. В зависимости от особенностей
набора данных приемов государственного
властвования различают демократический
и антидемократический политический (государственные)
режимы.
Форма государственного правления
Форма
государственного правления - это
элемент формы государства,
Информация о работе Определение понятия «политический режим»