Определение понятия «политический режим»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:22, реферат

Описание

Политический режим - одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому в определении режима не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

Определение понятия «политический режим» 
 
Политический режим - одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому в определении режима не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.
 

Тоталитарный политический режим 
 
Тоталитаризм (лат. T о t а1i - весь, целый, полный) - политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия деспотии, тирании, военной диктатуры и др. 
 
Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е годы критиками Б. Муссолини, но с 1925 года он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. Ас 1929 года (газета «Тайме») этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. 
 
Тоталитаризм возникает в ХХ веке как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности. 
 
Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких- либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала своя партийная ячейка (КПСС). 
 
Авторитарный политический режим 
 
Авторитаризм политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. 
 
Для авторитаризма характерными чертами являются: высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. 
 
Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя формально все эти структуры власти могут существовать. 
 
При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима. 
 
В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции не считаются врагами. В личной жизни также существуют определенные права и свободы, но они носят ограниченный характер. 
 
Авторитаризм является ОДНИМ из наиболее распространенных типов политической системы. По СВОИМ характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он может быть Использован В качестве переходного периода как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот от демократии к тоталитаризму. 
 
Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они могут различаться по целям и методам решения проблем, по формам организации власти. Они могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти. 
 
Демократический политический режим 
 
Демократия (от греч. демо народ и кра тия власть) - власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. 
 
Понятие «демократия» очень многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб. 
 
Демократия, как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.) демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию, как политический режим, принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти. 
 
Слово демократия очень привлекательное, поэтому оно нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими как: социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям. 
 
Важнейшими признаками демократии являются: 
 
1. Юридическое признание верховной власти народа. 
2. Периодическая выборность основных органов власти. 
3. Всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти. 
4. Равенство прав граждан на участие в управлении государством, т. е. каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность. 
5. Принятие решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству. 
6. Контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти. 
7. Подотчетность выборных органов своим избирателям. 
 
Основные способы (формы) реализации демократии. 
 
В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть можно выделить три основные способа реализации демократии. 
 
1. Прямая демократия – весь народ (имеющий право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерной является для ранних форм демократии, например, для родовой общины. 
 
Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее неправильной формой правления. 
 
Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик. 
 
2. Плебисцитарная демократия народ принимает решение лишь в определенных случаях, например, во время референдума по какому-то вопросу. 
 
3. Представительная демократия - народ избирает своих представителей и они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
 
 
 

Понятие и причины существования государства   

 Государство  - это политическая общность, имеющая  определенную структуру, организацию  политической власти и управление  социальными процессами на определенной  территории. Государство является  наиболее важным институтом политической  системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.   

 Функции государства    

 Функции  государства - это основные направления  деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.    

  Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.    

 Экономическая  функция государства выражается  в организации, координации, регулировании  экономических процессов с помощью  налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического  роста или осуществления санкций.   

 Социальная  функция состоит в удовлетворении  потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в  предоставлении социальных гарантий  престарелым, инвалидам, безработным,  молодежи; в страховании жизни,  собственности, здоровья.   

 Правовая  функция включает обеспечение  правопорядка, установление правовых  норм, которые регулируют общественные  отношения и поведение граждан,  охрану общественного строя от  разрушительных действий экстремистов.    

 Культурно-воспитательная  функция направлена на создание условий дтя 'удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.   

 Политическая  функция государства состоит  в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.   

 Экологическая  функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальней среды обитания.   

  Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.   

Признаки и структура государства   

 Признаки государства:  

 наличие  публичной власти, выделенной из  общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);  

 система  налогов, податей, займов (необходимы  для материального обеспечения  государственной политики: экономической,  социальной, оборонной, для содержания  государственного аппарата, людей,  не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);   

 территориальное  деление населения (государство  объединяет своей властью и  защитой всех людей, населяющих  его территорию, независимо от  принадлежности к какому-либо  роду или племени, вероисповеданию);   

 суверенитет  (присущее государству верховенство  на своей территории и независимость  в международных отношениях);  

 право  (государство не может существовать  без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);  

 монополия  на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).   

 Структура государства   

 По разделению власти

 система  законодательных (представительных) учреждений; 

 исполнительно-распорядительные органы; 

 судебные  органы.  

 По выполняемым функциям.  

 Органы, осуществляющие внутренние функции:  

= охрана  правопорядка, безопасности (полиция,  суд, прокуратура); 

= социально-экономическое  регулирование (финансово-налоговый  аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта; 

= духовное  производство (учреждения образования,  культуры, органы информации).   

 Органы, осуществляющие внешние функции:  

- вооруженные  силы; 

- разведка;  

- органы  межгосударственных отношений.  

Типология государств    

 Типология  государств - это их специфическая  классификация, проводимая в основном  с позиции двух подходов: формационного  и цивилизационного.    

 При  формационном подходе главным  критерием являются социально-экономические  признаки (общественно-экономическая формация). Независимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.   

 Достоинства формационной типологии:  

- использует  плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно влияют на общество;   

- показывает  поэтапный, исторический характер  развития государства.   

 Недостатки:   

- формационная  типология однолинейна и характеризуется  запрограммированностью, а история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;  

- недооцениваются  духовные факторы (религиозные,  национальные, культурные).    

 При  цивилизационном подходе основным  критерием выступают духовные  признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические.    

Достоинства цивилизационной типологии:  

- факторы  культуры выделены как существенные  в определенных условиях;  

- в  связи с расширением количества  духовных критериев, которые характеризуют  особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.   

 Недостатки цивилизационной типологии: 

- недооцениваются  социально-экономические факторы; 

- по  сути, эта типология не столько  государства, сколько общества. 

Форма государства    

  Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.   

 Форма  государства определяет - кто и  как правит в обществе, как  устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.   

 От  формы государства зависит сама  политическая жизнь, в обществе, устойчивость государственных институтов.    

 Элементы  формы государства.  

 форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;   

 форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;  

 политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.  

Форма государственного правления   

 Форма  государственного правления - это  элемент формы государства, характеризующий  организацию верховной государственной  власти, порядок образования ее  органов и их взаимоотношения  с населением.   

Информация о работе Определение понятия «политический режим»