Организация верховной государственной власти во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 04:03, реферат

Описание

Фра́нция, официальное название Францу́зская Респу́блика — государство в Западной Европе. Столица — город Париж. Население — 64,7 миллиона человек (январь 2010), в том числе около 90 процентов — граждане Франции. Верующие — преимущественно католики (свыше 76 процентов). Франция — неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления.

Содержание

Введение 3

Законодательная власть во Франции 4

Исполнительная власть во Франции 7

Судебная власть во Франции 11

Заключение 15

Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь (1).docx

— 175.43 Кб (Скачать документ)

      Деятельность  Правительства регламентирована в  разделе III Конституции. Хотя выше было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции, статья 20 Конституции придает Правительству  также высокий авторитет: "Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы".

      В статье 21 Конституции говорится о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности... В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15".

      "В  исключительных случаях он может  замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня".

      Из  текста Конституции можно сделать  следующие выводы о роли Премьер-министра. Его полномочия как координатора работы министерств достаточно широки. Премьер-министр контролирует работу министров, дает указания о составлении  важнейших актов (бюджет, экономические  планы и т.д.).

      Премьер-министр  обладает значительными правами  в отношении Парламента. Часть  этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом. В соответствии со статьей 29 Конституции  по требованию Премьер-министра может  быть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично  участвует в работе парламентских  комиссий и в палатах парламента. В любое время Премьер-министр  может выступить в любой из палат Парламента.

      В разделе Конституции "Об отношениях между Парламентом и Правительством", в статье 34 ограничена законодательная компетенция Парламента. Вместе с тем, Премьер-министр наделяется более широкими правами в части отмены или изменения законов и ордонансов, действовавших до издания нынешней Конституции 1958 г. Фактически Премьер-министр выступает как законодатель.

      У Премьер-министра, также как и  у Президента, имеется достаточно многочисленный аппарат. Он состоит  из собственного комитета Премьер-министра, генерального секретариата планирования, генерального секретариата национальной обороны, юридической и технической  службы и др. Также в распоряжении Премьер-министра находится генеральный  секретариат Правительства с  его многочисленными службами.

      Правительство назначается следующим образом: Президент Республики подбирает  кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр  подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает.

      Полномочия  Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично  Премьер-министром. Статья 23 Конституции  запрещает совмещать функции  члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью. Органический закон устанавливает порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или должностями. 

Судебная  власть

Судебная  система Франции состоит из трех уровней судов: суд первой инстанции, апелляционный суд и кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую  систему (например, обжалование решений  специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд).

Гражданские суды первой инстанции разделены  на несколько типов судов по типу рассматриваемых споров:

коммерческие  споры;

споры по социальным вопросам;

земельные споры.

Уголовные дела рассматриваются судами в следующем  порядке. Есть две категории уголовного судопроизводства: производство, осуществляемое судами по расследованию (les juridictions d'instruction) и производство, осуществляемое судом  первой инстанции по непосредственному  рассмотрению дел (les juridictions de jugement). Различие между ними не всегда четкое, что  вызывает много вопросов к уголовному судопроизводству во Франции.

Суд по расследованию - это суд, который  имеет полномочия по расследованию  преступных деяний или проводить  различные следственные действия: допрос свидетелей, сторон по делу, проведение обысков, арест подозреваемого и  т.п.

Суд первой инстанции имеет те же полномочия, но основная его функция заключается  в решении о виновности или  невиновности лица, в вынесении приговора.

Только  уголовные суды полномочны рассматривать  уголовные дела, но в рамках уголовных  дел они могут рассматривать  гражданско-правовые последствия преступлений.

Первый  уровень судебной системы Франции

  На первом уровне судебной системы Франции находятся следующие суды (трибунал / Tribunal):

суд большой инстанции (Tribunal de grande instance);

суд малой инстанции (суд первой инстанции / Tribunal d'instance / Tribunal de première instance).

Указанные суды имеют в своем составе  гражданские и уголовные подразделения (последние именуются полицейским  трибуналом).

В уголовном  судопроизводстве:

полицейский суд/трибунал (tribunal de police);

уголовный (исправительный) суд (tribunal correctionnel);

суд присяжных (Cour d'assises).

Наряду  с судами общей юрисдикции во Франции  существует довольно большое число  судов, которые можно назвать  специализированными. Они действуют  в сфере как гражданского, так  и уголовного права. В литературе можно встретить их иное название — трибуналы.  В большинстве  гражданских судов действуют  не судьи–профессионалы, а судьи, избранные  или назначенные из сфер, в которых  возникают споры, т.е. более глубоко  понимающие сущность вопроса.

Специализированные  юрисдикции прочно связаны с судами общей юрисдикции единой для всех системой обжалования. Как правило, в апелляционный суд.

К специальной  юрисдикции относятся уже упоминавшиеся  суды: советы прюдомов (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские торговые, военные, административные). К этой же категории относятся  торговые суды.

Они состоят  из судей — специалистов в области  торговли, избираемых коммерсантами  из числа лиц, занимающихся коммерческой деятельностью не менее пяти лет. Обычно торговые суды создаются в  городах по мере необходимости и  называются именем этого города. По иным данным они состоят из трех судей–консулов и избираются на два–три  года.4  По данным на 2001 год действовало 227 торговых судов, в каждом суде в  среднем по 10 — 12 судей.5  Компетенция  торговых судов охватывает три вида споров: возникающих из обязательств, из сделок между предпринимателями, купцами и банкирами; между членами  товариществ; из торговых сделок между  любыми лицами; дела, связанные с  ликвидацией предприятий и др. Торговая сделка понимается в законе очень широко. Торговые суды выступают  в качестве первой и второй инстанции, если сумма иска не превышает 13 тысяч  франков.

Гражданские дела и уголовно наказуемые преступления рассматриваются, в зависимости  от их важности, судами большой инстанции, малой инстанции (определенная часть  дел), исправительными судами (правонарушения) и полицейскими судами (нарушения  административных правил). Все суды состоят из профессиональных судей. Споры по торговым сделкам рассматриваются  торговыми судами, члены которых  избираются коллегией по выборам  судей торговых судов, состоящей  из коммерсантов. Трудовые споры разбираются  примирительными конфликтными советами (советами прюдомов), действующими в  качестве выборных органов и состоящими на паритетных началах из представителей трудящихся и работодателей. Уголовные  дела рассматриваются в суде присяжных. Эти суды состоят из председателя, двух асессоров - профессиональных судей - и девяти присяжных заседателей - обычных граждан, выбранных по жребию из избирательных списков.

Второй  уровень судебной системы Франции

Вторым  уровнем судебной системы Франции  является апелляционный суд.

В настоящее  время во Франции существуют 35 апелляционных  судов, в том числе 5 апелляционных  судов вне территории самой Франции (например, на Таити, в городе Папеэте, во Французской Полинезии), и 2 высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от 2 до 4).

Высший  уровень судебной системы Франции

Высшая  судебная инстанция Франции - Кассационный суд (La Cour de cassation). Он рассматривает  жалобы на постановления апелляционных  судов (во Франции 27 апелляционных судов), которые фактически и по праву  пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние  делятся, в свою очередь, на суды по гражданским и уголовным делам.

Его современная  структура выглядит так: три палаты по гражданским делам, одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам и одна —  по уголовным делам.

Кассационный  суд — это Верховный суд  страны и заморских территорий Франции. Он был создан в 1790 году и остается как бы «промежуточным звеном» между  законом и практикой его применения, имея целью охрану закона от неоправданных  толкований и иных «посягательств». Несмотря на свое название, этот суд  не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение закона этими судами. Поэтому можно  сказать, что Кассационный суд рассматривает  вопросы права. Основаниями для  его деятельности являются нарушение  закона, превышение власти, ошибка в  компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Престиж  и роль Кассационного суда значительны. В его состав входят первый председатель и шесть председателей палат.

Пленум  Кассационного суда решает вопросы  принципиального характера. Дела на Пленум передаются немотивированными  определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а  также по требованию генерального прокурора.

Закон предусматривает два случая, при  которых «вопрос принципиального  характера» приобретает особое значение: во–первых, при различии мнений судей, рассматривавших сходные дела, и, во–вторых, когда после отмены в  кассационном порядке приговора  решение нижестоящего суда повторяет  отмененное решение.

Кассационный  суд может не передавать дело на новое рассмотрение и прекратит  производство, если отмена обжалованного  постановления не влечет за собой  необходимости вновь рассматривать  дело по существу.

Хотя  Кассационный суд обладает исключительной компетенцией и, по мнению французских  юристов, не может рассматриваться  как третья инстанция, число дел, попадающих в его сферу, поразительно велико, причем довольно быстро возрастет. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Франция — суверенная унитарная демократическая  республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, устанавливает  республиканскую президентско-парламентскую форму правления. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Франция
  2. http://france.allcourts.ru/
  3. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия. — М.: Логос, 2001.
  4. http://www.uznal.org/constitution.php?text=France&language=r – Конституция Франции

Информация о работе Организация верховной государственной власти во Франции