Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:36, практическая работа
Направления регулирования рынка труда.
Службы занятости.
Регулирование рынка труда в России.
Основные формы государственного
регулирования рынков
труда
1.
Направления регулирования
рынка труда.
К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:
1.Проведение государственной макроэкономической политики стабилизации и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.
2.Оптимизацию соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость,учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).
3.Активизацию деятельности
институтов рынка труда.
Государственная политика
на российском рынке
труда характеризуется
в основном преобладанием
пассивных мер, таких,
как сдерживание массовой
открытой безработицы,
регистрация безработных,
выплата пособий по
безработице, дополняясь
разработкой программ
трудоустройства безработных.
Активная и превентивная
политика в области
стимулирования занятости
и самозанятости населения,
профилактика безработицы
носят пока явно подчиненный
характер. Поэтому в
рамках указанных направлений
регулирования рынка
труда желательно обратить
особое внимание на
формы и методы активной
реализации политики
занятости.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
• объекту воздействия (общие меры и специализированные);
• источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
• прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
• косвенные (экономические): финансовая, монетарная, фискальная политики.
Типы государственного воздействия на занятость:
• пассивный - социальная помощь незанятому населению;
• активный: стимулирование
предложения труда,
стимулирование спроса
на труд, меры по
согласованию спроса
и предложения
(информация, консультативные
услуги, профконсультации,
разработка программ
занятости для низкоконкурентных
групп населения и т.д.),
меры помощи регионам
и т д.
Дирижизм
экономический
Представлены общетеоретич. концепциями регулируемой, планируемой, смешанной экономики; социально-экономич. концепцией согласованной экономики; экономики контрактов; конкретно-экономич. концепциями - национальное счетоводство, методы макроэкономического анализа и моделирования, системы разработки прогнозов, программ экономической политики; политико-юридической; социологической концепцией.
Протекциони́зм
—
политика защиты внутреннего
рынка от иностранной
конкуренции через систему
определённых ограничений.
С одной стороны, такая
политика способствует
развитию национального
производства.
Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;
Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;
Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний.
Начинатели всяких промышленных
дел получают первые
свои товары дороже,
чем могут их продавать
предприятия, уже укрепившиеся,
приобретшие опыт и
погасившие начальные
затраты. Подобные окрепшие
предприятия, владея
капиталом и кредитом,
легко прекращают начинания
соперничества, возрождающегося
в иных странах, сбавляя
цены или даже продавая
товары временно в убыток.
Множество общеизвестных
данных об этом свидетельствует.
2.
Службы занятости.
Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка труда играют государственные службы содействия найму.
Основные функции службы занятости состоят в следующем:
Службы занятости — основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.
Современные службы
занятости в нашей
стране кроме традиционных
посреднических услуг
должны выполнять
многие другие
функции, отвечающие
современным требованиям
регулирования рынка
труда. Это меры
материальной поддержки
и социальной помощи
безработным; организация
общественных работ;
участие в создании
дополнительных рабочих
мест; анализ рынка
труда и представление
предложений по
его регулированию;
участие в разработке
государственных
и региональных
программ занятости
для различных
групп населения;
оказание содействия
по созданию малых
предприятий и
других форм
Государственный фонд занятости осуществляет следующие выплаты:
• пособие по безработице;
• компенсацию материальных затрат в связи с их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости;
• оплату периода временной нетрудоспособности;
•
стипендии при
направлении службы
занятости на профессиональную
подготовку, переподготовку,
повышение квалификации.
3.
Регулирование рынка
труда в России.
Государство с момента возникновения этого политического института выполняло, выполняет и несомненно будет выполнять до тех пор, пока сохранится сам этот институт, определенные хозяйственные функции.
Одна из важнейших функций государства – разработка, определение «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы).
Отказавшись от планово-распределительной системы, государство, особенно если оно провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда своих регулирующих функций не ослабляло.
Государственная политика на рынке труда в целом и в области содействия занятости населения определена статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»*. Она состоит в следующем:
- Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
-
Государственная
политика в области
содействия занятости
населения направлена
на решение многообразных
социально-экономических
проблем рационального
и продуктивного
использования наличного
трудового потенциала
общества.
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:
– разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
– правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства в области занятости населения;
– разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
– создание государственной службы занятости населения.
Все названные положения закреплены статьей 15 Федерального закона о занятости населения в России.
Конкретные меры,
которые формируют
содержание государственной
политики содействия
занятости населения,
направлены на
развитие трудовых
ресурсов и обеспечение
равных возможностей
всем гражданам
России, независимо
от национальности,
пола, возраста, социального
положения, политических
убеждений и отношения
к религии, в
реализации права
на добровольный
труд и свободный
выбор занятости.
Среди этих мер
существенное место
принадлежит: созданию
условий, обеспечивающих
достойную жизнь
и свободное развитие
человека; поддержке
трудовой и
Вопросы:
Информация о работе Основные формы государственного регулирования рынков труда