Основные формы государственного регулирования рынков труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:36, практическая работа

Описание

Направления регулирования рынка труда.
Службы занятости.
Регулирование рынка труда в России.

Работа состоит из  1 файл

Госрегулирование Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

— 149.69 Кб (Скачать документ)

   
Основные формы государственного регулирования рынков труда
 

    1. Направления регулирования рынка  труда.
    2. Службы занятости.
    3. Регулирование рынка труда в России.

    1. Направления регулирования  рынка труда.  
     

  К важнейшим направлениям  государственного  регулирования рынка  труда в России  можно отнести:

  1.Проведение государственной макроэкономической политики стабилизации и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.

  2.Оптимизацию соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость,учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).

  3.Активизацию деятельности институтов рынка труда. 
Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких, как сдерживание массовой открытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы носят пока явно подчиненный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования рынка труда желательно обратить особое внимание на формы и методы активной реализации политики занятости.
 

  Меры государственной  политики занятости  дифференцируются  по:

 •  объекту воздействия (общие  меры и специализированные);

 •  источникам финансирования.

   К методам воздействия  на занятость можно  отнести:

  • прямые (административные): законодательное  регулирование, трудовое  законодательство, коллективные  договоры;

 •  косвенные (экономические): финансовая, монетарная, фискальная политики.

  Типы государственного  воздействия на  занятость:

 •  пассивный - социальная помощь незанятому населению;

  • активный: стимулирование  предложения труда,  стимулирование спроса  на труд, меры по  согласованию спроса  и предложения  (информация, консультативные  услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т д. 

  

    Дирижизм экономический 
     

    • 1) концепции экономической  мысли, обосновывающие  необходимость, направления  и формы государственного  регулирования экономики.  Появились впервые  на рубеже 20-30-х  гг. XX в. во Франции. 

           Представлены общетеоретич. концепциями регулируемой, планируемой, смешанной экономики; социально-экономич. концепцией согласованной экономики; экономики контрактов; конкретно-экономич. концепциями - национальное счетоводство, методы макроэкономического анализа и моделирования, системы разработки прогнозов, программ экономической политики; политико-юридической; социологической концепцией.

    • 2) экономическая политика, предполагающая значительное вмешательство государства в экономические процессы.
    • 3) практика огосударствления. Она проявляется в прямых инвестициях, глобальном регулировании экономики с использованием «крайних» форм и методов вмешательства гос-ва в социально-экономич. процессы обществ, воспроизводства (национализация и приватизация, значит, расширение гос. сектора в кредитно-банковской сфере и произ-ве, административный контроль над ценами и оплатой труда, перераспределение доходов и т.п.) и сочетается с фискальным и кредитно-денежным стимулированием выполнения национальных программ, осуществлением прямого и косвенного финансирования частных компаний, среднего и малого бизнеса.

    Протекциони́зм — 

            политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. 

    • Основные  виды протекционизма

            Селективный протекционизм  — защита от  конкретного товара, или против конкретного  государства;

            Отраслевой протекционизм  — защита конкретной  отрасли;

            Коллективный протекционизм  — взаимная защита  нескольких объединившихся  в союз стран;

            Скрытый протекционизм  — протекционизм при помощи нетаможенных методов;

            Местный протекционизм  — протекционизм продукции и услуг местных компаний.

          

            Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует. 
     
     
     

    2. Службы занятости. 

  Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка труда играют государственные службы содействия найму.

  Основные функции  службы занятости  состоят в следующем:

  Службы занятости — основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.

  Современные службы  занятости в нашей  стране кроме традиционных  посреднических услуг  должны выполнять  многие другие  функции, отвечающие  современным требованиям  регулирования рынка  труда. Это меры  материальной поддержки  и социальной помощи  безработным; организация  общественных работ;  участие в создании  дополнительных рабочих  мест; анализ рынка  труда и представление  предложений по  его регулированию;  участие в разработке  государственных  и региональных  программ занятости  для различных  групп населения;  оказание содействия  по созданию малых  предприятий и  других форм предпринимательской  деятельности; стимулирование  самозанятости, гибких нетрадиционных форм занятости.

  Государственный  фонд занятости  осуществляет следующие  выплаты:

• пособие по безработице;

• компенсацию материальных затрат в связи  с их добровольным переездом в другую местность по направлению  службы занятости;

• оплату периода временной  нетрудоспособности;

• стипендии при  направлении службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. 

    3. Регулирование рынка  труда в России.  
     

  Государство с  момента возникновения  этого политического  института выполняло,  выполняет и несомненно  будет выполнять  до тех пор,  пока сохранится  сам этот институт, определенные хозяйственные  функции.

  Одна из важнейших  функций государства  – разработка, определение  «рамочных правил  игры» и обеспечение  гарантий выполнения  законных договорных  обязательств между  хозяйствующими субъектами  и субъектами товарного  рынка, включая  рынок труда (рынок  рабочей силы).

   Отказавшись от  планово-распределительной  системы, государство,  особенно если  оно провозглашает  себя социальным, не может и не  должно уходить  с рынка. Ни  в одной стране  с развитой рыночной  экономикой государство  никогда своих  регулирующих функций  не ослабляло.

   Государственная  политика на рынке  труда в целом  и в области  содействия занятости  населения определена  статьей 5 Закона  Российской Федерации  «О занятости населения  в Российской Федерации»*. Она состоит в  следующем:

- Государство проводит политику содействия реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно избранную  занятость.

- Государственная  политика в области  содействия занятости  населения направлена на решение многообразных  социально-экономических  проблем рационального  и продуктивного  использования наличного  трудового потенциала общества. 

  В целях содействия  полной, продуктивной  и свободно избранной  занятости населения  государство призвано  осуществлять:

– разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и  налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности  трудовых ресурсов, развитие временной  и самостоятельной  занятости, поощрение  применения гибких режимов  труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих  мест;

– правовое регулирование  в области занятости  на основе соблюдения законных прав и интересов  граждан и соответствующих  государственных  гарантий, дальнейшее совершенствование  законодательства в  области занятости  населения;

– разработку и реализацию федеральных и  территориальных  программ содействия занятости населения;

– создание государственной  службы занятости  населения.

  Все названные  положения закреплены  статьей 15 Федерального  закона о занятости  населения в России.

  Конкретные меры, которые формируют  содержание государственной  политики содействия  занятости населения,  направлены на  развитие трудовых  ресурсов и обеспечение  равных возможностей  всем гражданам  России, независимо  от национальности, пола, возраста, социального  положения, политических  убеждений и отношения  к религии, в  реализации права  на добровольный  труд и свободный  выбор занятости.  Среди этих мер  существенное место  принадлежит: созданию  условий, обеспечивающих  достойную жизнь  и свободное развитие  человека; поддержке  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан,  осуществляемой в  рамках законности; содействию развития  способностей к  производительному,  творческому труду.

    Вопросы: 

    • 1. Назовите типы  государственного  воздействия на  занятость.
    • 2. Назовите основные функции службы занятости.
    • 3. Какие выплаты осуществляет Государственный фонд занятости?
    • 4. Назовите одну из важнейших функций государства.

Информация о работе Основные формы государственного регулирования рынков труда