Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:13, контрольная работа
В переводе с греческого «демократия» означает власть народа. Возникает вопрос: народ – это часть общества или все общество в целом? И как практически осуществить народную власть, при которой бы хорошо было бы всем: не только большинству, но и меньшинству людей, а также каждому отдельному человеку? Ответы на эти вопросы человечество ищет более двух тысяч лет.
Введение…………………………………………………………….3
Понятие демократии………………………………………………..4
Ценности демократии……………………………………………....6
Теории демократии…………………………………….....................8
Реальная демократия……………………………………..………..10
Современная демократия…………………………………...……..11
Заключение…………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………...……14
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Волго-Вятская
Академия Государственной Службы
Факультет заочного обучения
Кафедра
Философии и политологии
Контрольная работа
По дисциплине Политология
Тема: «ОСНОВНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ»
Нижний Новгород
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В
переводе с греческого «демократия»
означает власть народа. Возникает
вопрос: народ – это часть общества
или все общество в целом? И
как практически осуществить
народную власть, при которой бы
хорошо было бы всем: не только большинству,
но и меньшинству людей, а также
каждому отдельному человеку? Ответы
на эти вопросы человечество ищет
более двух тысяч лет. В новое
время многие политологи представляли
демократию, как естественное и неизбежное
состояние, которое непременно наступит
независимо от противодействия отдельных
индивидумов или групп людей; что развитие
государственных форм неизбежно приведет
человечество к демократии. С тех пор,
как в большинстве стран демократия стала
практической действительностью, в тоже
время она сделалась предметом ожесточенной
критики. Прежде демократию считали высшей
и конечной формой управления, обеспечивающей
уверенное и благополучное существование.
А теперь ясно ощущают, что демократия
более, чем какая-либо другая форма возбуждает
дух исканий. Пока демократию ждали, о
ней говорили, что она непременно наступит.
Когда она наступила, о ней говорят, что
она может и исчезнуть. В странах, испытавших
эту форму на практике, демократия уже
давно перестала быть предметом поклонения.
Противники демократии понимают, что при
ней все же можно существовать. Сторонники
демократии соглашаются, что ей свойственны
многие недостатки. Демократия способна
заблуждаться, порой вызывать протесты,
но все же несмотря на силы, которые готовы
остановить ее медленное и затруднительное
движение демократия распространяется,
в т. ч. и на нашу страну.
Понятие «демократия», (греч. demokratia) образовано от demos – народ и kratos – власть, восходит к античной Греции. Понятие «демократия» является одним из старейших понятий политической науки. В истории человечества были периоды, когда понятие «демократия» практически исчезало как из политической философии, так и из политической практики. В политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно приведет человеческое общество к демократии. На рубеже XXVIII – XIX веков это понятие воспринималось как характеристика определенной структуры общества, существа законов, актов и правил формирования власти и осуществления политики. Впоследствии содержание этого понятия расширялось. Термином «демократия» стали обозначать некоторый этап в развитии политической системы в противоположность авторитаризму и тоталитаризму; некоторые массовые общественные движения, в которых участвуют те или иные социальные слои, которые выступают против авторитарных режимов («демократическое антифашистское движение»); сохранилось понимание демократии как совокупность правовых норм и правил определенного содержания; демократия все чаще понимается с качественной точки зрения как мера реального участия населения в решении общественных, политических, экономических, социальных, культурных проблем.
Античная политическая философия рассматривала демократию как один из типов государственного устройства, в котором происходит уравнивание граждан в правах, в том числе в праве принимать участие в управлении. Античные философы характеризовали демократию негативно и относили ее к несовершенным формам правления. По свидетельствам древнегреческих философов Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.) демакратия – это тип управления обществом, который основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого крикливого демагога, это неэффективная система управления и поэтому неизбежно порождает свою противоположность – тиранию. Позднее политические мыслители видели в демократии правление большиства, выбранного на основе того или иного избирательного ценза и заботящегося о всеобщем благе.
В
период Нового времени происходит формирование
концепции естественных прав и свобод
личности, которые позднее становятся
неотъемлемым атрибутом демократии,
т.е. у каждого человека утверждается
концепция наличия таких прав
как: право на жизнь, право на свободу,
право на частную собственность.
В этот период формируются основные
политические идеологии, наступает
эпоха буржуазно - демократических
революций и понятие “
Всеобщность демократии, ее распространение на все отношения и на всех членов общества означает равенство во всем: в народном собрании, в участии в государственных делах, в создании законов и в их исполнении. Равенство составляет основу демократии и является средством ее расширения. Другим политическим системам такое равенство не присуще. Извечная проблема демократии – найти всеобщую основу равенства, на которой люди оказались бы равными друг другу в каком - либо всеобщем отношении при всех природных, социальных, политических и других различаях между ними. Такое всеобщее отношение выражается равенством перед законом, правовым равенством, которое также стало основой демократии, - равноправием. Возникла проблема права и закона, которые будут формировать общие и равные для всех демократические начала общественной и политической жизни и охранять их. Право и закон регулируют отношения в обществе, устанавливают правила поведения, при этом они запрещают действия, которые противоречат этим правилам, карают за нарушение запрета и предписывают действия, признаными необходимыми. Однако общество может распределить их неравно: разрешать одним то, что запрещается другим, создавать преимущества для одних и подавлять других. Задача демократии состоит в преодолении правового неравенства.
Между равенством и свободой существует наибольшее соотношение. Демократия ставит своей целью обеспечить не только свободу, но и в этом стремлении к всеобщему равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении в всеобщему освобождению. Для того чтобы освободить человека от всех форм угнетения и зависимости, ограничивающих демократию, разрушающих равенство и равноправие требовались тысячелетия борьбы, революций, реформ, побед и поражений. Равенству и свободе, как и самой демократии, пришлось обучать и обучаться, овладевать умением создавать демократию со всеми ее принципами, научиться подчиняться им, жить в соответствии с ними и делать все для того, чтобы право и закон не только равно всех подчиняли, но и равно освобождали от подавления и страха. В этом состоит назначение свободы.
Право,
свобода, равенство, полнота демократического
участия общества в определении
его собственной судьбы стали
принципами и целями демократии. Вместе
они образуют основу одного из начал
демократии – справедливость. Понятие
«справедливость» условное, оно определяется
общественными отношениями, политическим
строем общества, типом его государственности,
уровнем его культуры. Вся история
человечества наполнена борьбой
за справедливость. Человечество решало
и решает до сих пор сложную
задачу создания общества, в котором
понимание справедливости перестало
бы быть спорным и относительным.
В системе ценностей «право–
свобода – равенство» достаточно убрать
хотя бы одно звено, и общепризнанное понимание
справедливости распадется. Только во
взаимодействии всех принципов этой системы
обеспечивается справедливость. Это и
есть демократическое понимание справедливости.
Справедливость осуществляется неполно
и не сразу, поэтому одна из главных задач
демократии – завоевание справедливости
вместе со всеми составляющими ее принципами.
История борьбы за справедливость постепенно
подвела человека к представлению о таком
обществе, в котором демократия стала
бы возможной. Продвигаясь к пониманию
этой идеи, общество уяснило, что в основание
демократии заложено множество ценностей,
которые могут быть объединены в единое
целое на новой социальной базе.
демократия теория равенство
Современная политическая наука различает несколько теорий демократии.
Идентирная теория. Предполагает тождественность интересов управляющих и управляемых, интересы государства и народа, существование единой воли народа, отказ от принципа разделения властей и т.д. Соответственно, депутаты выступают лишь в качестве уполномоченных народа, а их власть не может быть суверенной. Только народ вправе изиенить форму правления, он же и должен утверждать законы. В классическом виде прямая демократия существовала в полисах Древней Греции, в древней и средневековой Руси. Например в виде вече – народного собрания для решения вопросов войны и мира, призвания или изгнания князей и т. д. В новое время многими мыслителями прямая демократия рассматривается как идеальная форма демократии, при которой сам народ путем всенародных собраний или референдума участвует в принятии политических решений. Но в связи с невозможностью реализации прямой демократии на больших территориях она рассматривалась скорее как идеал, чем цель, которую можно достичь. Элементы прямой демократии сохранились до наших дней в виде законодательно закрепленного права на референдум.
Теория представительной демократии. Предпологает, что народ является источником власти. Прямое участие граждан в управлении возможно только в небольших сообществах. Но небольшие административные единицы, даже если они демократические, не могут противостоять большим государствам. Для разрешения этого был предложен механизм политического представительства. Граждане выбирают своих представителей, создают представительные органы, которые
осуществляют
власть в пределах полномочий. В
новое время сложилось два
основных подхода к пониманию
политического
Теория
конкурентной демократии. Основывается
на принципе различия интересов, возможности
их открытых столкновений, существования
минимума общих взглядов. Наличие
общей воли невозможно, так как
люди действуют, исходя из принципа личной
пользы, а не общественной. Понимание
общественного блага возникает
как результат компромисса
Реальная демократия представляет собой воплощение на практике демократических ценностей через создание соответствующих институтов. К основным институтам современной представительской демократии относят:выборность должностных лиц ;свободные и честные выборы; свобода слова, печати, собраний и т.д.; доступ к альтернативным источникам информации; автономия ассоциаций, в т.ч. политических партий; всеобщие гражданские права.