Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:05, контрольная работа
В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С. Вербой в начале 60-х годов. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности.
Введение 2
Понятие политической культуры. 4
Политическая культура: функции 5
Типы политической культуры общества. 7
Роль традиций в формировании политической культуры. 11
Основные критерии политической культуры 13
Политические субкультуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический
университет»
Кафедра
истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ПОЛИТОЛОГИЯ
Тема: «Основные критерии и типы политической культуры. Политические субкультуры»
группа_____________
№ зачет. книжки ______
Подпись: ______________________________
Преподаватель:
______________________________
(Фамилия И.О.)
Должность:
______________________________
уч. степень, уч. звание
Оценка:
_____________Дата _____________________
Подпись:
______________________________
Санкт-Петербург
2011г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Понятие политической культуры. 4
Политическая культура: функции 5
Типы политической культуры общества. 7
Роль традиций в формировании политической культуры. 11
Основные критерии политической культуры 13
Политические субкультуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 25
Последние
три десятилетия проблематика политической
культуры не сходит со страниц общественно-
В условиях построения демократического общества резко возрастает общественная значимость таких качеств личности, как умение мыслить самостоятельно, творчески участвовать в общественно-политической деятельности, умение ориентироваться в неординарной политической ситуации, принимать правильные политические решения, гибко перестраивать свое поведение при сохранении принципиальных ориентаций.
Термин "политическая культура" введен в научный оборот немецким философом-просветителем XVIII века Иоганном Гердером. Однако сам феномен политической культуры подвергался изучению и анализу уже в работах Аристотеля, Платона и других мыслителей античности.
В
систему политологической терминологии
понятие "политическая культура"
введено американскими
Американские политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл определяют политическую культуру общества как «совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение»1. В этом определении главное внимание сосредоточено на субъективной стороне, игнорируется объективность политической культуры.
Польский политолог Б. Вятр считает, что политическая культура - это «совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами». Ракурс у него практически тот же, что и у американских политологов.
В
российской политологии утверждается
мнение, что политическая культура
- это разновидность общей
Политическая культура - это «совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность»2.
При
всех плюсах и минусах этих определений
общее в них все же обнаруживается:
это та или иная степень цивилизованности
общества и личности, их способность
принять некие правила
Для понимания значения и роли политической культуры важно учитывать специфическую диалектику культуры, заключающуюся в противоречивом единстве творчества (создания нового) и стереотипности (сохранении достигнутого). Разрывы этих двух аспектов культуры чреваты серьезными потерями: искажением культурного процесса, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как антикультуре.
Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики.
Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.
Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального феномена. Если в начале нашего века политике отводилась роль «ночного сторожа» свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувствовать себя свободным от политики. Политика — необходимость и потребность современного человека, поскольку она является указателем и ограничителем его многообразных действий. Это способствует формированию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической активности, в формах участия, кажущихся человеку наиболее предпочтительными. Для современного общества в целом характерен чрезмерно высокий интерес к политике.
Воспитательная
функция заключается в
Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает наличие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом процессе и при этом чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии.
Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.
В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммутикативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.
Содержание политической культуры в огромной степени зависит от исторического развития и меняется в ходе политических перемен. В связи в этим в политологии и рассматриваются различные типы политической культуры. Чаще всего для анализа и сравнения политических культур используется типология, предложенная американцами Г. Алмондом и С. Вербой в 1964 году4. Они выделяют три основных типа политической культуры:
1. Патриархальную, основным признаком которой служит отсутствие в обществе интереса к политической жизни, политической системе в целом.
2.
Подданническую,
характеризующуюся
сильной ориентацией на
3. Активистскую, сущностной чертой которой является заинтересованное участие в политической деятельности.
В
современном обществе функционируют
и взаимодействуют
Достоинством подданнического типа политической культуры является ее способность мобилизовывать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.
Информация о работе Основные критерии и типы политической культуры. Политические субкультуры