Основные модели политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:39, реферат

Описание

Политизация современной жизни - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме - желаем мы того или нет - приобре¬тают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто¬-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в от¬сутствии политической культуры.
Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Политическая культура: понятие и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Пути и направления формирования политической культуры.
Основные модели политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Работа состоит из  1 файл

Muraveva_ZMNud-110_referat.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и  т. п.) в пределах либерально-демократической  модели политической культуры могут  возникать прецеденты авторитаризма  в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п.

Наряду с уровнями и  моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике, контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию.

Характеристика основных типов политической культуры:

1. «Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью. Сориентирован на собственные политические ценности и нормы. Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко привержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологическим) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентаций.

Данному типу свойственны  ограничение и регулирование  политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.

2. «Открытый»  тип. Восприимчив к инокультурному опыту. Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного самореформирования. Отличается высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности.

Политически прагматичен  и рационален. Тяготеет к либерально-демократической  модели политической культуры.

З. Патриархальная политическая культура. Данный тип присущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором идет процесс становления политической системы.

У людей - носителей  этого культурного типа отсутствует  политическая активность и разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей «растворены» В религиозных и социальных стереотипах и традициях.

Носители этого  типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам.

4. Подданническая  политическая культура. Носители этого типа предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении.

Представителям  данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они  не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.

5. Активистская  политическая культура. Отличительной чертой этого типа является отчетливая ориентация гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.

Третий, четвертый  и пятый типы политической культуры относятся к категории «чистых», - т. е. достаточно ярко выраженных. Наряду с ними существуют и «смешанные» типы политической культуры:

6. Патриархально-подданическая  политическая культура.

7. Подданическо-активистская  политическая культура.

8. Патриархально-активистская  политическая культура. Дело в том, что в реальнойполитической жизни различные политико-культурные типы взаимодействуют между собой и взаимовлияют друг на друга. В результате этого и образуются «смешанные» типы политической культуры.

9. «Культура  гражданина» (относится к числу «смешанных» типов). Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократических политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы других типов политической стабильности. Способствует конструктивному функционированию соответствующих политических режимов.

10. Фрагментарная  политическая культура. Наиболее отчетливо этот тип наблюдается в обществе, вошедшем в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую «ломку».

В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная  поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.

Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, политической агрессивностью и нетерпимостью. Ей свойственна  и харизматичность, - то есть ориентация не на политические объединения и  их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальной групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями».

Данный тип  может характеризоваться также  политическим нигилизмом и растерянностью. Он может усиливать в обществе чувство изолированности и разногласия между социальными группами, нарушать политическое равновесие и гражданское согласие.

11. Интегрированный  тип политической культуры. Отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.

На ряду с  типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры.

Речь идет о  специфических «подкультурах» («суб»  в данном случае в переводе с латинского означает «под»).

Политические  субкультуры характерны для конкретных·  субъектов политики. Они отличаются своеобразными взглядами, предпочтениями и поведением соответствующих групп людей в сфере политики.

К числу наиболее важных и ярко выраженных из них  относятся следующие:

а) политическая субкультура Запада. Ориентирована  на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политических пристрастий.

Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок Политическая жизнь  регулируется детальной правовой регламентаций, отличается многообразием.

Эта политическая субкультура является базовой основой  либерально демократической модели политической культуры;

б) политическая субкультура Востока. Ориентирована  на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического выбора. Харизматична.

В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жизни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством административной власти над представительной и судебной.

Распространена  передача власти по наследству и ее элитарность;

в) региональные политические субкультуры. Выделяются по регионально-государственным признакам.

По этим признакам  наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т. п.

Так, политической культуре граждан США свойственны: индивидуализм; высокое гражданское самосознание; склонность к политической состязательности; относительная толерантность (терпимость) к иным политическим позициям; приверженность к легитимным (законным) формам политического поведения; ориентация на общественное мнение; взыскательность электората (избирателей) к политикам и властям.

Политической  же культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской морали; идеологизированность; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть; политическая лояльность и подданническое отношение к государству; правовой нигилизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е. приспособление к конкретному политическому режиму); политическая наивность, доверчивость и др.

Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных республик-субъектов РФ, а также центрально-черноземного, южного, урало-сибирского и дальневосточного регионов.

С учетом регионального  фактора возможно также различать  городскую и сельскую политические субкультуры;

г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики.

Например, такие  субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.

Носителями  религиозно-политических субкультур могут  выступать и определенные возрастные категории граждан;

д) этнополитические субкультуры. Характерны для государств, имеющих неоднородный национальный состав.

В этом плане  наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы  во Франции, баски в Испании, индейцы  и отчасти негры в США, коренные народы Ceвepa, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие.

Политические  субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется;

е) молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь.

Данной субкультуре  присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов  и поведения.

Ввиду oтсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, - т. е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений.

Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе.

Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой  бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил.

Немаловажно и  то что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.

Возникает вопрос: а существует ли общечеловеческая политическая культура? Ведь человечество представляет собой чрезвычайно пеструю социально-политическую общность. В наше время более чем 6 миллиардов землян разделены примерно на 1 тысячу народов, говорящих на более чем 5 тысячах языках и проживающих в государствах, общее количество которых приближается к 200. Соответственно «Среда жизни» людей «разрезана» многими тысячами километров государственных границ. На пути к политико-культурному единству человечества имеются и другие серьезные препятствия: 1) политические режимы; 2) военно-политические и экономические международные блоки; З) расовые, религиозные и территориальныe противоречия и др.

Не преодолено и главное, наиболее серьезное противоречие современности - разрыв в уровнях жизни и технико-экономического развития между «элитными» государствами планеты (североамериканскими, западноевропейскими, Японией и некоторыми другими) и «остальным миром». В первой половине 1990-х годов на долю 20 % наиболее богатой части населения планеты приходилось 83 % мирового дохода, а на долю остальных 80 %; землян - 17 %, причем на долю 20 % беднейшей части населения мира - всего 1,4 %. При этом разрыв между 20 % наиболее богатых и 20 % наиболее бедных на нашей планете растет: в 1960г. он составлял 30:1, а в 1990г. - уже 60:1.

И все же общечеловеческая политическая культура медленно, но неуклонно  становится реальностью

Эта культура просматривается  через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского «универсалис» означает «всеобщий»).

Под политическими  универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного  большинства государств планеты  и известных политических субкультур.

Даже представленные универсалии (а их гораздо больше), таким образом, позволяют констатировать реальность общечеловеческой политической культуры, ее развития по определенным параметрам, в определенном русле. 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Так, эмпирический уровень характеризует непосредственно практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей.

Обыденный уровень  политического сознания отличается от эмпирического и тем, что имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции. это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на. изменения политической ситуации.

Информация о работе Основные модели политической культуры