Основные типы политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Содержание

Сущность политического режима и критерии его оценки.
Важнейшие черты плюралистического режима.
Важнейшие черты авторитарного режима.
Важнейшие черты тоталитарного режима.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 881.00 Кб (Скачать документ)

                                                                                         

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

Пермский  институт (филиал)

 

Кафедра «                                                            »


 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Политология»

Тема № 7 контрольная работа № 1

 

 

 

                        Работу выполнила

         студентка гр. КПи-22

Тиунова Е.А.

                                                                                  Преподаватель:              

                                                               Конд.ист.наук, доцент.

                                                                                           Алексеенко Г.А. 

         Защищена с оценкой

         …………………………

         Дата…………………….

         Подпись………………..

 

 

Пермь, 2011


 

Тема 7. Основные типы политических режимов

  1. Сущность политического режима и критерии его оценки.
  2. Важнейшие черты плюралистического режима.
  3. Важнейшие черты авторитарного режима.
  4. Важнейшие черты тоталитарного режима.
  5.  
  6. Сущность политического режима и критерии его оценки.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

Термин «политический  режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный  оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.      

В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый Морис Дюверже. Он понимал политический режим как особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой — способы политического участия партий и групп интересов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом понимается совокупность элементов  идеологического, институционального и социологического порядка, которые  способствуют формированию политического  управления данной страны на известный  период.

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.

В узком смысле слова под политическим режимом  иногда понимают госуда-рственный режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

В политической науке для описания социального  характера и порядка отношений  правителей и управляемых, а также  методов и эффективности властвования в целом используется категория  политического режима. Политический режим рассматривается как властный порядок, т.е. свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, под которым подразумеваются конкретные формы и методы реализации власти, определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.     

В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.     

Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображе-ния политического режима является второй подход, дающий возможность со-поставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д. При социоло-гическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.     

Ориентируясь  именно на реальное отражение процесса отправления полити-ческой и государственной власти, политический режим можно охарактеризо-вать как совокупность наиболее типичных методов функционирования осно-вных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия госу-дарства и общества.     

Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую опреде-ляется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.     

Политический  режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации и деятельности государственной власти, но также ее соотношение со всеми существующим негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом.     

Государственный режим характеризуется правовыми  или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.     

Политический  режим (внутреннее состояние) определяет как осуществляется власть, как функционируют  политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.      

Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.       

Признаками  политического режима являются:      

-          механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;     

-          порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;     

-          реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов;     

-          система методов осуществления политической власти (разреши-тельные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);     

-          характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные;     

-          состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальность их гарантий;     

-          способы урегулирования социальных и политических конфликтов;      

-          характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;     

-          наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;     

-          политический и юридический статус и роль армии в обществе;      

-          политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.

 

  1. Важнейшие черты плюралистического режима.

Современная западная демократия выросла из либеральной политической системы, и наследует ее основополагающие принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека и т. п. Оценки и названия современной западной демократии неоднозначны, но чаще всего ее называют плюралистической, поскольку она базируется на признании разнообразия общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.), а также форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений и пр.).

Несмотря на принципиальную общность с либеральной  демократией, современная плюралистическая демократия существенно отличается от нее. Ее главное отличие состоит  в том, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации. Плюралистическая демократия занимает как бы промежуточное положение между индивидуалистической (либеральной) и коллективистской моделью народовластия.

Плюралистическая демократия - это такая демократия, которая исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Поэтому она предполагает, что назначение демократии - стимулировать плюрализм, многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

Виднейшими представителями  плюралистической концепции демократии являются Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль.

Плюралистическая концепция  отводит ведущую роль группе, так  как утверждает, что индивид без  группы - безжизненная абстракция. Именно в группе (семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и т. д.), а также  в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности.

Демократия в данном понимании - это не власть стабильного большинства - народа, поскольку само оно изменчиво  и складывается из компромиссов различных индивидов, групп, объединений. Ни одна из групп современного общества не может монополизировать власть и принимать решения, не опираясь на поддержку других общественных групп. Недовольные группы, объединившись, могут блокировать решения, не отвечающие их интересам, и служить тем социальным противовесом, который будет сдерживать тенденции к монополизации власти. Следовательно, демократия здесь представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.

Информация о работе Основные типы политических режимов