Основы конституционного права Франции 1958 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:11, реферат

Описание

Права и свободы человека урегулированы не в тексте конституции, а в двух других, во многом исторических документах - Преамбуле к Конституции 1946 г. и Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.. которые объявлены составными частями Конституции 1958 г. Причем Преамбула к Конституции 1946 г. не является одновременно преамбулой к Конституции 1958 г. - она помещена после конституционного текста, а Конституция 1958 г. имеет собственную Преамбулу, причем весьма специфическую. Специфика Преамбулы к Конституции 1958 г. (и ее отличие от преамбул к другим конституциям) в том, что она имеет нормативный характер.

Работа состоит из  1 файл

Osnovy_konstitutsionnogo_prava_Frantsii_1.docx

— 19.52 Кб (Скачать документ)

Особенностью Конституции Франции  1958 г. как документа является то, что нынешняя французская конституция состоит из 3 частей, принятых в разное время:

•   собственно Конституции 1958 г.;

•   Преамбулы  к Конституции 1946 г.;

•   Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Конституция 1958г. регулирует только вопросы организации власти (устройство государства, структуру, порядок формирования государственных органов).

Права и свободы  человека урегулированы не в тексте конституции, а в двух других, во многом исторических документах - Преамбуле к Конституции 1946 г. и Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.. которые объявлены составными частями Конституции 1958 г. Причем Преамбула к Конституции 1946 г. не является одновременно преамбулой к Конституции 1958 г. - она помещена после конституционного текста, а Конституция 1958 г. имеет собственную Преамбулу, причем весьма специфическую. Специфика Преамбулы к Конституции 1958 г. (и ее отличие от преамбул к другим конституциям) в том, что она имеет нормативный характер.

Центральной фигурой в системе органов  государственной власти является глава  государства - президент.

Президент Франции  избирается:

•   непосредственно  французским народом;

•   по 2-туровой системе абсолютного  большинства (то есть для избрания необходимо более 50% голосов участвующих в  голосовании; если никто из кандидатов не набирает данного количества, то через 2 недели проводится 2-й тур, где  участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура);

•   на 7-летний срок;

•   с  неограниченной возможностью переизбрания в дальнейшем.

В случае смерти или отставки президента проводятся новые выборы. Важнейшие полномочия президента:

•   самостоятельное  назначение премьер-министра и по представлению  премьер-министра - министров;

•   освобождение от должности премьер-министра и  министров;

•   промульгация законов;

•  право законодательной инициативы;

•  назначение всех высших чиновников в стране;

•  осуществление  функций верховного главнокомандующего;

•  назначение руководящего состава вооруженных сил;

•  назначение дипломатических представителей за рубежом;

•   роспуск  «нижней» палаты парламента;

•  принятие любых мер (!) в случае, если республике, ее общественному строю угрожает опасность.

Последнее полномочие вызывает особые нарекания у противников  президентской власти, поскольку  они видят в этом конституционную  возможность в любой чрезвычайной ситуации ввести личную диктатуру.

Парламент Франции имеет двухпалатную структуру и состоит из Национального собрания и Сената.

Национальное собрание:

•   состоит  из 577 депутатов;

•   избирается на 5 лет по мажоритарной системе  абсолютного большинства в одномандатных  округах;

•   для  избрания кандидату необходимо набрать  более 50% голосов избирателей, участвующих  в голосовании.

Если в 1-м  туре никто не избран, то через 2 недели назначается 2-й тур, в котором  участвуют все кандидаты, набравшие  в 1-м туре более 12,5% голосов от числа  зарегистрированных избирателей. Избранным  считается тот из них (теоретически во 2-й тур могут выйти и 7 человек, но на практике 3 - 4), кто наберет больше голосов (если в 1-м туре 12,5% голосов  набрал только 1 кандидат либо никто, то во 2-й тур выходят 2лучших кандидата  по результатам 1-го тура).

Сенат («верхняя» палата):

•   состоит  из 305 сенаторов;

•   избираемых путем непрямых выборов (коллегий выборщиков) от департаментов на 9-летний срок;

•   каждые 3 года обновляется треть сенаторов.

В среднем  от департамента избираются 3-5 сенаторов. Специально для выборов сенаторов  в департаменте формируется коллегия выборщиков численностью примерно 1000 человек, в состав которой входят:

•   все  депутаты Национального собрания («нижней» палаты), избранные от департамента (5-7 депутатов);

•   депутаты представительного органа департамента (30 - 50);

•   делегаты, выдвинутые коммунами - муниципальными единицами самого нижнего уровня, - около 1000 (примерно по 10 - 15 делегатов  от каждой коммуны).

В связи с  тем, что делегаты от коммун явно превосходят  по численности другие категории  выборщиков, можно считать, что французских  сенаторов фактически избирают представители  коммун.

Примерно  в 100 департаментах в выборах 305 сенаторов  принимают участие в сумме  около 100 тыс. (!) представителей коммун. Для того чтобы быть избранным  депутатом Национального собрания (на 5 лет путем прямых мажоритарных выборов) и сенатором (на 9 лет путем  косвенных пропорциональных выборов), необходимо обладать избирательным  правом и достичь возраста:

•   23 лет - для депутата;

•   35 лет - для сенатора.

Для принятия конституции, внесения в нее изменений, принятия конституционных законов  обе палаты парламента заседают вместе как единый орган (то есть как одна палата из 882 (577 + 305) парламентариев), который  именуется Конгрессом.

Во всех иных случаях Национальное собрание и  Сенат заседают раздельно и вместе именуются парламентом.

Французский парламент имеет 2 отличительные особенности:

•   абсолютно  ограниченные полномочия (это значит, что парламент Франции имеет  только те полномочия (сходные для  обеих палат), которые прямо указаны  в конституции; никаких других полномочий французский парламент иметь  не может (в Италии и большинстве  других цивилизованных стран ситуация обратная - парламент может принять  к рассмотрению любой вопрос, не относящийся к компетенции других органов);

•   «слабую» верхнюю палату (в отличие от других стран, имеющих «сильный» сенат («сильную»  верхнюю палату), Сенат Франции - декоративный орган, скорее дань исторической традиции (в 1969 г. де Голль пытался ликвидировать Сенат); ключевую роль в деятельности французского парламента играет именно «нижняя» палата - Национальное собрание (сходная ситуация в Великобритании, где «жизнь» парламента проходит в его «нижней» палате - Палате общин).

Помимо президента исполнительную власть в стране (по Конституции 1958 г. «опираясь на администрацию и вооруженные силы») осуществляет правительство (Совет  министров) Франции.

С одной стороны, правительство ответственно перед президентом, который лично назначает премьер-министра и министров и освобождает их от должности.

С другой стороны, правительство ответственно перед  парламентом (его «нижней» палатой - Национальным собранием):

•   президент  хотя и самостоятельно назначает  правительство, но должен считаться  с расстановкой сил в парламенте (по результатам парламентских выборов), иначе правительство будет неустойчивым и в скором будущем получит  вотум недоверия;

Национальное  собрание имеет право выразить вотум  недоверия правительству.

По сложившемуся конституционному обычаю президент  назначает премьер-министром лидера партии, победившей на парламентских  выборах (либо ее представителя), и формирует  правительство из представителей этой партии.

В современной  Франции установилась многопартийная система. Основные политические силы страны:

•   «голлисты» - совокупность нескольких правых партий (ведущая из них - Объединение в поддержку республики Ж. Ширака), разделяющих идеологию основателя Пятой Республики Ш. де Голля;

•   социалисты (Французская социалистическая партия) - создана в XIX в., воссоздана в 1971 г. Ф. Миттераном; нынешней лидер - премьер-министр Л. Жоспен;

•   коммунисты (Французская коммунистическая партия) - в прошлом очень влиятельная  партия, набирала много голосов на выборах в парламент; яркие лидеры прошлого - Ж. Дюкло, Ж. Марше; в настоящее время партия находится в кризисе;

•   крайне правые («Национальный  фронт» ле Пэна) - выступают с ультраправых националистических позиций (за наведение порядка, выселение из страны арабов и мусульман, «чистоту нации», выдвигают иные популистские лозунги); популярность партии неуклонно растет, ле Пэн на президентских выборах 1995 г. набрал около 15% голосов и едва не вышел во 2-й тур с социалистом Л. Жоспеном, оттеснив Ж. Ширака.

Судебная система Франции включает две ветви:

•   суды общей юрисдикции;

•   административные суды.

Иерархию судов обшей юрисдикции составляют:

•   трибуналы  малой инстанции (имеются в департаментах); рассматривают незначительные гражданские  и уголовные дела;

•   трибуналы  большой инстанции; рассматривают  гражданские и уголовные дела средней сложности;

•   апелляционные  суды;

•   суды ассизов - выполняют роль судов присяжных при рассмотрении уголовных дел, где наказание превышает 5 лет лишения свободы; состоят из 3 профессиональных судей и 9 ассизов (присяжных заседателей) - грамотных добропорядочных граждан, профессия которых не связана с властью, юриспруденцией и педагогикой;

•   специальные  суды (коммерческие, трудовые);

•   Кассационный суд - возглавляет систему судов  общей юрисдикции. Административные суды:

•   региональные административные суды (низовое звено);

•   административные апелляционные суды;

•   Государственный  совет (высшее звено).

Помимо судов  общей юрисдикции и административных судов во Франции существует два  специальных органа, не входящих в  судебную систему и созданных  для суда над высшими чиновниками. Это:

•   Суд  правосудия республики - судит министров;

•   Высокий  суд правосудия - рассматривает обвинения (в совершении государственной измены) против президента.

Франция - унитарное государство. Базовой административно-территориальной единицей страны является департамент. Территория континентальной Франции (метрополии) делится на 96 департаментов.

В свою очередь, департаменты делятся на более мелкие территориальные единицы - коммуны. В целом по стране насчитывается около 37 тыс. коммун, причем численность их населения сильно различается - от 50 человек до нескольких тысяч в отдельной коммуне.

В 1982 г. в целях совершенствования управления был создан еще один, высший административно-территориальный уровень - регионы. Каждый регион включает в себя 4-5 департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 22 региона.

Таким образом, в стране имеется трехуровневое  административно-территориальное деление. Регионы, департаменты и коммуны  имеют свои органы управления.

Так, в коммунах население избирает мэра и совет  коммуны.

В департаментах  и регионах органы управления имеют  свои особенности:

•   департаменты и регионы избирают свои представительные органы: соответственно генеральный  совет - в департаменте и региональный совет - в регионе;

•   генеральные  советы департаментов и региональные советы избирают председателей;

•   председатель совета одновременно является главой представительного органа и главой администрации (то есть в департаментах и регионах нет четкого разделения властей);

•   помимо совета, его председателя и администрации  в каждом департаменте существует должность  префекта (или комиссара республики);

•   префект (комиссар республики) назначается  Советом министров и является представителем центрального правительства  в департаменте;

•   комиссар самого большого департамента в регионе  является одновременно комиссаром региона  и представляет правительство не только в "своем" департаменте, но и в регионе в целом.

Таким образом, на уровне регионов и  департаментов (но не коммун) совмещаются  принципы самоуправления (совет, председатель совета, администрация) и управления из центра (комиссар республики).


Информация о работе Основы конституционного права Франции 1958 года