Основы конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 14:32, контрольная работа

Описание

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе.

Содержание

Введение. 3

Конституции Российской Федерации – Основной закон государства. 4

Основы Конституционного строя. 5

Заключение. 15

Список используемой литературы. 16

Приложение 1 17

Приложение 2 18

Работа состоит из  1 файл

правоведение. конституционный строй.docx

— 45.30 Кб (Скачать документ)

     Федеральные государства могут строиться  на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, и определяется правовой статус члена Федерации. Территориальный принцип построения федерации означает, что субъектами федерации являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего. Например, США.

       Национальный принцип построения федерации полагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данной автономии. Например, Чукотский Автономный округ- живут люди чукчи.

     Субъект федерации – это ограниченно  правоспособное образование, имеющее  некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим параметрам:

  • Не обладает суверенитетом;
  • Не имеют права на отделение или сецессию ((лат. secessio) - выход из состава государства какой-либо его части. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике она имеет место (на примере, Чеченской республики);
  • Граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;
  • Закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;
  • Перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

     Российская  Федерация – это федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку.

  1. Основой конституционного строя России является социальный характер государства. Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, сводят до минимума вмешательство государства в экономику. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

    Основные  задачи социального развития российского  общества определяют и основные направления  социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера  оплаты труда; обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных  пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

  1. Многообразие и свобода экономической деятельности.

Политический  плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это  многообразие обеспечивается тем, что  основу экономики Российской Федерации  составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической  деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В  Российской Федерации признаются и  защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств.

  1. В основе системы органов государственной власти РФ лежит основополагающий конституционно-правовой принцип разделения властей на законодательную (президент, администрация президента, государственный совет, совет безопасности, федеральное собрание, государственная дума федерального собрания РФ, совет федерации федерального собрания РФ), исполнительную (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) и судебную ветви власти (суды общей юрисдикции− Верховный Суд; Верховный Арбитражный Суд; Конституционный Суд). В политической науке иногда говорят о существовании отдельной президентской ветви власти, подразумевая под ней как самого Президента России, наделенного особым конституционно-правовым статусом, так и его Администрацию. Специалисты в области конституционного права2 трактуют термин «президентская власть» не как отдельную ветвь власти, а лишь как особый статус Президента в системе трех властей, комплексный характер его прав и обязанностей во взаимоотношении с другими ветвями власти.

     Помимо  органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей власти, отдельно выделяют также федеральные органы государственной власти с особым статусом: Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в РФ и академии наук.

     Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной  власти, а представляет собой самостоятельную  и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через  органы местного самоуправления.

     Общественный контроль над деятельностью государственной и муниципальной власти в РФ в настоящее время осуществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ.

  1. Политический и идеологический плюрализм означает признание многопартийности (ст. 13 ч. 3,4,5 Конституции). Исключается монопольное положение в обществе какой-либо одной партии, допускается существование оппозиционных партий и общественно-политических движений. Исключается признание какой-либо идеологии государственной. В то же время направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности России; подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
  2. Светский характер государства означает, что ни одна религия не признается официальной. Церковь отделена от государства, школа – от церкви. Религиозные организации не могут участвовать в политической жизни страны. Государство нейтрально по отношению к любой религии, гарантирует их равенство перед законом. Административное вмешательство в дела религиозных организаций возможно только в случае нарушения ими действующего законодательства, в частности федерального закона от 26.09, 1997г. №125-ФЗ «о свободе совести и о религиозных объединениях».
  3. Целостность и незыблемость основ конституционно строя РФ. Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закреплённые в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст. 5 п.3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст. 5 п.4 Конституции РФ).

Заключение.

 

     Каждое  государство характеризуется определенными  чертами, в которых выражается его  специфика. Оно может быть демократическим  или тоталитарным, республикой или  монархией и т.д. Совокупность таких  черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации  государства, или о государственном  строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным  строем. Таким образом, конституционный  строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий  его как конституционное государство. Под конституционным строем можно  понимать сложившийся в государстве  порядок (систему) взаимоотношений  между гражданами, органами власти, государственными и общественными  организациями, при котором их права  и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и  непременно соблюдаются.

     Основы  конституционного строя есть определенная характеристика конституционного строя, под которым понимают разновидность  государственного и общественного  строя, основанного на принципах  народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества.

     Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической конституции  и реальной конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных отношений, есть устоявшаяся конституционная практика. 
 

Список  используемой литературы.
 
  1. Нормативно-правовые акты.
    1. Конституция  РФ.  Глава 1.Основы конституционного строя, ст. 1-16
    1. Конституция РФ. Глава 2. Федеральное устройство, ст. 65-79
  1. Баглай М.В. Конституционное право РФ, - М.: Норма, 2005.
  1. Балашов А.И. Рудаков Г.П. Правоведение. – Спб: Питер, 2009-480 с.
  2. Городилов А.А.  Правоведение. – М.: КНОРУС, 2010 – 256 с.
  3. Пугинский П.Б. Правоведение.- М: Юрайт-Издат, 2007.-462с.
  4. Правоведение /под ред. Малько А.В..-М.: Кнорус, 2008.-400с.
  5. Российская газета от 25 декабря 1993г. И №6-7 от 30 декабря 2008г.
  6. Парламентская газета 23 января 2009 №4
  7. www. кonstituciya RF.ru
  8. www. Wikipedia. ru Федеративное устройство России
Приложение 1
 

Таблица 1.  Конституции Российской Федерации.

     Преамбула (введение)
разделы      главы статьи
Раздел I      Глава1. Основы конституционного строя 1-16
     Глава2. Права и свободы человека и  гражданина 17-64
     Глава3. Федеративное устройство 65-79
     Глава4. Президент Российской Федерации 80-93
     Глава5. Федеральное собрание 94-109
     Глава6. Правительство Российской Федерации 110-117
     Глава7. Судебная власть 118-129
     Глава8. Местное самоуправление 130-133
     Глава9. Конституционные поправки и пересмотр  Конституции 134-137
     Раздел II. Заключительные и переходные положения

Приложение 2

Таблица 2. Субъекты Российской Федерации.

Вид субъектов РФ (их количество)      Наименование  субъектов
     Республики       Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия1, Кабардино-балкарская, Хальмг Тангч2, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания3, Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чаваш4.
     Края  Алтайский, Забайкальский5, Камчатский6, Краснодарский, Красноярский7, Пермский8, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
     Области      Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская9, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.
Города  федерального значения      Москва, Санкт-Петербург
Автономные  области      Еврейская
Автономные  округа Ненецкий, Ханты-Мансийский – Югра10, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

Информация о работе Основы конституционного строя России