Особенности авторитарных политических систем. Проблемы политического участия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание

В современной политологии выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Особенности авторитарных политических систем…………………...…......4
2. Проблемы политического участия………………………………….…..……8
3. Заключение…………..……………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...11

Работа состоит из  1 файл

Особенности авторитарных политических систем. Проблемы политического участия .doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

по теме: Особенности авторитарных политических систем. Проблемы политического участия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1.      Особенности авторитарных политических систем…………………...…......4

2.      Проблемы политического участия………………………………….…..……8

3.      Заключение…………..……………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политический режим (лат. геgimеп – управление) – совокупность средств и методов осуществления власти, способ функционирования политической системы.

В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. Политический режим складывается в результате взаимодействия всех элементов политической системы (политических институтов, политических отношений, политических норм и политической культуры).

     В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы). В связи с широким (способ функционирования политической системы) и более узким толкованием категории «политический режим» в политической науке нередко делается различие между понятиями «государственный режим» (более узкое понятие) и «политический режим» (более широкое понятие).

    В современной политологии выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.

 

 

 

Особенности авторитарных политических систем

 

Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института.

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных следующими основными чертами:

1.           авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: не обязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;

2.           допускается неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна довольно слабая политическая информированность масс;

3.           при авторитаризме высшей ценностью является государство как средоточие властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра);

4.           авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, чуждые тоталитаризму, который разрывает традиционные социальные связи, превращает «классы в массы»;

5.           в отличие от тоталитаризма, при котором систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется практика избирательного террора.

Существенными чертами авторитаризма являются:

      монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая никому не подотчетна;

      полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

      сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между государством и обществом:

      отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

      использование силовых структур для удержания власти.

Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

      Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).

      Традиционные авторитарные режимы олигархического типа характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).

      Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).

      Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Белоруссия, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).

      Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.

Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах (например, античные греческие и восточные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные абсолютистские режимы и т.д.). Изменяясь, авторитаризм стал, в конечном счете, формой решения политических проблем (реформ, преобразований, перестроек) сверху, силами власти, и оказался в этом смысле весьма уязвимым и зависимым от отношения общества к действиям авторитарной власти, перед выбором: демократизировать режим и получить поддержку народа, либо ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату.

В отечественной политической науке с середины 90-х гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. В нем фиксируются две особенности современного российского политического процесса. С одной стороны, подчеркивается, что Россия бесповоротно ушла от своего коммунистического прошлого, в этом смысле термин «демократия» употребляется как антипод понятия «тоталитаризм». С другой стороны, очевидно, что тот политический строй, который сформировался в нынешней России, значительно отличается от классических западных моделей демократии.

Некоторые политологи утверждают, что политический режим в России носит авторитарный характер и определяют его как олигархический авторитаризм. Для такой оценки действительно есть основания. Прежде всего, заметно значительное влияние компрадорской (связанной с иностранным капиталом) буржуазии на политическую элиту. Национальная буржуазия (предприниматели, связанные с отечественным производством) не имеют серьезного политического веса. Общество слабо влияет на политические институты. Поэтому принимаемые решения зачастую отвечают узкокорпоративным интересам. Результатом проводимой политики стало значительное расслоение общества, вплоть до поляризации.

Однако эта точка зрения не бесспорна. После 1993 г. власть практически не прибегала к открытому политическому насилию, в стране регулярно проводятся выборы (хотя и по постоянно меняющимся правилам), существует и играет определенную роль политическая оппозиция. Определение складывающегося в России режима как гибридного – авторитарно-демократического – является более точным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы политического участия

Исполнительная власть, функционирующая постоянно и в специальном режиме, всегда рискует оторваться от общества и меньше реагировать на интересы населения. Нормативно-служебное сознание и бюрократически-жесткое поведение часто отторгают граждан от их деятельности и создают ту полосу отчуждения, которая может деформировать власть и атмосферу в стране. Нашей стране знакомы эти процессы как в прошлые десятилетия, так и в настоящее время. Эти явления широко распространены в зарубежных государствах. Противовесом служит механизм политического участия граждан в государственном управлении.

В нашей стране в прошлые годы проводилась работа по развитию общественно-политической активности граждан. Решению этой проблемы служили меры по повышению уровня общественного сознания и культуры, укреплению дисциплины и законности, расширению участия граждан в управлении государственными и общественными делами, стимулированию их заинтересованного отношения к труду, выполнению планов и «социалистических» обязательств. Целенаправленно велась идеологическая работа, патриотическое и интернациональное воспитание граждан. Было немало трудностей и противоречий. Работа в данном направлении подчас велась несогласованно разными органами, в ней было много формализма.

В зарубежных государствах, чей опыт политического отчуждения долгие годы подвергался в нашей стране острой критике, уделяется серьезное внимание решению проблемы участия. Ее решение достигается разными способами и прежде всего ориентацией работников государственных органов на поддержание и укрепление связей с общественностью, на формирование навыков «общественного диалога» и предотвращение и устранение разрыва между центральными и иными органами с внешней средой столь злободневные, пока и для нас.

Поучительны системы «обучения демократии» в США, во Франции, где в университетах, школах менеджмента, административных центрах ведется обучение навыкам общения, прививается «демократический дух», проводятся деловые игры и разборы ситуаций, посвященные связям с партиями, профсоюзами, средствами массовой информации. Примечательно, что государственные органы России все более активно взаимодействуют с демократическими институтами и быстрее реагируют на обращения граждан и общественных организаций.

В областях и республиках создаются и действуют научно-консультативные советы, в которых активно проявляет себя общественность. В ряде областных комитетов Нижегородской области есть такие советы. В Челябинской области постановлением главы администрации создана комиссия по правам человека. В ее составе 19 человек, представляющих различные общественные движения, объединения и фонды. Главам городов и районов, на территории которых действуют правозащитные организации, рекомендовано создать такие же комиссии.

И все-таки немало таких отрицательных явлений, как низкий общественный авторитет государственных органов и их руководителей, резкое сужение «поля» гражданского участия в решении функциональных и других дел при расширении для граждан «поля» выбора и публичных оценок, усиление конфронтации и противостояния властей и населения.

Политические психологи, изучающие поведение, давно пришли к выводу, что объективные показатели политического участия необходимо дополнить психологическими показателями, среди которых они особо выделили восприятие индивидом своего участия, чувство вовлеченности в политику и мотивацию участия.

Общественная ситуация остается тревожной и нестабильной, и призывы к согласию пока не достигают цели.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, авторитаризм - это форма власти, сосредоточенная в руках одного человека или партии. Она занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и  демократией. В отличие от тоталитаризма авторитаризм допускает ограниченный плюрализм, он не регламентирует одинаково жестко все стороны жизни общества. В отличие от демократии авторитаризм запрещает существование оппозиции, допускает использование силовых структур для удержания власти, отсутствует возможность ненасильственной смены власти.

Современный политический режим, сложившийся в нашей стране за последние десятилетия, определяют как гибрид авторитарного и демократического режимов: слабое влияние населения на политическую ситуацию в стране, национальная буржуазия не имеют серьезного политического веса, но в стране проводится выборы, существует и играет определенную роль политическая оппозиция, проводится работа с населением, направленная на усиление политической активности масс.

В связи с этим остро стала проблема политического участия. Низкий уровень доверия граждан к государству, усиление конфронтации и противостояния властей и населения, уменьшение количества граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

Однако в последние года началось создание научно-консультативные советов, различных политических организаций, особенно, тех, которые вовлекают в свою деятельность молодёжь.

Информация о работе Особенности авторитарных политических систем. Проблемы политического участия