Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 12:46, реферат
Вводный раздел курса политологии предполагает выяснение не только сущности, особенностей и значения этой науки, но и то, как она возникла, какие основные этапы становления и развития прошла.
Изучение истории политическое мысли важно только само по себе, но и для правильного понимания и решения проблем современности.
Введение
1. Политическая мысль Древней Руси.
2. Российская политико-правовая мысль 18 века.
3. Характер политических учений в России 19 – 20 вв.
Заключение.
Список литературы.
Петр I правил Россией
несколько десятилетий. К числу наиболее
крупных преобразований в государственной
сфере и соответствующих нормативных
актов следует отнести: военную реформу
и введенный «воинский устав Петра Великого»,
городскую реформу, начало которой положил
«Указ об учреждении губерний и приписании
к ним городов; установление порядка государственной
службы, создание Сената, Синода и коллегий,
закрепленное в «Генеральном регламенте».
Представляет научный
интерес и практическую значимость анализ
«Табели о рангах», введенной указом Петра
I. «Табель о рангах» явилась законом о
порядке государственной службы и представляла
новую систему чиновной иерархии. Она
завершила административные реформы центральных
и местных государственных учреждений,
в аппарате которых было занято значительное
число чиновников. Ее основное значение
состояло в рационализации и систематизации
административной службы. «Табель о рангах»
внедряла вместо происхождения и знатности
принцип служебной и профессиональной
годности. Особое значение имело узаконивание
приобретения дворянства выслугой и пожалованием
государя. Приобретение дворянства путем
выслуги чина усиливало социальную мобильность
правящего сословия, открывало возможность
прилива в его среду выходцев из других
классов и сословий.
Интересна оценка политико-правовой
и идеологической деятельности Петра
I, в знаменитом слове одного из его сподвижников
Ф. Прокоповича, произнесенном во время
похорон императора в 1725 году: «Какову
он Россию свою сделал, - говорил Ф. Прокопович,
- такова и будет, сделал добрым любимою,
любима и будет, сделал врагам страшною,
страшная и будет, сделал на весь мир славною,
славная и быть не перестанет. Оставил
нам духовные, гражданские и воинские
исправления».
Во времена Екатерины
II начинается следующий этап в развитии
политической мысли России.
Вскоре после вступления
на престол Екатерина II обнаружила, что
одним из существенных недостатков русской
жизни является устарелость законодательства:
сборник законов был издан при Алексее
Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась
до неузнаваемости. Императрица видела
необходимость большой работы по собранию
и пересмотру законов. Екатерина II решила
составить новое Уложение. Она читала
множество сочинений иностранных ученых
о государственном устройстве и суде,
понимая, что далеко не все применимо к
русской жизни.
Императрица считала,
что законы должны быть согласованы с
потребностями страны, с понятиями и обычаями
народа. Для этого решено было созвать
выборных (депутатов) из различных сословий
государства для выработки нового Уложения.
Комиссия должна была сообщить правительству
о нуждах и пожеланиях населения, а затем
выработать проекты новых, лучших законов.
Широко заимствуя идеи
передовых западных мыслителей Екатерина
II для этой Комиссии составила “Наказ
комиссии о составлении проекта нового
уложения”. Это были правила, на основании
которых должно быть составлено новое
Уложение и которыми должны были руководствоваться
депутаты. “Наказ” был роздан всем депутатам.
Над “Наказом” Екатерина II трудилась
более двух лет. В “Наказе” она говорит
о государстве, законах, наказаниях, производстве
суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ”
показывал и знание дела, и любовь к людям.
Императрица хотела внести в законодательство
больше мягкости и уважения к человеку.
“Наказ” был встречен везде с восторгом.
В частности, Екатерина II требовала смягчения
наказаний: “любовь к отечеству, стыд
и страх поношения суть средства укротительные
и могущие воздержать множество преступлений”.
Также она потребовала отменить наказания,
могущие изуродовать человеческое тело.
Она выступала против применения пыток.
Особенно большой осторожности требовала
от судей. “Лучше оправдать 10 виноватых,
чем обвинить одного невиновного”. Еще
одно мудрое изречение: “гораздо лучше
предупреждать преступления, нежели их
наказывать”. Но как это сделать? Надо,
чтобы люди чтили законы и стремились
к добродетели. “Самое надежное, но и самое
труднейшее средство сделать людей лучше
есть приведение в совершенство воспитания”.
Хотите предупредить преступления - сделайте,
чтобы просвещение распространялось между
людьми.
Также Екатерине II казалось
необходимым предоставить дворянству
и городскому сословию самоуправление.
Она думала и об освобождении крестьян
от крепостной зависимости.
Однако на практике
осуществлялась поддержка дворянства,
расширение их прав и свобод, дальнейшее
закабаление крестьян. Политико-правовым
обоснованием этих действий явилась «Грамота
на права, вольности и преимущества благородного
российского дворянства». Проводилась
и политика создания «среднего сословия»
в городах: домовладельцы, купцы, ремесленники,
именитые граждане, иностранцы, посадские
люди.
В годы царствования
Екатерины II сформировалась яркая плеяда
политических просветителей – Н.И. Новиков,
И.А. Третьяков, Я.П. Козельский. Общим мотивом
просветителей была критика крепостничества.
Развивая идею естественного права, Козельский
поставил вопрос о нравственном характере
войны. Так, захватнические войны он называл
злом, но считал правомерным войны для
отечества и восстание против завоевателей.
Хорошо известен афоризм А.П. Сумарокова
«Мораль без политики бесполезна, а политика
без морали бесславна».
Н.И. Новиков в «Статьях
по истории и философии» утверждал, что
политика – это наука царствовать, устраивать
счастье не только государя, но и всего
народа.
Первый русский профессор
права С.Е. Десницкий, доказал неизбежность
общности политических и правовых институтов
при схожести экономических условий. Им
был основан тезис об осуществлении законодательной
функции монархом совместно с представительным
органом – Сенатом.
На рубеже веков ярко
проявился талант А.Н. Радищева – демократа-просветителя,
родоначальника революционного направления
в политической науке России. Он являлся
противником самодержавия как политической
формы правления, считая его «наипротивнейшим
человеческому естеству состоянием».
Радищев опирался на историю длительного
существования Новгородской республики,
в чем усматривал доказательство приверженности
русского народа к этой форме государственности.
Будущую Россию он видел как свободную,
добровольную федерацию городов. Н.А. Радищев
отмечал, что заключая общественный договор,
люди передают государству только часть
своих прав, в силу чего за каждым членом
общества сохраняется право защиты жизни,
чести и собственности. Он был противником
крепостничества, считая, что крепостное
состояние противоречит естественному
праву, поскольку все народы рождены свободными
и равными. В своих произведениях «Путешествие
из Петербурга в Москву», «Проект гражданского
уложения» он показал, что если власть
издает законы, нарушая права, не обеспечивает
человеку сохранности жизни, чести, неприкосновенности,
за народом остается право на расторжение
общественного договора и восстание против
тирана. Вместе с благодарностью потомков
он заслужил политическую оценку Екатерины
II: «бунтовщик хуже Пугачева!» при Александре
I принял активное участие в работе императорской
комиссии нового гражданского законодательства.
III. Характер политических
учений в России 19 – 20 вв.
XIX век для политической
мысли России – век особый. В середине
этого века в России указом «сверху» было
отменено крепостное право, в стране стал
развиваться капитализм. Однако политическая
надстройка общества – самодержавие –
оставалось во многом неизменной. Идеалы
конституционной, думской монархии, не
говоря уже о демократической республике,
в этом веке остались недостижимыми.
Такое развитие не могло
не вызвать к жизни большого количества
политических учений и идей о путях переустройства
и развития России. Появились и ложились
основные направления русской политической
мысли: либерализм, революционизм, консерватизм,
”западники” и “славянофилы”. Все эти
характерные направления, возникшие в
19 веке, в той или иной форме проявились
и в последующей политической жизни страны.
В 19 веке в политической
мысли России зарождаются, а затем оформляются
ее основные направления и течения:
-
Либерализм, ориентирующийся на идеологические
принципы западных учений и выражающий
интересы зарождающейся буржуазии ( М.М.
Сперанский, П.Я. Чаадаев); политико-правовой
либерализм середины – конца 19 века.
-
Радикализм, выражающий интересы угнетенных
слоев населения, обосновывающий и использующий
революционные методы борьбы.
-
Консерватизм, он отражал интересы помещиков,
части бюрократии и интеллигенции, отстаивал
самобытный путь развития России; проимператорское
направление – в него входили Карамзин,
С.С. Уваров, К.П. Победоносцев).
К числу первых ярких
представителей официального российского
либерализма относится М.М. Сперанский
При воцарении АлександраI
Сперанский получил звание статс-секретаря
и в 1802 году перешел на службу в Министерство
внутренних дел. В 1806 году произошло личное
знакомство Сперанского с Александром,
который оценил выдающейся способности
чиновника и приблизил его к себе.
Став основным советником
императора, Сперанский получил задание
подготовить общий проект государственных
преобразований в России.
“Введение к
уложению государственных законов “ Сперанский
подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал
правительство, что существующее общественное
устройство “несвойственно уже более
состоянию общественного духа”. В целях
предотвращения революции он предлагал
Александру I дать стране конституцию,
которая должна будет только “облечь
правление самодержавное всеми, так сказать,
внешними формами закона, оставив в сущности
его ту же силу и то же пространство самодержавия“.
Этими внешними формами, по мнению Сперанского,
должны быть: элементарная законность,
выборность части чиновников и их ответственность,
новые буржуазные начала организации
суда и контроля, разделение законодательной,
исполнительной и судебной власти при
допущении выборных представителей от
народа к законосовещательной деятельности,
т.е. расширение политических прав “среднего
сословия” .
По проекту
во главе государства должен стоять монарх
, облеченный всей полнотой власти. При
нем надлежит иметь Государственный совет,
представляющий собой совещательный орган
назначаемых монархом сановников .
В совете обсуждаются
все крупные государственные мероприятия;
через него к государю поступают все дела
от нижестоящих органов, и таким путем
осуществляется единство всей деятельности
правительства.
М.М. Сперанский считал,
что крепостное право необходимо отменить.
Путь освобождения от него он видел в реформе
сверху, обеспечивающей постепенную отмену
крепостничества и гражданскую свободу.
Ориентация на западные
ценности и идеалы проявилась и в просветительской
деятельности целой плеяды ученых, философов,
публицистов, которых называли западниками:
П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, П.В. Анненков
и другие.
Идеи западников были
значительным событием общественной мысли
России. В периоды развития российского
общества между ”западниками” и ”почвенниками”
велись постоянные дискуссии, поскольку
вопрос о пути развития для России всегда
актуален.
Радикальные теории
и методы переустройства российского
общества в начале 19 века были предложены
декабристами – представителями революционного
дворянского движения. Руководитель Южного
общества П.И. Пестель свои республиканские
взгляды в работах “Конституция. Государственный
завет” и “Русская Правда”. В них
обобщались политические понятия, такие
как государство, народ, власть, их взаимные
права и обязанности, давалась характеристика
существующих политических порядков.
“Русская Правда” –
предусматривала уничтожение всех сословных
перегородок и установление единого сословия
– гражданского. Согласно его концепции,
верховная власть разделяется на законодательную,
исполнительную, блюстительную. На местах
избираются народные собрания. Наилучшей
формой государственного устройства для
России, Пестель, считал унитарное государство
с предоставлением права самостоятельности
только Польше. Средством достижения поставленных
целей Пестель видел в военно-революционном
перевороте, с немедленной ликвидацией
монархии.
Меньшим радикализмом
отличалась программа Северного общества
и его организаторов. Одним из которых
был Н.М. Муравьев. Он подходил к политическим
проблемам своего времени с позиций общечеловеческого
разума и реального исторического опыта.
Его проекты выступали за переход от царского
самодержавия к конституционной монархии.
Проект предусматривал разделение властей
и федеративное устройство России, в связи
с чем высший представительный орган –
Народное Вече – предусматривалось образовать
из двух палат – Палаты народных представителей
и Верховной Думы, представляющей субъекты
федерации.
Высшая исполнительная
власть сохранялась за наследственным
императором, получившим статус «верховного
чиновника правительства» с правом отлагательного
вето при принятии законов. Муравьев выступал
за равенство всех перед законом, неприкосновенность
личности, жилища, свободу печати.