Особенности развития русской политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:10, реферат

Описание

Любая наука имеет свою историю. Можно даже сказать, что без истории науки нет самой науки. Это относится и к политологии. Ее современные учения и теории развиваются как продолжение тех политических мыслей, которые существовали в прошлом. Без накопленного мыслительного материала невозможно рождение новых политических теорий.
Поэтому я хочу хотя бы кратко ознакомиться с историей политической мысли, которая зародилась несколько тысяч лет тому назад и все это время развивалась различными мыслителями и политическими лидерами.

Содержание

Часть I
Возникновение и специфика российской политической мысли
1.1 Возникновение политических идей в России……………………………….3
1.2 Специфика российской политической мысли………………………………5
Часть II
Основные направления развития Российской политической мысли
2.1 Влияние французского просвещения на развитие Российской политической мысли…………………………………………………………….6
2.2 Либеральная политическая мысль……………………………………….…7
2.3 Русский консерватизм……………………………………………………….8
2.4 Политический радикализм…………………………………………………10
Часть III
Русская политическая мысль XIX - начала XX веков
3.1 Особенности и основные направления развития русской политической мысли в период XIX - начала XX веков………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..18
Словарь основных понятий…………………………………………………….20
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

особенности развития русской политической мысли.docx

— 52.46 Кб (Скачать документ)

В результате исторически  сложившегося промежуточного положения  России как страны, находящейся между  двумя цивилизациями, ее характеризует  «раскол» — как длительно существующее состояние незавершенности российской модернизации. Раскол не позволяет  обществу как перейти к либеральной цивилизации, так и вернуться к традиционной. Еще с допетровских времен в российском государстве модернизационные преобразования осуществлялись главным образом «сверху вниз», не получая обратного импульса, в связи с чем в России плохо приживались ценности частной собственности, роста и накопления, правовые нормы, институты самоуправления и гражданского общества. Важнейшим показателем «догоняющего типа развития» является также давний, глубокий разрыв между сравнительно узкой управленческой и культурной элитой и остальным населением, — разрыв не только по уровню образования, но и социальный — имущественный и статусный.

Проблемы отношения России к Западу и Востоку, к Европе и  Азии занимали в русской политико-социальной мысли важное место и постоянно  «питали» русскую идею. К ней в XIX в. обращались славянофилы и западники, консерваторы и либералы, а в 20— 30-е гг. XX в. в эмиграции — евразийцы, пытавшиеся обосновать развитие России как особой цивилизации — Евразии  — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России. В основе учения евразийцев (экономиста П.Н. Савицкого, культуролога Н.С. Трубецкого, философа Л.П. Карсавина и др.) лежали следующие идеи: утверждение особых путей развития России как Евразии, органически соединяющей элементы Востока и Запада; обоснование идеалов на началах православной веры; учение об идеократическом государстве, с «единой культурно-государственной евразийской идеологией правящего слоя», выдвигаемого путем отбора из народа; акцент на восточном, «туранском» элементе в русской культуре.

Идеализация общинного коллективизма, прочная традиция слияния юридических, нравственных и религиозных категорий  обусловили «правовой нигилизм»  русской политической мысли. Славянофилы  и почвенники, народники и анархисты  были склонны видеть в патриархальной крестьянской общине воплощение духа братской общности, которая может  обойтись без писаных законов  и не допустить развития индивидуализма. В России всегда искали правду, понимая  ее не как юридическую регламентацию  поведения, а как стремление к  справедливости, к добру и совершенству в общественных и человеческих отношениях. Уже в первом памятнике отечественного любомудрия — политическом трактате середины XI в. «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона  противопоставляется формальный закон (тень) и благодать (истина), дающаяся просветленной душе; власть же соотносится  с мудростью правителя.

Политическая идеология  либерализма есть продукт западной цивилизации. В России либерализм не имел глубоких исторических корней, однако является одной из интеллектуальных традиций русской политической мысли, имеет свои национальные особенности  и оригинальные идеи (прежде всего  — консервативный либерализм), отсутствующие  в классическом западноевропейском либерализме.

Социальный идеал буржуазного  общества, правовой идеал и осознание  необходимости введения конституционных  порядков были характерны для всех течений русского либерализма. Его  теоретики рассматривали правовое государство и утверждение свободы  личности во всех сферах общества оптимальными целями для социально-политического  развития России.

Особенностью русской  политической мысли, продолжающей традицию русской философии, является ее антропологическая  ориентация, «идея личности как носителя и творца духовных ценностей» (С.Л. Франк), осмысление проблем сущности и существования  человека, смысла его жизни. О чем  бы ни шла речь — о православном сознании, русской идее, преобразовании общества и государства, осмыслении бытия, власти, свободы — отечественные  мыслители пытались раскрыть феномен  человека и указать ему пути его  собственного жизнеустроения. По мнению А. Валицкого, русская мысль была менее академичной, более «экзистенциальной», чем западная, и более близкой современности.

Русских мыслителей начала XX в. не удовлетворял марксизм, абсолютизирующий классовый подход и «пролетарский  мессианизм» вплоть до диктатуры  пролетариата, сводящий нравственность к «революционной целесообразности», игнорирующий проблемы духовности и  психологии человека.

Особенностью русской  политической мысли является ее этический  пафос. Теоретики различных течений  русской мысли пытались разрешить  проблему: как усовершенствовать  себя — либо путем аскетического  монашеского подвига, либо путем  социального активизма, социальных преобразований, так или иначе, решая толстовский вопрос: «Как человеку самому быть лучше и как ему жить лучше?» Для представителей практически всех направлений отечественной политологии (за исключением русского бланкизма, представленного П.Н. Ткачевым, идеологии большевизма и сталинизма) анализ политических институтов, процессов и отношений был немыслим вне нравственности. Нравственные нормы служили критерием оценки политического поведения властвующих и подвластных, содержания, целей и задач самой политики и даже познания. И. Киреевский отмечал, что истина не дается нравственно ущербному человеку. Отправной точкой здесь была прочная традиция русской философии — этика христианства, православие. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической тра диции восточного православия, которая в течение многих столетий определяла духовную жизнь России. Даже проблема социализма, широко дискутировавшаяся на рубеже веков, была для многих теоретиков «легального марксизма» и «христианского социализма» проблемой этической.

Односторонний подход некоторых  западных ученых (например, А. Янова, Т. Самуэли и др.), которые рассматривают прошлое России и историю ее политической мысли исключительно как «прокладывание пути» к советскому тоталитаризму, равно, как и точка зрения «новых патриотов» об отсутствии в интеллектуальной традиции России правовых и либеральных идей и о наличии лишь национальных, «самобытных» ценностей, понимаемых исключительно в патриархально-религиозном духе, представляются ошибочными и предвзятыми.

Эволюция и основные направления  отечественной политической мысли XIX — начала XX в. убеждают нас в  ее чрезвычайном многообразии, богатстве, оригинальности и противоречивости, о наличии самых различных  теорий, идей и концепций.

 

Заключение 

 

Особенности русской политической мысли были обусловлены «промежуточным»  положением России между западной и  традиционной цивилизациями, запоздалостью  ее политического развития, экономическим  и «культурным» отставанием, духовно-нравственными  и православно-религиозными ценностями и общинно-коллективистскими традициями.

Расцвет русской политической мыли приходится на XIX — начало XX в., когда проявилось наибольшее разнообразие ее основных направлений и течений. «Типологически» — это либерализм, консерватизм, революционный радикализм, религиозно-нравственная традиция, основные течения русского послеоктябрьского зарубежья.

Своеобразными русскими явлениями  были полемика западников-славянофилов, народничество, неославянофильство и почвенничество, евразийство, теоретики которых осмысливали своеобразие культурно-исторического и социально-политического развития России в контексте Россия — Запад, Россия — Европа, Россия — Азия.

Изучение политической мысли  России XIX — начала XX в. актуально  как для сравнительного анализа  истории западной и русской политологии, так и для национального самосознания, воспитания молодого поколения в  духе патриотизма, уважения к свободе  личности, праву, истории российского  государства, духовному богатству  русской культуры, для понимания  политических и идеологических процессов  в современном российском обществе.

Политическая мысль человечества, зародившись вместе возникновением государства, не знала длительных перерывов  в своем движении. Она постоянно  развивалась в рудах как прогрессивных, так и консервативных мыслителей. В зависимости от мировоззрения  и ценностных ориентаций авторов политические теории способствовали социальному прогрессу или тормозили его. Научный уровень и социальная ценность политических теорий во все времена обусловливалась не только талантом мыслителей, но и исторической обстановкой в данной стране в данное время, материальными потребностями общества, национальными традициями.

Эти объективные факторы  и выдвигали передовых мыслителей на историческую авансцену"

Познание исторического  пути политических учений дает в руки современным политологам и политическим деятелям богатейший материал для сравнений, сопоставлений, аналогий при разработке политических теорий исходя из потребностей сегодняшнего дня и практической реализации их в общественной жизни.

В России политология в  качестве самостоятельной академической  дисциплины получила права гражданства  в 90-х годах. Она стала преподаваться  в вузах и средней школе как обязательный предмет. Востребованность политологии обусловлена началом перехода российского общества к свободе, рыночной экономике, что заметно повысило интерес к политике у людей, ставших активными участниками социальных изменений. Политическая наука была призвана объяснить стремительные экономические, политические, психологические и культурные трансформации российского общества.

Кроме того я считаю, что глубокое изучение политики важно для более широкого понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них ощущения собственной значимости и сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции. Потому что способность анализировать политические процессы вырабатывает у человека умение самостоятельно ориентироваться в мире политики, в каком бы качестве он ни выступал: в качестве сознательного гражданина, кандидата на государственную должность, рационального избирателя и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь основных понятий:

Анархи́зм — политическая теория, цель которой — создать анархию (греч. αναρχία — безвластие), то есть анархизм — это политическая теория, целью которой является создание общества, в котором индивиды свободно сотрудничают как равные.

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента.

Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

Конституционализм - это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти.

Конституционализм - продукт длительного исторического развития стран, в которых постепенно крепли элементы договорного конституционного правления.

Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе.

Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.

Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.

Поле́мика (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда») — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах. Наряду с этим понятием используются: прения и дискуссия.

Почвенничество — течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное(но не отрицавшее) западничеству.

Радикализм (лат. radix — корень) — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

Славянофи́льство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли.

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система. Социализм - это система общественного устройства, при которой системно оказывается помощь нуждающимся.

Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»)— жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.       Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы после октябрьского зарубежья. М., 1990.

2.       Воробьев КА. Политология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003

3.       Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М„ 1995.

4.       История политических и правовых учений / Под общ.ред. B.C. Нерсесянца. Учебник для вузов. М., 1996.

5.       Мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. .Издание второе.- М.: "Издательство ПРИОР", 2000

6.       Политология: Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. М.: Юристъ, 1999.

7.       Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997.

Информация о работе Особенности развития русской политической мысли