Парламентская и президентская республика: сходство и различие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:34, реферат

Описание

Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления в современном мире.
Задачами данной работы являются:
1) Раскрыть понятие президентской республики как одной из форм правления;
2) Показать основные типы существующих видов президентской и парламентской республики;
3) Раскрыть понятие парламентской республики как одной из форм правления
4) Показать сходство и различие этих республик

Содержание

Введение ……………………………………………………. ……………………. 3
Республика и ее основные признаки …………………………………………...4
Президентская республика……………………………………………………...6
Парламентская республика ………………………………………………………8
Сходство и различие …………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 39.64 Кб (Скачать документ)

Положение главы государства  в парламентской республике отдаленно  напоминает положение монарха в  парламентарных монархиях, его функции  главы государства носят чисто  номинальный, формальный характере (вместо слабого короля мы наблюдаем при  этой форме слабого главу государства), большей реальной властью в стране обладает глава правительства —  премьер-министр (в ФРГ — канцлер).

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так, в Германии глава  государства избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной (парламентской) республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что  характерно для Австрии, где президент  избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, главой государства. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность  правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта  чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его  главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство  может потребовать от главы государства  распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также возможны два государственных  режима – парламентарный или министериальный.

В тех странах, где многопартийность обуславливает действие парламентарного  государственного режима, следствием его являются частые правительственные  кризисы. В Италии, например, правительство  удерживается у власти в среднем  меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее, выступления в пользу изменения формы правления в  этой стране в последнее время  резко усилились, и похоже, что  на этот раз не останутся безрезультатными.          

Чисто парламентарных республик  в мире сравнительно немного (Индия, Венгрия, Германия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие). Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет главу государства парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходство и  различие

При парламентской республике:

-      глава государства  избирается парламентом либо  специально образуемой парламентской  коллегией;

-     глава государства  в парламентарной республике  обладает полномочиями: обнародует  законы, издает декреты, назначает  главу правительства, является  верховным главнокомандующим вооруженными  силами и т.д.;

-     глава правительства  (премьер-министр, председатель совета  министров, канцлер) назначается  президентом; 

-      главной  функцией парламента является  законодательная деятельность и  контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Парламентская республика характеризуется  провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство  несет политическую ответственность  за свою деятельность. Формальной отличительной  особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется  только парламентским путем из числа  лидеров партии, получившей большинство  в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Парламентская республика является менее  распространенной формой правления, чем  республика президентская, но она также  весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

Вместе с тем в современных  посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу.

Стабильность и эффективность  функционирования всей системы государственной  власти в условиях парламентской  республики в значительной мере зависит  от политических партий, их способности  и готовности найти необходимые  компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.

При президентской республике:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Парламентская республика характеризуется, прежде всего, тем, что правительство  формируется лидером победившей  на парламентских выборах партии и несет ответственность перед  законодательным органом власти — парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Как правило, парламентские республики отличаются меньшей стабильностью по сравнению  с президентскими, в них чаще происходят  смены правительства и внеочередные выборы.

 

     Заключение

     Подчас мы  не всегда можем с легкостью  определить, с каким государством – монархическим или республиканским - имеем дело. Иногда мы видим элементы и республики (глава государства избирается на срок), и монархии (он сам должен быть монархом). Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации - выборный, но избирается монархами субъекта федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах.

       Несомненно, форма правления оказывает огромное  влияние на взаимоотношения между  органами власти. Но исторически  сложилось так, что вначале  возникает форма правления, а  потом эта форма правления  составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.

        В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна, и сегодня, при анализе формы правления конкретного государства, нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена, особенности, отличающие форму правления данного государства от других (похожих) разновидностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Список использованных источников

1 Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – 3-е изд. – М. : Юриспруденция, 2000. – 269 с.

2 Гущин, В. В. Теория государства и права / В. В. Гущин. – М. : Право и закон, 1999. – 335 с.

3 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие / М. Н. Марченко [и др.]. – М. : ПРОСПЕКТ, 1999. – 243 с.

4 Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник для юридических вузов / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 301 с.

5 Общая теория государства и права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001 – 397 с.

 

 

 


Информация о работе Парламентская и президентская республика: сходство и различие