Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:34, реферат
Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления в современном мире.
Задачами данной работы являются:
1) Раскрыть понятие президентской республики как одной из форм правления;
2) Показать основные типы существующих видов президентской и парламентской республики;
3) Раскрыть понятие парламентской республики как одной из форм правления
4) Показать сходство и различие этих республик
Введение ……………………………………………………. ……………………. 3
Республика и ее основные признаки …………………………………………...4
Президентская республика……………………………………………………...6
Парламентская республика ………………………………………………………8
Сходство и различие …………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Положение главы государства
в парламентской республике отдаленно
напоминает положение монарха в
парламентарных монархиях, его функции
главы государства носят чисто
номинальный, формальный характере (вместо
слабого короля мы наблюдаем при
этой форме слабого главу
Глава государства в подобных
республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской
коллегией. Назначение парламентом
главы государства является главным
видом парламентского контроля над
исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в
современных парламентарных республиках
неодинакова. В Италии, например, президент
республики избирается членами обеих
палат на их совместном заседании, но
при этом в выборах участвуют
по три депутата из каждой области,
избранных областным советом. В
федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства,
также разделяется с
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, главой государства. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.
Главный признак парламентарной
республики, как и парламентарной
монархии, - политическая ответственность
правительства перед
При парламентарной республике также возможны два государственных режима – парламентарный или министериальный.
В тех странах, где многопартийность
обуславливает действие парламентарного
государственного режима, следствием
его являются частые правительственные
кризисы. В Италии, например, правительство
удерживается у власти в среднем
меньше года, хотя партийный состав
правительства обычно почти не меняется,
да и персональные перестановки незначительны.
Тем не менее, выступления в пользу
изменения формы правления в
этой стране в последнее время
резко усилились, и похоже, что
на этот раз не останутся безрезультатными.
Чисто парламентарных республик в мире сравнительно немного (Индия, Венгрия, Германия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие). Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет главу государства парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Сходство и различие
При парламентской республике:
- глава государства
избирается парламентом либо
специально образуемой
- глава государства
в парламентарной республике
обладает полномочиями: обнародует
законы, издает декреты, назначает
главу правительства, является
верховным главнокомандующим
- глава правительства
(премьер-министр,
- главной
функцией парламента является
законодательная деятельность
Парламентская республика характеризуется
провозглашением принципа верховенства
парламента, перед которым правительство
несет политическую ответственность
за свою деятельность. Формальной отличительной
особенностью этого вида республики
является наличие должности премьер-
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).
Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу.
Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.
При президентской республике:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Парламентская республика характеризуется,
прежде всего, тем, что правительство
формируется лидером
Заключение
Подчас мы не всегда можем с легкостью определить, с каким государством – монархическим или республиканским - имеем дело. Иногда мы видим элементы и республики (глава государства избирается на срок), и монархии (он сам должен быть монархом). Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации - выборный, но избирается монархами субъекта федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах.
Несомненно,
форма правления оказывает
В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна, и сегодня, при анализе формы правления конкретного государства, нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена, особенности, отличающие форму правления данного государства от других (похожих) разновидностей.
Список использованных источников
1 Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – 3-е изд. – М. : Юриспруденция, 2000. – 269 с.
2 Гущин, В. В. Теория государства и права / В. В. Гущин. – М. : Право и закон, 1999. – 335 с.
3 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие / М. Н. Марченко [и др.]. – М. : ПРОСПЕКТ, 1999. – 243 с.
4 Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник для юридических вузов / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 301 с.
5 Общая теория государства и права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001 – 397 с.
Информация о работе Парламентская и президентская республика: сходство и различие