Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:07, контрольная работа
Сейчас в мире происходит упадок популярности политических партий. Люди не проявляют к ним особого интереса, слабо поддерживают на выборах. Это свидетельствует о том, что партии оторвались от народа, не выражают его интересов, а посему и не оправдывают себя в глазах масс. В связи с этим весьма важно знать и владеть теорией деятельности партий. Не менее важно иметь теоретические представления и о деятельности других общественных объединений и движений, благодаря которым идет становление гражданского общества, его саморегуляция, реализация интересов масс.
Отличие процесса формирования партийной системы в России на рубеже XX-XXI вв. от хорошо изученных западных моделей неоднократно отмечалось в научной литературе. Пользуясь терминологией «генетической теории» Липсета-Роккана, можно сказать, что у нас не только иная конфигурация социальных «разломов», но и формирование партий подчиняется другой, внешней, логике, обгоняя процессы социального структурирования. По этим причинам предлагаемые российскими партиями программы не вполне справляются с функцией идеологического оформления «кливажей» и институционализации общественных конфликтов. В результате идеологические конструкты, обладающие, казалось бы, достаточным мобилизационным потенциалом, не преобразуются в реальные ориентации тех или иных групп, ибо отсутствуют авторитетные политические акторы, способные их выражать и представлять. Кроме того, современные технические средства коммуникации лишают идеологию значения главного орудия политической мобилизации; на смену идеологам приходят политтехнологи. Из атрибута идеология превращается в необходимый, но не слишком функционально полезный антураж.
Другой специфически российской проблемой является неадекватная «представленность» идеологий на разных операциональных уровнях. Принято считать, что идеология функционирует в виде политико-философских теорий, практических программ (в частности, партийных) и представлений, абсорбированных массовым сознанием. В России традиции политической философии (за исключением марксизма) оказались надолго прерванными. В силу ряда причин, субъективных и объективных, этот раздел политической науки все еще развивается крайне медленно, и говорить о сложившемся профессиональном сообществе в данной области пока рано.
Результатом недостаточного развития идеологий на теоретическом уровне становится слабость самих идеологий, зачастую слепо копирующих готовые западные образцы, которые возникли в совершенно иных исторических условиях и были направлены на решение иных задач.
К настоящему времени в России сложилась практика употребления понятий «правый» - «левый» в значении, привычном для западных стран. Но постсоветское общество имеет иную логику эволюции. Надо ли удивляться, что наши «либералы» действуют как радикалы, «правые» выступают сторонникам почти революционных перемен, а консерваторы, за отсутствием явных претендентов, записывают то очередную «партию власти», то коммунистов, то националистов? Но поскольку соответствующие ярлыки продолжают применяться, по-видимому, есть основания считать, что двухполюсный континуум справляется с функцией обобщенного индикатора политических позиций. Можно согласиться и с тем, что «классификация российских политических партий и деятелей как лево- или правоориентированных, ежедневно используемая СМИ, способствует политическому самоопределению граждан, т.е. осознанию и описанию индивидами собственной политической позиции в классических терминах». Вместе с тем, по заключению социологов, многие россияне испытывают трудности с самоидентификацией в категориях «правый» / «левый».
Наконец, идеологическую самоидентификацию партий стимулирует желание опереться на международные политические организации, объединяющие соответствующие партийные «семьи»: принадлежность к тому или иному «интернационалу» не только создает возможности для сотрудничества и расширения кругозора, особо ценимые партийной верхушкой, но и придает партии налет респектабельности. Международные связи (при использовании их «по назначению») могли бы помочь российским партиям в освоении комплексной разработки партийных идеологий и политтехнологий, практикуемой большинством партий «с традициями».
Как в демократических
сообществах, так и в авторитарных
режимах политические решения принимаются
президентами, парламентами, другими
официальными лицами. Фундаментальное
различие между демократическими и
авторитарными государствами
Аналогом «прямого» принятия решений является референдум. На референдумах решение по заранее объявленной политической проблеме или законопроекту принимается голосованием, в котором обычно предполагается участие всех обладающих избирательным правом граждан.
Есть два характерных критерия, по которым различаются референдумы:
Референдум может быть важным инструментом для властных структур одного уровня, например, президента, выяснить общественное мнение по какому-то вопросу и продемонстрировать это мнение структурам другого уровня, например, парламента. И, конечно же, при важнейших изменениях политических институтов, таких как изменение конституции, референдум дает возможность гражданам чувствовать себя частью политического процесса дает законодательную базу для таких фундаментальных изменений.
Выборы представляют собой аналог непрямого принятия политических решений. Отдавая свой голос тому или иному кандидату или партии, избиратель рассчитывает, что будут реализованы те правила общежития, те проекты конкретных общественных благ, то необходимое налогообложение, которые предлагает этот кандидат. Естественно, что при этом предполагается, что кандидат, за которого голосует избиратель, наберет необходимое число голосов для того, чтобы быть избранным, и, боле того, депутатов, которые поддерживают эту программу, будет достаточно много, чтобы указанная программа была реализована.
Таким образом, выборы – процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.
Перечень разного рода должностей и постов, замещаемых посредством выборов, довольно велик. Выборы как механизм замещения широкого круга должностей охватывает все уровни государственности – от центрального до местного, от президента или главы правительства страны до руководителей местного управления. Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов. К экономическим факторам относятся факторы владения собственностью, уровень зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости, рациональная организация производства. Абсентеизм (неучастие в выборах) может быть формой протеста против бедности, невыплаты зарплаты, неуверенности в завтрашнем дне. Людям, обладающим собственностью, есть что терять и защищать, поэтому участие в выборах является для них непременным в условиях переходного периода. Однако в условиях стабильности благополучие, удовлетворенность положением может явиться также фактором неучастия в силу политической индеферентности благополучных слоев населения. К социальным факторам относятся такие условия, как наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду. Духовные факторы формируют такие качества избирателей, как их политическая зрелость, образованность, ощущение своей исторически-национальной общности, ведущей к патриотизму, уважению к закону, к гражданской ответственности. Психологические факторы включают в себя чувство коллективизма, сопричастности с делами общества, готовности к борьбе за достижение лучших условий жизни, сформированность активной жизненной позиции.
Среди политических условий,
необходимых для
Выборы, помимо достижения главной цели – формирования властных органов, выполняют еще ряд важных политических функций:
Выборы, являясь основой
демократии, определяются рядом принципов,
имеющих гуманистическую
Второй принцип выборов – равное избирательное право. Суть его в том, что каждый депутат избирается от одинакового числа избирателей. Соблюдение этого принципа во многом зависит от правильной «нарезки» избирательных округов. Неправильная нарезка может быть эффективным способом манипулирования голосами избирателей.
Третий принцип – непосредственность выборов. Суть этого принципа в том, что избиратели прямо (без посредников, уполномоченных и т.д.) избирают членов парламента, других представителей власти. Широко использовавшиеся ранее косвенные выборы существенно обедняли демократизм избирательных процедур. Непрямые выборы способствуют появлению абсентеизма, безразличия, равнодушия людей к выборам.
И четвертым принципом, относящимся к процедуре голосования, является тайное голосование. Этот принцип обеспечивается различными техническими средствами, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей. За нарушение выборных принципов законом предусмотрены жесткие меры наказания.
К моменту утверждения всеобщего избирательного права в развитых странах сложились три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Любая из них представляет собой порядок формирования выборных, прежде всего представительных органов власти, систему распределения мест в выборных органах после определения результатов голосования. Вначале наибольшее распространение имела мажоритарная система. Ее суть заключается в том, что от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший на выборах большее число голосов. Однако это большинство может быть двух видов: абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если один из кандидатов не получает 50% + 1 голос, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре является кандидат, набравший относительное большинство голосов. Во втором случае победу одерживает кандидат, получивший относительное большинство голосов. Мажоритарная система выборов функционирует в Англии, США, Франции, Японии, России.
Многие европейские страны применяют пропорциональную избирательную систему, в соответствии с которой от каждого округа избирается не один, а несколько депутатов, представляющих различные партии. Такая система выборов позволяет представлять места в выборном органе сравнительно мелким партиям.
В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в Германии половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе в один тур, а другая – на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства (50% + 1), а сенат – по системе пропорционального представительства. В России также действует смешанная система при выборах в Государственную Думу.
Наиболее демократичной
представляется