Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:17, практическая работа
Партийная система, как известно, является одним из важнейших составных элементов современных политических систем. В каждой стране она складывается под влиянием множества различных факторов: особенностей политической культуры, исторических традиций, норм права, избирательного законодательства, этнического и конфессионального состава избирателей.
Содержание
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1 Партийная система…………………………………..………………..4
Основная классификация
Монопартийные системы…………………………………….4
Двухпартийные системы…………………………………..…5
Многопартийные системы………………………………...…5
Глава 2 Генезис партийной системы в РФ………………………………...…6
Глава 3 Специфика современной партийной системы в РФ………………8
3.1 Проблемы развития партийной системы в РФ. Возможные варианты развития……………………………………………….…......................8 3.1.1 I вариант (Модель бипартийной системы)……….......…….8
3.1.2 II вариант (Модель монопартийной системы)…………...…8
3.3.3 III вариант (Модель многопартийной системы)………….…9
3.3.4 IV вариант (Модель трехпартийной системы)…………….10
Глава 4 Проблемы конституциирования партийной системы в РФ...12
4.1 Реформа партийной системы: общедемократический аспект…..12
4.2 Реформа партийной системы: региональный аспект………...…..14
4.3 Реформа партийной системы: этноконфессиональный аспект….16
Заключение ………………………………………………………………..……17
Список литературы
3.1.1 I.Вариант первый (Модель бипартийной системы):
Модель
бипартийной системы с двумя доминирующими
партиями родственной политической ориентации.
Наиболее авторитетные группы правящей
(«Единая Россия») и оппозиционной (КПРФ)
элит негласно договариваются о сферах
политического влияния, из которых другие
силы вытесняются с помощью ресурсов государства.
Создается двухпартийная система, которая
предполагает преемственность политического
курса и стабильность в обществе. Однако
реализация этого варианта сталкивается
с рядом препятствий, вероятнее всего,
непреодолимых. Во-первых, между правящей
и оппозиционной элитами отсутствует
согласие по поводу основных принципов
общественного устройства. Это порождает
дробление политических сил. Во-вторых,
формируемые бюрократическим путем две
партии психологически отторгаются массовым
сознанием как навязанные властью сверху.
3.1.2 II.Вариант второй (Модель монопартийной системы):
В условиях отсутствия гражданского общества не организованные и идеологически не оформленные социально-экономические, потребительские и другие интересы социальных групп будут определять поведение населения. Неспособность большинства населения адаптироваться к рыночным реформам, нестабильность и негарантированностъ условий индивидуального существования порождают у рядовых граждан потребность в «партии власти», в «руководящей и направляющей силе», в «общенародном вожде» эти роли сегодня исполняет «Единая Россия». Такой вариант монопартийной системы сформирован в результате парламентских выборов 2004 г. По их результатам «Единая Россия» получила в нижней палате парламента 303 Депутатских мандата из 450, что означает контроль над конституционным большинством парламента. Подобная поддержка населения связана с популярностью президента В.В. Путина, с которым ассоциируется данная партия у населения.
Стремление
искать защиту у обладателей власти обусловлено
неразвитой способностью населения к
самоорганизации, отсутствием сформировавшихся
институтов гражданского общества. Массовая
маргинализация населения объективно
усиливает роль бюрократии, которая, хотя
и в превращенных формах способна интегрировать
общество. Однако при отсутствии гражданского
общества власть бюрократии олицетворяемой
партией власти — «Единая Россия», может
стать бесконтрольной. Иначе говоря, возможен
возврат к однопартийной системе.
3.1.3 III. Вариант третий (Модель многопартийной системы):
Постепенное
формирование конкурентной партийной
системы в процессе укрупнения политических
партий за счет их организационного слияния,
более четкого определения идеологических
позиций. Это окажется возможным при условии,
если будет достигнуто гражданское согласие
относительно целей и образа общества.
В этом случае ни одна политическая партия
не будет стремиться разрушить базовые
принципы общественного устройства, а
будет руководствоваться интересами общего
блага, совершенствования политического
порядка. Однако на пути третьего, наиболее
благоприятного для России варианта существует
главное препятствие: недооценка полноценной
многопартийной системы, а возможно, и
неспособность власти создать таковую.
Существующий в России режим, по оценкам
западных аналитиков, является «номенклатурной
демократией», или «неконсолидированной
демократией». Такая форма режима достаточно
распространена в Латинской Америке. Для
нее характерны: правление олигархии,
использующей авторитетные методы; частый
пересмотр правил голосования во избежание
победы оппозиционных партий; вмешательство
исполнительных органов власти в выборы,
несмотря на наличие конституции: отсутствие
устойчивых партийных лояльностей у населения.
В этих условиях власть не заинтересована
в формировании полноценной партийной
системы, которая в состоянии рекрутировать
новые элиты, выступать в качестве универсального
механизма формирования воли большинства
и цивилизованного разрешения конфликтов,
средством контроль системой государственной
власти в целом. Ввиду отсутствия развитого
политического рынка, конкуренции на нем
программ элит, лидеров, а также вследствие
введения принципа департизации институтов
президентства и исполнительной власти
потеряна возможность контроля властью
со стороны депутатов, размыты ориентиры
для осознанного выбора граждан на следующих
выборах
3.1.4 IV. Вариант четвертый (Модель трехпартийной системы в РФ):
Существует
множество различных
Также многие политологи считают, что наиболее приемлемой будет система 3 партий по принципу «левые – центристы – правые» (а такая градация является классической для мировой политической науки еще со времен Французской революции XVIII века ). На российской почве это будет выглядеть, соответственно, как «коммунисты – партия власти – демократы». Собственно, уже сейчас можно вычленить три вышеуказанных направления в российских партиях, при этом каждое из них можно разделить также на 1)абсолютно лояльных власти; 2)конструктивную оппозицию (реальную или формальную); 3)радикалов.
В конце концов, даже если стратифицировать политически активное население России, рассмотрев основные электоральные группы, то их окажется как минимум три:
1.
Пенсионеры, вынужденные жить на
весьма скудные доходы и,
2. Люди среднего возраста и со средним (для России), но стабильным заработком: те, кто устал от социальных перемен последних 15-ти лет. Представители крупного бизнеса, которым есть, что терять. Сюда же можно отнести государственных чиновников, бывших и настоящих военных, представителей спецслужб и органов правопорядка – тех, в чьих правилах поддерживать государство. Как ни странно – значительная часть «пролетариата». Их фаворит – «Единая Россия».
3.
Интеллигенция (работники
Поэтому,
если партий в России будет две, одна
из трех страт окажется обделенной,
не представленной в законодательных
органах страны. (При этом дифференциация
россиян на три группы весьма условна
– в действительности российский электорат
гораздо более сложен и многообразен).
Глава 4 Проблемы конституциирования партийной системы в РФ
4.1 Реформа партийной системы: общедемократический аспект
Реализация нынешней партийной реформы началась в 2001 г. с принятием федерального закона «О политических партиях» 11 июля 2001г. За период с марта 2002 г. до декабря 2005 г. в него восемь раз вносились изменения и дополнения. Согласно официальной точке зрения, принятие Федерального закона «О политических партиях» «было обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места в системе институтов гражданского общества».
Анализ положений данного закона, многочисленные комментарии политиков и юристов не оставляли сомнений в том, что одной из целей его реализации, как, впрочем, и всей партийной реформы, являлось резкое сокращение численности политических общественных объединений (партий, движений), имеющих право участвовать в выборах в органы государственной власти.
Данный закон упразднил понятие «политическое общественное объединение», в результате чего большинство непартийных структур (движений), ориентированных на политическое участие, было лишено политического статуса (лишь немногие из общероссийских движений преобразовались в партии). Впрочем, еще на протяжении четырех лет (до июля 2005 г.) общероссийские общественные движения пользовались правом ограниченного участия в выборах в органы государственной власти.
Во-вторых, Федеральный закон «О политических партиях» лишил права участия в выборах в органы государственной власти региональные объединения, поскольку статусом политических партий стали наделяться лишь общероссийские объединения (п. 2 ст. 3).
Параллельно с этим были ужесточены требования к созданию политических партий. Это должно было послужить препятствием для неконтролируемого роста их численности.
Введенные в декабре 2004 г. поправки в Федеральный закон «О политических партиях» еще больше ужесточили требования: с 1 января 2006 г. минимально допустимая численность членов партии должна составлять 50 тыс. человек. При этом в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, в остальных – не менее 250 членов (п. 2 ст. 3).
Проанализировав опыт практической реализации Федерального закона «О политических партиях», некоторые авторы предпочитают именовать его «законом о запрете на создание партий». Установление жестких законодательных требований к созданию новых и функционированию действующих партий, ужесточение избирательного законодательства, организация системы давления на партии и их членов посредством частых проверок со стороны регистрирующих органов, в том числе путем привлечения сотрудников правоохранительных органов, и многое другое – все это привело к тому, что в России произошел фактический переход к разрешительной системе создания партий. Характерно, что жертвами этой системы становятся, в первую очередь, представители оппозиции. При этом очевидно, что такая практика входит в прямое противоречие с положением ст. 30 Конституции РФ, в которой сказано, что «свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
Отказ от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы на выборах в Государственную Думу и переход в 2007 г. на полностью пропорциональную систему не способствует тотальному сокращению количества крупных партий и появлению двухпартийной системы, как в США и Великобритании.
Для демократических стран Европы, где проводятся выборы по партийным спискам (на основе смешанной или полностью пропорциональной системы), 7% считается дискриминационным заградительным барьерам. Там барьер не превышает 5%, но чаще всего составляет 3-4%.
Буквально недавно был принят новый закон,позволяющий решить данную проблему. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с повышением представительства избирателей в Госдуме"
Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о предоставлении партиям, не преодолевшим 7-процентного барьера на выборах в палату, нескольких депутатских мест в Думе, сообщает в среду пресс-служба Кремля.
Положениями проекта закона предусматривается, что депутатские мандаты могут получить кандидаты из федеральных списков от политических партий, получивших на выборах в Госдуму от 5% до 7% голосов избирателей.
Если партия получила от 5% до 6% голосов избирателей, то ей предлагается дать один депутатский мандат.
Если за список партии проголосовали от 6% до 7% избирателей, то ей предлагается выделить два мандата.
Ставя
такую задачу, президент, прежде всего,
обратил внимание на необходимость
учета мнения значительного числа
россиян - 5% голосов на выборах 2007 года
представляли около 3,5 миллиона избирателей.
Установление проходного барьера на выборах
в свое время стало "средством борьбы
за укрупнение партийной системы в России".
4.2 Реформа партийной системы: региональный аспект
Федеральный закон «О политических партиях» ввел запрет на деятельность региональных партий (п. 2 ст. 3 данного закона допускает их создание и деятельность только на федеральном уровне), который входит в прямое противоречие с провозглашенными Конституцией РФ принципами федерализма.
Фактически поставлено вне закона право граждан отстаивать посредством региональных политических партий интересы своих регионов (субъектов РФ)
Известно, что в федеративных государствах, которые по определению являются составными, политическая и правовая системы имеют двухуровневый характер – федеральный и региональный (на уровне субъектов федерации).
Как известно, восхождение В.В. Путина к вершинам власти проходило в условиях системного кризиса, охватившего Россию к концу 1990-х гг. Став президентом РФ (2000 г.), он сформулировал собственное видение пути выхода из этого состояния. Рецепт оказался простым и в чем-то даже традиционным для российской власти: было объявлено о необходимости возрождения сильного государства, но под этим стали понимать восстановление централизованной бюрократической системы управления, функционирующей в рамках унитарного политического пространства.
Информация о работе Партийная система в России: проблемы становления и конституциирования