Партийные системы и их разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:18, реферат

Описание

Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересующих ресурсов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партии - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………2
1. Понятие и сущность партийной системы………………………………….....2
2. Разновидности партийных систем………………………………………….....3
3. Функции политических партий……………………………………………..…7
4.Организационная классификация современных политических партий…………………………………………………………………………...…8
Заключение…………………………………………………………………….…..9
Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Политология реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Челябинский государственный  университет

Институт экономики  отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики  отраслей и рынков

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Политология»

на тему: «Партийные системы и их разновидности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

 

Содержание.

 Введение………………………………………………………………...…………2

1. Понятие и сущность  партийной системы………………………………….....2

2. Разновидности партийных  систем………………………………………….....3

3. Функции политических  партий……………………………………………..…7

4.Организационная классификация современных политических партий…………………………………………………………………………...…8

Заключение…………………………………………………………………….…..9

Список литературы……………………………………………………………....10

 

Введение.

С тех пор, как люди выделились из животного мира, их общество раздирают противоречия. Всем хочется жить, как можно благополучнее, но так жило всегда меньшинство людей, и необходимо было так устроить жизнь общества, чтобы этому большинству казалось, что всё в обществе развивается хорошо, правильно, по-божески и по другому быть не может, и решить эту задачу выпало политике.

Партии являются существенным элементом политической системы  общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересующих ресурсов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партии - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него.

Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

 

1. Понятие и  сущность партийной системы.

 

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

 К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние  на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились значительные крестьянские слои, как правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

 Законы также могут  влиять на характер партийных  систем, накладывая, например, ограничения  на деятельность немногочисленных  партий, препятствуя допуску к  выборам оппозиционных партий  радикальной направленности, разрешая  насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

2. Разновидности партийных систем.

 

Однопартийная система.

 

 Для характеристики  партийной системы в СССР до 1990 года применялся термин однопартийная система. Хотя многие политологи считают, что если в стране действует одна партия, то партийная система отсутствует как таковая. Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных систем. В свою очередь, однопартийные системы имеют две разновидности:

1. Однопартийные системы,  которые исключают даже номинальное  существование других партий. На  деле такие партии являются  частью государственного аппарата.

2. Фактически однопартийные  системы, замаскированные под многопартийные системы. В них осуществляется тотальный идеологический контроль государственной партии. Деятельность партий - сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронт, жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989 года. Указанная партийная система существует в Китае, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще несколько партий, входящих в единый «народно-демократический фронт».

 

Двухпартийная система.

 

 Здесь реально борьбу  на выборах ведут только две  партии, причем одна из них  обеспечивает себе большинство  голосов избирателей. Использование  понятия «двухпартийная система»  вовсе не означает, что в данном  обществе существуют только две политические силы. Их может быть и больше, но реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Когда этот маятник совершает очередное движение, смена власти по своей стремительности напоминает театрализованный государственный переворот. Однако, по остроумному замечанию одного журналиста-международника, вместо танков к министерским особнякам на рассвете стягиваются багажные автофургоны. В Великобритании, в пятницу, когда становятся известны результаты выборов, премьер – министр извещает королеву об отставке правительства, то есть на смену «правительства ее величества» к власти пришла «оппозиция ее величества». Лидер победившей партии после церемонии «целования руки ее величества» направляется на Даунинг–стрит, 10, откуда грузчики еще выносят ящики с грузом его предшественника. Тот факт, что большинство членов правительства селятся в правительственных особняках, делает смену власти особенно драматичной: министр разом теряет не только портфель, но и кров.

 В США смена президента  в Белом доме знаменует начало  «великого переселения». В коридорах  власти, которое затрагивает многие  тысячи людей, тянется два месяца.

 

Существуют разновидности  двухпартийной системы:

 

1. Классический вариант  (США, Великобритания), при котором  две главные партии собирают  до 90% голосов избирателей, в связи  с чем, остальные партии лишены  доступа к власти. Особенно это показательно на примере США, где господствует классическая двухпартийная система. За всю историю существования двухпартийной системы более 200 кандидатов третьих партий пытались добиться избрания на пост президента, однако лишь восемь из них сумели завоевать более миллиона голосов избирателей.

2 Система «два с  половиной», при которой рядом  с двумя основными партиями  появляется, менее сильная, но  способная оказать влияние на  исход борьбы за власть. Поддерживая  одну из двух партий, третья  партия оказывает влияние на конечный успех одной из сильных партий. Такие системы существуют в Австрии, Канаде, Австралии, др., где ведущие партии собирают 75 – 80 % голосов.

 

Многопартийные системы.

 

 Под такой в политологии  понимают такую систему, в которой  более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на правительственные институты. Для того чтобы не допустить чрезмерного дробления политических сил в Швеции, ФРГ и других странах, в избирательное законодательство введен пункт о минимальном процентном барьере. Как правило – это 5%.

 При многопартийной системе  каждая партия представляет довольно  точно очерченные идеологические  позиции. Спектр этих позиций  простирается от крайне правых  до крайне левых. Остальные  партии занимают промежуточное положение. Как правило, в многопартийных системах парламент располагается в форме полукруга, где, следуя традиции Великой Французской революции, представители консервативных и правых партий располагаются на правой стороне от председательствующего, слева – представители леворадикальных партий.

 Политологи часто критикуют  многопартийные системы за их  нестабильность. Четвертая Французская  республика (1940 – 1958 гг.) и современное  коалиционное правительство в  Италии ярко демонстрируют все  минусы многопартийности: ни в Италии, ни во Франции правительство не сумело удержаться у власти больше нескольких месяцев подряд. Однако в Голландии, Израиле и других обычно удается создать устойчивую многопартийную коалицию. Дело в том, что число партий не является главной причиной нестабильности кабинета. Гораздо больше стабильность зависит от общенациональной политической культуры.

 Достаточно часто  встречается еще одна разновидность  многопартийной системы – с  доминирующей партией (Япония, Индия,  Мексика). Здесь в предвыборной борьбе участвует множество партий, но господствующие позиции при этом принадлежат одной из них. Со времени завоевания независимости в 1947 году в Индии ведущую роль играет на политической арене партия Индийский национальный конгресс. В Японии ведущие позиции на политической арене до 1993 года занимала Либерально-демократическая партия. Это традиция была нарушена только в 1993 году, когда либерально-демократическую партию у власти сменила коалиция из восьми партий.

Итальянский политолог  Дж.Сартори отошел от тройственной классификации политических систем и предложил иную, которая учитывает прежде всего степень политического влияния на общество в целом и на политическую систему в частности партий, функционирующих в этой системе и характер их взаимодействия (качественный критерий). По мнению Сартори существует семь типов партийных систем:

 

1. Однопартийные, характерные для  авторитарных или тоталитарных политических режимов. Хотя эта система способна путем жесткой эксплуатации и нарушения прав и свобод мобилизовать производственные и человеческие ресурсы в критические моменты, однако обречена на крах в связи с перенапряжением и истощением ресурсов(фашистская Германия, Италия, СССР, Куба, Северная Корея, Ирак и др.).

2. Гегемонистская система (существует несколько партий, но ведущая одна, остальные – сателлиты). Характерна для авторитарных или тоталитарных режимов, сложившихся в странах Восточной Европы после Второй мировой войны, а также Китая и Вьетнама.

3. Доминирующая система, характерная  для демократических режимов, при которых существуют несколько партий, но на протяжении длительного периода (20 и более лет) на выборах побеждает и формирует правительство доминирующая партия, что обеспечивает стабильность стране вследствие отсутствия внутренних конфликтов в однопартийном правительстве (Швеция – 1932-1976гг., Япония – 1955-1995гг.).

4. Двухпартийная система, характерная,  для демократического режима. Существует  несколько партий, но однопартийное  правительство организует одна  из двух самых сильнейших, которая одерживает победу на выборах, другая находится в оппозиции. Также для этой партийной системы характерна стабильность вследствие формирования однопартийного правительства (США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия).

5. Система ограниченного  плюрализма – довольно распространенна  в современном мире партийная  система, для которой характерно  существование трех – пяти  партий, ни одна из которых  не в состоянии получить большинство  на выборах, поэтому в результате  компромисса формируется правительство в соответствии с числом полученных избирательных мандатов. При такой системе возможна нестабильность правительственных коалиций (ФРГ, Франция, Литва, Болгария, Австралия, Чехия и др.). Демократический режим.

6. Поляризованная партийная система, при которой борьбу за власть ведут несколько партий (6 и более), которые образуют блоки и коалиции в период избирательной компании. В случае слабости политического центра, такая система может привести к власти крайне левые силы(Италия, Латвия, Словакия).

Информация о работе Партийные системы и их разновидности