Партийные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание

Актуальность данной контрольной работы можно определить тем, что в последнее десятилетие все больше возрастает интерес к политической науке. В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются Функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий).
Целью работы является изучение партийной системы. Для достижения цели выделяем следующие задачи:
Ознакомиться с термином партийные системы;
Рассмотреть российскую партийную систему;
Определить ведущие, существующие партий РФ.

Содержание

Введение……………………………………..………………….…………………3
Партийные системы……………………………………….…………….……4
Партийные системы Российской Федерации…………….………………..10
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.33 Кб (Скачать документ)

    Оглавление

Введение……………………………………..………………….…………………3

  1. Партийные системы……………………………………….…………….……4
  2. Партийные системы Российской Федерации…………….………………..10

Заключение……………………………………………………………………….17

Библиографический список……………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Политология, или политические науки — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х; до того рассматривалась как одно из направлений в философии.

    Актуальность  данной контрольной работы можно  определить тем, что в последнее  десятилетие все больше возрастает интерес к политической науке.  В рамках системно-управленческого  подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического  управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности  в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При  системно-управленческом подходе в  политологии формулируются Функции  и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов  для количественной оценки эффективности  политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий).

    Целью работы является изучение партийной системы. Для достижения цели  выделяем следующие задачи:

  1. Ознакомиться с термином партийные системы;
  2. Рассмотреть российскую партийную систему;
  3. Определить ведущие, существующие партий РФ.
  1. Партийные системы

    Многообразие  исторических и социо-культурных условий  политического развития стран и  народов привело к возникновению  различных партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функциями, чертами деятельности. Исторически  первые попытки классификации партийных  объединений явно тяготели к моральным (подразумевавшим разделение на "хорошие" и "неблагородные" союзы) и количественным (характеризовавшим "большие" и "малые" партии) критериям. Современной же политической наукой разработана гораздо более  сложная типологизация партийных  институтов.

    Наиболее  часто встречающийся критерий типологизации  партий - идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагмагические, или "патронажные" (3. Ньюмен) - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также  харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных  объединений. В частности, среди  доктринальных партий принято выделять религиозные (как, например, Швейцарская  евангелическая партия) и идеологические многочисленные социалистические, национальные и др.) объединения.

    Весьма  характерно для современной политической науки типологизировать партии в  зависимости от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия "Эрри батасуна"), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей  пива в Германии и России) оснований  образования этих институтов власти. Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной  структуры.  

    В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных  образований выступают территориальные  комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских  партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах  территориально-производственного  объединения своих членов и демократического централизма). Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные  и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.

    В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих  в данной стране, их взаимоотношения  друг с другом.

    Важным  вопросом в характеристике партийных  систем является их типология. Среди  различных признаков, критериев, используемых для построения типологии партийных  систем, наиболее распространенным является количественный критерий. В своем  капитальном труде «Политические  партии» современный итальянский  политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

  1. система с одной партией;
  2. система с партией, осуществляющей гегемонию;
  3. система с преобладающей партией;
  4. двухпартийная система;
  5. система ограниченного плюрализма;
  6. крайнего плюрализма;
  7. атомизированная.

    По  существу речь идет о разных типах  однопартийности и многопартийности.

    Партийную систему с единственной партией, стоящей у власти, можно считать  классическим образцом однопартийности. В такой системе партия срастается с государством, нередко подменяет  его. Создание других партий запрещено  законом. Партия монополизирует политическую деятельность: любая политическая деятельность вне партии ставится вне закона. Основные политические решения в  стране принимаются высшими партийными руководителями, роль государственных  деятелей часто только исполнительская. Такова система в КНДР и на Кубе, до недавних пор так было в Советском  Союзе, Албании, Румынии.

    Система с партией осуществляющей гегемонию, существует в обществе, где формально  функционирует несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит  одной, выступающей по отношению  к другим партиям на правах «старшего  брата» и имеющей бесконтрольную монополию на власть.

    В системе с доминирующей партией  действует несколько политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение  длительного периода находится  одна партия.

    Классическим  образцом двухпартийной системы  служат США. Периодически Демократическая  и Республиканская партии США  сменяют друг друга у комила государственной  власти. Это не означает, что в  стране нет других политических партий. Они есть, но существенного влияния  на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать  с ведущими партиями в избирательной  компании.

    Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность  всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете.  В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между  партиями невелики. 

    Система крайнего (поляризованного) плюрализма включает антисистемные партии, т.е. партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Они придерживаются полярно  различающихся идеологий.

    Другой  признак поляризованного плюрализма – наличие двусторонней оппозиции, которая характеризуется тем, что  «располагается» по обе стороны  от правительства – слева и  справа. Эти две оппозиции взаимно  исключают одна другую и, более того, находятся в состоянии перманентного  конфликта.

    Третий  признак такой многопартийности в том, что система поляризованного  плюрализма характеризуется центральным  положением одной или группы партий.

    Неотъемлемыми признаками поляризованного плюрализма являются также преобладание центробежных тенденций над центростремительными, а как следствие – ослабление центра.

    Еще один признак – наличие безответственных оппозиций.

    При поляризованном плюрализме доступ к  формированию правительства ограничен. Он возможен для партий центра, включая  партии левого или правого центра. Крайние же партии, т.е. партии, выступающие  против существующей системы, исключаются  из участия в правительстве.

    Следующая разновидность многопартийности –  атомизированная партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается предел, за которым уже не важно, сколько (20, 300) партий действует в стране

    Массовые  партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и  дисциплинированные, с уставным членством. Хотя и здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое  значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов.

    Массовые  партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных  и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных слоев, профессиональных групп, сторонников известных лидеров  и идей. Однако в отдельных случаях  формирование партий подобного типа возможно и комбинированным путем, подразумевающим соединение усилий элитарных кругов (парламентских  комитетов, общественных комитетов  в поддержку того или иного  депутата и др.) и рядовых граждан (избирателей). Учитывая разнообразие форм деятельности, направленности и  иных аспектов функционирования массовых партий, некоторые теоретики, и в  частности Ж. Блондель, выделяли среди  них представительные партии западного  типа, коммунистические и популистские. Собственно партийные системы принято  классифицировать прежде всего по качественным аспектам партийно-государственных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количественному составу. Так, в  зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические  и демократические разновидности, много-партибные (конкурентные, состязательные) - с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся  в том или ином государстве  партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных  систем несовершенен: демонстрируя численность  партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных  решений. (Например, во Франции в  избирательных кампаниях участвуют  более 20 партий, в то время как  реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

    Таким образом, типологизация партийных  систем по качественным характеристикам  их деятельности предпочтительней.  

    В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных  системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, - о системах социалистических и буржуазных и  т.д.  Итальянский политолог Дж. Сарторидает более сложную классификацию, основанную на идеологической дистанции ("полярности") между партиями. По его мнению, существуют семь типов  партийных систем, размещающихся  между полюсами: «однопартайной» (моноидеологической) системой и «атомизированной» (идейно разнородной)114. Промежуточные типы - системы с «партией-гегемоном», «доминирующей партией», «двухпартийные», «ограниченного плюрализма» и «радикального  плюрализма» - выражают степень развития и варианты идеологического плюрализма в деятельности одной или нескольких партий.  Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играют характер социальной структуры общества, действующее законодательство (и  прежде всего избирательные законы), а также социокультурные традиции. Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. В странах  же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы  с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными  противоречиями тех или иных страт, то и партийная система будет  носить конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Если же социальные группы ориентируются на единую систему  ценностей и идеалов, то и партийная  система будет характеризоваться  более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных связей.  
 

  1. Партийные системы Российской Федерации

    Партийная система России переживает переходное состояние, характерное и для  всей политической системы страны.

    Трансформация политической системы РФ, которая  начала складываться еще в годы перестройки, не могла не затронуть на новом  этапе развития российского капитализма  и жизнь партий: старые структуры  постепенно отмирают, а Администрация  президента РФ ведет активную работу по созданию либо «полуторапартийной», либо «двух-с-половиной-партийной системы».

Информация о работе Партийные системы