Перестройка: замысел и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:35, контрольная работа

Описание

К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка» нашла отклик во всех слоях советского общества. «Перестройка” означала: создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития общества; всестороннее развитие демократии, укрепление дисциплины и порядка, уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое.

Работа состоит из  1 файл

Перестройка замысел и реальность.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Перестройка: замысел и реальность 

Годы Этапы События Цели/Задачи Методы/решения Итоги
1985-1986гг Период  ускорения Пленум ЦК КПСС-избрание М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС Руководство страны во главе с Горбачевым поставило перед собой цель вывести общество из прежнего, застойного состояния и повести страну к демократии. Создания правового социалистического государства, демократизации существующего режима. К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен.  Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка» нашла отклик во всех слоях советского общества. «Перестройка” означала: создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития общества; всестороннее развитие демократии, укрепление дисциплины и порядка, уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое.
    Новая расстановка  сил в высших эшелонах власти Проведение реформ по всему фронту проблем, определение главного направления своих усилий. в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Начало превращения  КПСС из государственной структуры  в реальную политическую партию. Выдвижение на руководящие посты беспартийных;

расширение «внутрипартийной демократии»;

изменение функций  и роли Советов, проведение выборов  в Советы на альтернативной основе .

    Сдвиги во внешней  политике 
Нормализация  отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик. 
СССР отказался  от размещения ракет средней дальности  в Европе 
Противостояние  двух лагерей на международной арене  обрекало обе стороны на колоссальную трату людских, материальных и интеллектуальных ресурсов. Завершение «холодной войны» не было связано с уступками и, тем более, капитуляцией какой бы то ни было стороны. Оно было выгодно всем ее участникам.
    Апрельский  Пленум ЦК КПСС 1985 г. Достижение  качественно нового состояния советского общества:

- научно-техническое  обновление производства и достижение  мирового уровня производительности  труда, материальной и духовной  жизни людей;

- активизацию  всей системы политических и  общественных институтов.

Существенное  ускорение социально - экономического развития общества:

1) активизация  «человеческого фактора» (соцсоревнование,  укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством);

2) использование  скрытых резервов (полная загрузка  производственных мощностей, организация многосменной работы);

3) резкое увеличение  расходов на техническое обновление  предприятий; ужесточение административных  мер (государственная приемка  продукции).

Провал повышения  темпов экономического роста, антиалкогольная  кампания привела к гигантским потерям бюджета и была очень непопулярна в обществе. Увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Взрыв 26 апреля 1986 г. ядерного реактора на Чернобыльской АЭС Беспомощность власти при устранении последствий подобной аварии.
    В 1986 г. принята программа «Интенсификация-90» Предполагается опережающее развитие технологической отрасли в 1,7 раза по отношению к другим отраслям.    Такая инвестиционная диспропорция привела к упадку неприоритетных промышленных отраслей.
           
1987-1988г.г. «гласность» и перестройка Концепция «хозрасчетного социализма», принятие закона « О  государственном предприятии» 
Попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Министерства  готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали  государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх  госзаказа, можно было реализовать  на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась.
    В 1988 г.разрешено  мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора). Планировалось с помощью кооперативов залатать образовавшуюся брешь в производстве товаров, которая образовалась на госпредприятиях. 26 мая 1988 г. принят Закон СССР «О кооперации в СССР». Согласно нему кооперативы могли заниматься любым не запрещенным видом деятельности (в том числе торговлей). Кооперативы имели один очень важный бонус – они имели возможность приобретать сырьё по государственным ценам, а сбывать продукцию – по коммерческим. В ряде случаев для получения достаточно весомой прибыли сырьё можно было вообще не обрабатывать или обрабатывать символически – разница между ценами сама по себе гарантировала профит. Деятели покрупнее старались пристроить кооператив к государственному предприятию, получая доходы  в карман конкретных лиц и  за счёт паразитирования на государственной экономике. Через кооперативные формы деятельности в СССР начала стремительно легализироваться теневая экономика.
    В январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности» 
Подготовка  реформы политической системы. 
Свобода слова.  М.С. Горбачев вернул из политической ссылки академика А.Д. Сахарова; советское  гражданство возвращалось лишенным и высланным диссидентам; началась реорганизация различных творческих союзов, органов печати, телевидения, театров. Гласность привела  к резкой поляризации общества. Общество решительно выступало за углубление реформ.  
    Сформулирована концепция «нового политического мышления» во внешней политике 
Обеспечение благоприятных  условий для существования реформ советской экономики и полного  демантажа политической системы  государственного социализма. Универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада; в 1988 были выведены советские войска из Афганистана. Советское правительство приняло ряд законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека. Закончилась холодная война. Улучшились отношения СССР со многими странами. Заслуги Горбачёва  в проведении политики мира и сотрудничества, формировании нового политического  мышления были высоко оценены Западом. В 1990 г. М. С. Горбачёв был удостоен Нобелевской премии мира. 
           
1989-1991г.г. поздняя перестройка 1989 г. выборы  Съезда народных депутатов          Впервые выборы прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Политика гласности увенчалась принятием в 1990 г. Закона о печати, упразднившем государственную цензуру.
    1989 г.  Раскол партии на фракции и группировки. Усиление влияния неформальных движений в формировании оппозиционных партий и критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В. И. Ленина. Межрегиональная группа во главе с Ельциным, выступает с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.) В 1990г. под мощным общественным давлением пленум ЦК КПСС предложил изъять из Конституции СССР статью 6 о руководящей и направляющей роли партии. С крушением КПСС, исчез политический институт, объединявший властные структурыСССР. Съезд народных депутатов СССР, не мог выполнить той цементирующей роли для Советского Союза, которую выполняла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов власти на местах. Не мог выполнить этой роли и Президент СССР, избранный все тем же съездом. 
    500 дней - программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику . Быстрый переход к рынку. Стабилизация финансово-денежной системы. Первый этап программы (100 дней) предусматривал приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. На базе Госбанка СССР создавалась Резервная система.

Второй  этап (100—250-е дни) — либерализация цен.

Третий  этап (250—400-е дни) — стабилизация рынка.

Четвёртый этап (400—500-е дни) — начало подъёма.

Партийно-государственная номенклатура испугалась утраты экономической власти, и после некоторых колебаний Программа «500 дней» была отклонена. После отказа Горбачева одобрить эту программу  руководство России заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Правительство СССР предоставило государственным предприятиям свободу ценообразования, что сразу же привело к снижению поступлений в бюджет налога с оборота. А российское правительство объявило о снижении ставки налога на прибыль, но только для тех предприятий, которые готовы были перейти под юрисдикцию России. Тогда же правительство России, желая опередить политического конкурента, приняло решение о повышении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию раньше, чем это предполагало сделать союзное правительство. Вся эта борьба вела к заметному ухудшению экономической ситуации в стране. Правительство СССР попыталось переломить кризисную ситуацию в экономике. Был взят курс на ужесточение экономических мер. Президентом СССР было дано разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (в том числе совместных), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР. В январе 1991 года была проведена одна из самых неудачных денежных реформ. Следом за обменом денег последовало еще одно крайне непопулярное решение о пересмотре розничных цен (о повышении цен в несколько раз). Все эти мероприятия вели к окончательной потере доверия к национальной валюте, а в конечном счете и к руководству страны.
    В октябре 1990 года утвержден новый вариант президентской программы «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике» Предусматривалась постепенная децентрализация и демонополизация, переход государственной собственности в частную, учреждение банков и акционерных обществ, становление частного предпринимательства . Правительственная программа на неопределенное время  сохраняла административно-командные методы руководства экономикой, а переход к рыночным отношениям снова затягивался на неопределенный срок, тогда как программа 500 дней предусматривала создание в кратчайшие сроки всех необходимых структур и предпосылок для перехода к рынку. В рамках "Основных направлений..." каждая республика, а также Москва и Ленинград могли осуществлять свои варианты перехода к рыночным отношениям. Получалось так - ресурсы, финансы, валюта и др., т. е. реальная власть, оставались у Центра, а ответственность за осуществление программ должны были нести республики. Предполагалось, что президентская программа станет экономической основой разработки и подписания нового союзного договора. 
    1990--1991 гг. парад  «суверенитетов», начало распада  СССР. Объявление приоритета республиканских законов над союзными. Осенью 1991 г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Идея М.С.Горбачева образования вместо  СССР Союза суверенных государств, конфедерацию с институтом единой президентской власти (весьма урезанной) была последней попыткой центра, предотвратить бесконтрольный развал СССР. 
    19 августа 1991г.  Создание ГКЧП Попытка отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР и смены проводимого им курса и срыва намеченного на 20 августа 1991 года подписания «Договора о Союзе Суверенных Государств» Участниками заговора на различных этапах его реализации решено изолировать от власти Президента СССР; блокировать попытки Президента РСФСР оказать сопротивление деятельности ГКЧП; установить постоянный контроль за местонахождением руководителей органов власти РСФСР, Москвы, народных депутатов СССР, РСФСР и Моссовета, крупных общественных деятелей с целью их последующего задержания; осуществить совместно с частями Советской Армии и подразделениями МВД штурма здания Верховного Совета РСФСР с последующим интернированием захваченных в нём лиц, включая руководство России.

C 17 по 19 августа  некоторые войска специального  назначения КГБ СССР и спецподразделения  ПГУ КГБ СССР были приведены  в повышенную боевую готовность  и передислоцированы в заранее  выделенные места для участия  совместно с подразделениями СА и МВД в мероприятиях по обеспечению режима чрезвычайного положения. Силами специально созданных групп 18 августа Президент СССР Горбачёв был изолирован в месте отдыха в Форосе, а за Президентом РСФСР Ельциным и другими оппозиционно настроенными лицами установлено наружное наблюдение.

Российское руководство, возглавившее борьбу против ГКЧП, обеспечило политическую победу верховных органов России над союзным Центром. С осени 1991 года Конституция и законы РСФСР, Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, а также Президент РСФСР получили полное верховенство над законами СССР на территории России. Республики СССР объявили о своей независимости.  Признание Советским Союзом независимости трёх прибалтийских республик. Постепенный переход органов СССР под действие РСФСР. Процесс заключения нового союзного договора (Союз Суверенных Государств) был сорван. Деятельность КПСС была запрещена или приостановлена в большинстве союзных республик. Президент СССР Горбачёв вернулся к власти, но к декабрю фактически утратил полномочия и был вынужден 25 декабря 1991 года уйти в отставку.
    8 декабря 1991 г Образование СНГ Региональная международная организация призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. Руководители трех славянских республик - России, Украины и Белоруссии, являвшиеся государствами - учредителями СССР, констатировали, что Союз ССР как "субъект международногоправа и геополитическая реальность прекращает свое существование". Встреча руководителей трех республик вызвала определенную напряженность в отношениях с другими республиками. 12 декабря состоялась встреча президентов республик Средней Азии и Казахстана в Ашхабаде, выработавшая единую позицию республик этого региона. 21 декабря была принята Алма-Атинская декларация, провозгласившая образование одиннадцатью бывшими республиками СССР Содружества Независимых Государств (СНГ).

Закончилась история СССР как единого государства – преемника Российской империи примерно в тех же территориальных и этнических границах. Правопреемником СССР стала Россия - уже иное государствостроящее свои отношения с бывшими союзными республиками на межгосударственной основе. Огромный конгломерат народов распался, местные интересы приобрели самодовлеющее значение. С1992 г. в истории нашего Отечества наступил новый этап развития.

Информация о работе Перестройка: замысел и реальность