Политическая деятельность как способ существования политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 19:15, лекция

Описание

С точки зрения философии человеческая деятельность является совокупностью конкретных актов, поступков людей, осуществляемых сознательно и целенаправленно, имеющим своим результатом преобразование обстоятельств человеческой жизни и, самого человека. Человеческая деятельность – это духовная и практическая деятельность. С одной стороны она определяется обстоятельствами, условиями, в которых осуществляется деятельность, а с другой – самим деятелем, его знанием сущности включенного в систему деятельности бытия, развитием его сознания, уровнем мастерства и т.д.

Содержание

1. СМЫСЛ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
3. СТРУКТУРА, ФОРМЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

Работа состоит из  1 файл

Л.8 Пол деятельность..doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

    ЛЕКЦИЯ : 8 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ  ОБЩЕСТВА. 

ПЛАН. 

  1. СМЫСЛ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

  1. СТРУКТУРА, ФОРМЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  2. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.
 
 
  1. СМЫСЛ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 

     С точки зрения философии человеческая деятельность является совокупностью  конкретных актов, поступков людей, осуществляемых сознательно и целенаправленно, имеющим своим результатом преобразование обстоятельств человеческой жизни и, самого человека. Человеческая деятельность – это духовная и практическая деятельность. С одной стороны она определяется обстоятельствами, условиями, в которых осуществляется деятельность, а с другой – самим деятелем, его знанием сущности включенного в систему деятельности бытия, развитием его сознания, уровнем мастерства и т.д.

     Важный  признак человеческой деятельности – это её конкретность, предметно-чувственный  характер. Она возможна в результате сознательного, целенаправленного волеизъявленя людей, причины и мотивы её осуществления обязательно проходят через их сознание.

     Всякая  деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс  деятельности. Основанием деятельности является – цель. Цель – это внутренний момент деятельности, поскольку последняя является целесообразной.

     Активная  роль сознания в осуществлении деятельности состоит в том, что на основе определенных теоретических, идеологических концепций  вырабатываются программные положения  и требования, из которых  следуют или которыми определяются стратегические или тактические установки, а реализация последних приводит к разработке конкретных политических планов, провозглашению лозунгов, призывов, принятию декретов, наконец, к осуществлению самих действий.

Политическая деятельность – это индивидуальная или коллективная, стихийная или организованная,  деятельность социальных субъектов, исходящая  из их интересов и ценностей, пронизанных  борьбой за завоевание, упрочение, устройство и использование господствующего положения, политической власти. Это участие в руководстве и управлении государственными и общественными делами, различные формы воздействия на них. 

     Политическая  деятельность – это сложный процесс, целый комплекс, состоящий из:

  • необходимости удовлетворения политических интересов;
  • знаний и убеждений, на основе которых она разворачивается;
  • решений, направленных на реализацию убеждений;
  • собственно действий, осуществляющих принятие решения;
  • цели и результата, который венчает политические действия.
 

     Каждый политический и общественный институт по сути своей представляет собой определенную систему деятельности. Объектом политической деятельности выступают политические ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры.

     В сферу политической деятельности включается не  общество, как целое, не  социальные отношения во всем их многообразии, а лишь отношения общества, социальных групп, слоев и элит к институтам политической власти и последних  к обществу.

     Субъекты политической деятельности достаточно разнообразны. Рассмотрим два их вида: групповые и индивидуальные.

     К групповым отнесем: большие социальные объединения, национальные, территориальные (региональные), корпоративные, элитарные  субъекты.

     К индивидуальным – любую политическую активность личности, действующей в единстве с группой  или самостоятельно.

     Раскрывая содержание, смысл политической деятельности, следует иметь в виду следующее:

  • Политическое сознание, на основе которого вырабатываются решения и совершаются действия;
  • Объективные процессы реальной жизни, полученные на основе научного анализа данные;
  • В ней присутствуют не  только рациональные, логические суждения, но и эмоциональные чувства (жажда власти, страх, зависть и т. д.).
  • В её проведении используют различные методы, на которые влияет комбинация отношений основных политических сил;
  • На её ход и исход оказывают влияние: экономическая сфера, национальный и социальный состав общества, господствующая идеология, традиции, международная обстановка.
 
 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 

     Под менеджментом понимают процесс управления материальными и человеческими  ресурсами в интересах их эффективного использования, с целью достижения целей управленпия обществом (политической, экономической или социальной сферой, отдельными общностями и т.д.).

     Менеджмент, как правило, рассматривается с  двух точек зрения

  • как социологическое учение о проблемах управления;
  • как практические рекомендации в отношении руководства обеъектом управления (государством, регионом, организацией, большим предприятием и т.д.).
 

     Политический  менеджмент – непосредственное рассмотрение, принятие и осуществление на практике политических решений.

     Этой  деятельностью занимаются особая група людей (политическая, правящая элита), которая  хочет добиться необходимого поведения членов общества с помощью правовых норм, уговоров и манипуляций. Политическая деятельность начинается с принятия решения, так как с начала необходимо знать как действовать т. е. иметь определенный план  в виде продуманного решения, хотя решения могут приниматься и по ходу деятельности (если меняется обстановка или ситуация).

     Закономерности  принятия решений.

  1. Механизм, т.е. определение органов и средств, с помощью которых готовится и принимается решение.
  2. Условия, т.е. обстоятельства, которые нужны для принятия решения.
  3. Методы, используемые с целью получения наиболее оптимального решения ил результата.
 

     Механизм  подготовки и принятия решения у различных  субъектов политики различен.

     Государственная власть – вырабатывает решение через  такие структуры как, парламент, правительсмтво, администрация президента.

     Политическая  партия – решение  вырабатывает в своих  советах, комитетах, на съездах, конференциях т. е. в руководящих  или избираемых органах.

     Социальная  общность принимает  решение политическая партия, политическая элита.

     Личность  – всё зависит  от места, которое  занимает личность в  политических отношениях и иерархии.

     Условия, необходимые,для  того, чтобы решения  были хорошо обоснованы и реальны:

  1. Наличие информации у тех, кто принимает решение о положении дел, жизненных процессах и тенденциях развития общества, о неудовлетворенных общественных потребностях и т.д.
 
  1. Обоснование требований через  обсуждение проблемы компетентными лицами или органами, социологические  исследования, составление  соответствующих документа.
 

     Методы, используемые для  выбора наиболее целесообразного  решения:

     1. Иерархизация предпочтений  – когда несколько  вариантов решения  выстраиваются по  принципу иерархии. Положив в основу  одно из основных  положений решения.

      2. Исключение аспектов, когда из выбора вариантов изымаются те варианты, которые при детальном рассмотрении оказываются неприемлемыми.

  1. Коллективного выбора – автор проекта решения не  полагаясь на свою компетентность обращается к другим источникам.
  2. Компромисса – когда между членами группы, принимающих решение нет остро выраженных отрицательных взаимоотношений, а интересы, хотя бы частично совпадают, тогда заключается компромисс.
 

    3.СТРУКТУРА,  ФОРМЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        Структура политической деятельности складывается из совокупности объективных и субъективных условий и факторов:

  • наличие субъектов  действия и объекта, отношения между  ними;
  • мотива и способа воздействия субъекта на объект;
  • цели и программы;
  • производства самого действия;
  • результата действия и контроля за самим процессом деятельности и его результатом (изнутри и извне).
 

     Базируясь на экономических и социальных интересах, социальной дифференциацией общества, политический деятель оказывает  на них влияние могущее стабилизировать  или дестабилизировать общественную жизнь, создать условия для нормального  или деструктивного его протекания. Это зависит от способов деятельности, то есть от методов и приёмов её осуществления.

     Методами  и приёмами политической деятельности могут быть убеждение и наказание, поощрение и принуждение. К средствам  воздействия относят методы административного, правового, экономического, социального и нравственного характера. Формами политической деятельности является организационная, управленческая, исполнительная, законодательная, судебная и иные. Политическая деятельность, в основном, практическая, направлена на сохранение или изменение, улучшение общественного и государственного порядка и положения в них субъектов на базе соблюдения законов. Норм нравственности, сложивщихся образцов политического поведения и норм

     Исходя  из определенных мотивов, ориентируясь на определенные результаты, субъекты политики используют определенных формы политических действий.

  1. Простые (беседа, статья в газете, публичное выступление) могу быть индивидуальными, групповвыми, массовыми. Имеют цель получение информации или воздействия на людей. Характер отношений – доверительный.
  2. Сложные (дискуссия, митинг, собрание, заседание, манифестация, избирательная кампания и т. д. ) мероприятия, с участием значительного количества людей. Пи этом субъект политики  руководствуется следующими принципами:
 
  • ясно представлять цель;
  • учитывать настроение аудитории;
  • использовать не  только логику, но и учитывать эмоциональный фактор;
  • оперировать достоверными фактами;
  • не  уходить от острых вопросов.
 

     Если  основным объектом политической деятельности выступает система политической власти, то и отношение к ней является широким основанием для типологии.

     В литературе выделяют 3 группы:

  1. Деятельность в рамках политической системы.
  2. Действие политической системы в отношении общественной среды.
  3. Действие, исходящее от окружающей среды на политическую систему.
 

     В этих группах можно выделить такие  обобщающие типы, как практическая и теоретическая деятельность, различающаяся по своим целям и средствам.

     Классифицируя виды деятельности по целям, отметим  такие её модели:

     А) конструктивно – позитивная – нацелена на обеспечение нормального функционирования системы;

     Б) негативно – деструктивная -  ориентирована на подрыв системы;

     В) стратегическая и оперативно-тактическая  – направлена на разработку и осуществление  политических программных установок и тактики действий.

     К этой же группе можно отнести реформаторскую и революционную деятельность, решающие задачи, связанные с модернизацией  данной политической системы или  её заменой новой системой.

     Если  говорить о видах политической активности, то , существуют разнообразные формы её организации и используемых методов. Её образуют:

Информация о работе Политическая деятельность как способ существования политической жизни общества