Политическая деятельность как важнейший элемент политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание

В политологии существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов — участников политической жизни. Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте — политике. Историческое развитие и опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрировано пред¬ставлен в современном наукознании, в частности, в политологии, социологии, политической психологии и других отраслях обществоведения.

Содержание

1. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности.
2. Многообразие политических интересов.
3. Политические решения как результат политической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

     Из  сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

     Принятие  решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. Д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

     Современная демократия предполагает принятие политического  решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.

     Если  исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также  совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, “пускового механизма” всех событий и поступков выступает именно политическое решение.

     Как правило, принято выделять несколько  основных типов  реализации решений: популизм, элитизм,  консерватизм,  демократизм  и  радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического  курса  соответствуют

определенные  методы властного регулирования,  характер  взаимоотношений

властей и населения, информационный режим  властвования.

     Так, популизм в качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то лозунг, призыв к населению, реализация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть («коммунисты — во главе общественного прогресса»), запугивание внешней или внутренней угрозой («правящие круги — во власти мафии»), необоснованные посулы и обещания («радикальные реформы быстро приведут к подъему экономики»). Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом правлении. Но популистские меры могут выступать составной частью политического курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления.

     Отличительная черта элитизма — курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с электоратом, усечение политического информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах.

     При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций  государственных органов власти, традиционных форм и методов политического  регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов.

     К прямо противоположным результатам  приводит радикализм политического  правления. Даже когда стремление революционизировать  общество, добиться его качественного  переустройства не является самоцелью  властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. Насилие — основной метод управления революционных режимов — неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан.

     В отличие от радикализма, пренебрегающего  во имя глобальных будущих целей  насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется  на реальные потребности и запросы  граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан (Н. Элиас). 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Общая и  прикладная политология: Учебное пособие под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.
  2. Введение в политологию. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Аспект пресс Москва 2000.
  3. Политология: учеб.-метод. комплекс. Шалак А.В. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.
  4. Политология. Курс лекций. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.

Информация о работе Политическая деятельность как важнейший элемент политики