Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:33, доклад
Цель исследования: изучить уровень политической грамотности молодежи
Задачи исследования:
проанализировать литературные источники по теме исследования;
выявить уровень политической осведомленности студентов;
проанализировать результаты и сделать выводы;
содействовать повышению уровня политической грамотности молодежи.
Политическая грамотность молодежи
Тема исследования: политическая грамотность молодежи.
Проблема: низкий уровень политической культуры может привести к ухудшению будущего каждого гражданина и страны в целом.
Объект исследования: студенты Красноярского края.
Предмет исследования: политическая грамотность.
Гипотеза: молодежь не интересуется политикой и имеет низкий уровень политической осведомленности, а, следовательно, представляет собой идеальный объект для политического манипулирования.
Цель исследования: изучить уровень политической грамотности молодежи
Задачи исследования:
Актуальность проблемы: для России в современных условиях вопрос о политической грамотности граждан, несомненно, актуален. Ведь участие в жизни страны невозможно без убеждений и оценок, а они в свою очередь опираются на соответствующие знания. Я считаю, что человеком, некомпетентным в вопросах политики легко управлять, формируя у него нужное правящей партии мнение. А политическое сознание молодежи как раз находится в стадии формирования, и если молодым, небезразлично будущее страны, то они должны быть политически грамотными и политически активными. Именно поэтому я решила исследовать проблему политической грамотности молодежи.
Анализируя литературу по теме, я выяснила, что подобное исследование
проводилось американцем Джоном Цаллером. Результаты исследование Цаллера можно представить в виде пирамиды. Вершина которой – это элита, производящая политическую информацию (1-2%). Середину занимают хорошо осведомленные граждане (5-10%), которые имеют собственное мнением и способны сопротивляться внешней информации. Основание – это средне и слабоинформированные граждане (90%), которые сильно подвержены воздействию средств массовой информации и относятся к ней некритически. А так как таких граждан большинство, то правящая элита, с помощью средств массовой информации может формировать и регулировать общественное мнение по той или иной проблеме, в том аспекте, в котором ей будет выгодно. В результате получается не демократическое общество, где царит равенство, а общество правящей элиты, от действий которой зависит жизнь остальных граждан. Исследование Джона Цаллера подтверждает мое предположение.
Изучив литературу по теме исследования, я так же определила понятие политической грамотности как уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества. Я решила выявить уровень политической грамотности молодежи, проведя социологический опрос, в котором принимало участие 95 студентов Минусинского сельскохозяйственного колледжа. В основу опроса были положены простые вопросы о политической жизни страны. Результаты опроса показывают, что, по мнению 60% студентов современная молодежь не интересуется политикой. 40% студентов указало, что они регулярно следят за развитием событий в стране, остальные это делают изредка. Однако анализ ответов на вопросы, связанные с политической жизнью страны, показывает, что осведомленность респондентов в этой области крайне низка.
Следовательно, можно утверждать, что подавляющее большинство студентов пользуются случайной информацией и слабо ориентируются в политической ситуации.
Студенты показали низкий
уровень обществоведческих
На вопрос, когда была принята Конституция РФ, 60% не дали правильного ответа или затруднились с ответом. Почти все ответили, что Президент РФ является главой государства (97%), но 3% такую роль приписали Думе. Лишь 26% опрошенных указали, что высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание, и только 25% считает, что исполнительная власть в РФ принадлежит правительству РФ. 66% студентов знают, что стать кандидатом на пост президента можно с 35 лет. А о том, что срок правления президента изменился и сейчас равен 6 годам осведомлены только 28%.
На, пожалуй, главный вопрос этого года «Примите ли вы участие в выборах» 46%, ответило что да, 43% - нет. При этом, из числа студентов, решивших принять участие в выборах, 64% не знакомы с программами кандидатов, либо знаком поверхностно. Цифры говорят о том, что молодежь не занимает активную политическую позицию и не осознает свою значимость в решении важных политических задач государства.
Анализируя политические симпатии молодых людей, следует обратить внимание, насколько известны российские политические партии в молодёжной среде. По данным опроса, здесь в лидерах оказывается ЛДПР, далее идут «Единая Россия», КПРФ. Что касается осведомлённости о современных политиках, то здесь выясняется, что в лидерах находится В.Путин, далее - Г. Зюганов, В.Жириновский, Миронов, Прохоров.
Мы видим, что наиболее авторитетными политиками, по мнению студентов, оказываются те, кто чаще «мелькает на экране», Это подтверждает теорию Цаллера, о том, что представления слабоинформированных граждан о ситуации в окружающем мире формируются преимущественно под воздействием телевидения и СМИ, причём информация воспринимается некритично. Именно воздействием СМИ можно объяснить и тот факт, что самыми насущными вопросами современности выделяются те, что чаще упоминаются в новостях. Так анализ ответов респондентов на вопросы, связанные с широким кругом проблем жизни в современной России, позволил выявить, что лишь 18% опрошенных удовлетворены политикой правительства РФ (56 % - не удовлетворены, 26 % затруднился ответить). Среди претензий к деятельности государственных органов выделяются: тяжёлое материальное положение - 25 %, невыполнение обещаний - 4 %, неэффективность экономических реформ - 10 %, нестабильность в обществе - 4 %, недоверие органам власти - 62 %. По данным исследования, 38% опрошенных не смогли выделить какие-либо актуальные проблемы для России. Остальные выделили коррупцию, демографический спад, экономические проблемы.
Что касается характеристики внешнеполитических проблем для России, то здесь уже 80% затруднились с ответом. 20% считают, что такой проблемой являются конфликты с другими странами. 41% не смогли дать определённый ответ по поводу присутствия российских вооружённых сил за рубежом. Лишь 45% знает, что Россия не входит в НАТО. 93% не знают, где находится штаб-квартира ООН (7% считают, что в Москве), и никто не смог назвать генерального секретаря этой организации. Ни один студент не знает, где расположен Европейский суд по правам человека.
Таким образом, как показывают результаты анкетирования, система политических взглядов и представлений учащейся молодёжи мозаична и противоречива. У молодежи отсутствует ясное и полное представление о политической ситуации в Росси и за её пределами, о государственном устройстве РФ и организации власти. У студентов недостаточно сформировано чувство гражданского долга, личной ответственности и причастности ко всему происходящему в мире.
На основании моего исследования я могу сделать вывод, что молодежь не интересуется политикой и имеет низкий уровень политической осведомленности, что подтверждает мою гипотезу.
И закончить мне хочется словами С. Лукяненко: «Толпа никогда и ничего не решала сама…Толпа выбирает ту власть, которая лучше умеет заморочить
мозги». И мне очень не хочется, чтобы наша молодежь была в этой толпе.
Последней задачей моего исследования было содействие повышению уровня политической грамотности молодежи.
Совместно с моим руководителем мы подготовили и провели классный час «В мире политики». Где в увлекательной форме раскрыли вопросы …..
Я считаю, что в системе образования достаточно много курсов, в которых излагаются основы права, политологии, социологии, уделяется внимание государственному и политическому устройству РФ и т. д.
Вопрос лишь в том, нужно ли это самим студентам, воспринимают ли они это как «посещение уроков по данной дисциплине» или как информацию, которая поможет им разобраться в реальной обстановке и найти собственное мнение.
Поэтому именно в процессе обучения важно доказать студентам, что от их мнения, гражданской позиции зависит их будущее, будущее каждого гражданина и всей страны в целом. Перед преподавателями стоит трудная задача - сформировать политическое сознание учащихся.
Трудно рассчитывать на реальные успехи в воспитании чувства гражданского долга и ответственности без повышения требовательности к уровню политической культуры.