Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:43, реферат
Политическая идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии).
Введение…………………………………………………………………. ..3
1. Сущность политической идеологии……………………………..........4
2. Функции политической идеологии………………………………..….7
3. Структура политической идеологии ……………..………………. ..9
4. Уровни политической идеологии…………………............................10
5. Современные виды идеологии……………………………………... 11
5.1.Марксизм и социал- демократия…………………………….. ….11
5.2.Либерализм…………………………………………………..…….12
5.3.Консерватизм………………………………………………….. ....13
Заключение……………………………………………………..................15
Список литературы…………………………………………………….....16
3) Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.
Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода "замкнутый круг" или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.
Глава 4. Уровни политической идеологии.
Поскольку политическая идеология, как мы уже сказали, представляет собой специфическое духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:
теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства;
программно-политический, где социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения масс. Данный уровень функционирования идеологии непосредственно связан с деятельностью партий, союзов, объединений, созданных для трансляции политических требований приверженцев определенной идеологии. Учитывая политический вес связанных с идеологией институтов власти, и саму ее трактуют как «конституирующий элемент политики»;
актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может характеризовать довольно широкий спектр вариантов интериоризации идеологии: от легкой смены идеологических позиций до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих значений, способных упорядочить в сознании людей ход истории, определить принципы их социального мышления т.н. «тотальные» (К.Мангейм) или «парадигматические» (Н. Пуланзас) идеологии.[4]
Глава 5. Современные политические идеологии.
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию
Основные современные идеологии - либерализм, социализм и марксизм, консерватизм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.
5.1. Марксизм и социал-демократия.
Возникнув в середине XIX века и будучи обусловлено начальным, наиболее резким этапом борьбы рабочего класса и буржуазии, марксизм особое внимание уделял революционным методам перехода от капитализма к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционного рабочего движения.
Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизнедеятельности общественных групп, в силу чего они характеризуются как теоретические представления, защищающие общеколлективные интересы. Формирование идеологий связывается здесь с деятельностью специализированного коллективного субъекта. В зависимости от места, занимаемого группой в общественных отношениях (если, к примеру, класс обладает интересами, совпадающими с ведущими тенденциями общественного прогресса), марксизм признает возможность выполнения идеологией функций научного знания.
В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходила и исходит из приоритета постепенности исторической эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранения при этом социального и межгосударственного мира.
Идеи социализма отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Это теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположникам является англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия".
5.2. Либерализм.
Еще на начальных этапах своего формирования, унаследовав идейное богатство Д.Локка, А.Смита, Т.Гоббса, связывавших свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма выступали правовое равенство граждан, договорная природа государства, а впоследствии и равноправие соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не должна иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими».
Либерализм обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону - таков либеральный императив права.
В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож".
В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.
5.3. Консерватизм
В противоположность либерализму консервативная идеология, также поддерживая основополагающие принципы устройства общества на принципах частного владения, сделала акцент на обеспечении стабильности капиталистических (или точнее — индустриальных) отношений. Фундаментальная идея консерватизма, сформулированная еще Э.Берком в «Размышлениях о французской революции» (1790), состояла в признании противоестественности сознательного переустройства общества.
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.
Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности.
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. [5]
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.
Список литературы.
1. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993, Я 4.
2. Ильин В.В. Национально-государственная идеология - энтелехия отечественных реформ//Там же. 1994, № 1.
3. Ковалев А.М. Государственная идеология. Что это такое?// Там же, 1994, №1.
4. Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы//Там же. 1994, № 1.
5. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов//Вопросы философии. 1994, № 1.
6. Основы политической науки. Учебное пособие для вузов. Ч.П.М., 1993. - Гл.12, § 3.
7. История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – 7736 с.
8. Политология. / Под ред. д.юр.н., проф. М. Н. Марченко. – М., 2000. – 608 с.
9.Политология: хрестоматия. / Сост. Проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. – М., 2000. – 843с.
10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1998. – 477 с.
11. Советский Энциклопедический Словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1986. – 1600 с.
12. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – 840 с.
13. История политических и правовых учений. / Под ред. д.юр.н., проф. О.Э. Лейста. – М., 2000. – 688 с.
17
[1] Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993
[2] . Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1998. – 477 с.
[3] Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы//Там же. 1994, № 1.
[4] Политология. / Под ред. д.юр.н., проф. М. Н. Марченко. – М., 2000. – 608 с
[5] . История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – 7736 с.
Информация о работе Политическая идеология: сущность, структура, основные классификации