Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:31, контрольная работа
Политическая идеология – это социально-значимая теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев, и которая служит обоснованием политических действий. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, отношение к различным политическим институтам. В политической идеологии фиксируется отношение к партийным массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса.
1. Введение.
2. Политическая идеология. Сущность и особенности.
3. Функции политической идеологии.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Тема 2. Политическая идеология.
План
ВВЕДЕНИЕ
Понятие идеологии относится
к числу неоднозначных
К идеологии относится
та часть общественного сознания,
которая находится в
Политическая идеология
– это социально-значимая
Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных целостных ориентиров.
Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуаном Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. Со времени появления термина в науке сложилось множество взглядов на явление идеологии.
Политическая идеология выступает важным компонентом политического сознания. Это – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений – индивиды, социальные группы, классы, нации, общество – осознают свои социально-политические позиции и интересы и которыми они оправдают свои политические устремления и действия. Если употреблять более краткую формулу, то политическую идеологию можно определить и так: она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целью реализации своих интересов.
Политическая идеология
создается деятельностью
Структура идеологии:
- политическая теория
- общественно-политический идеал ("светлое будущее")
- концепция политического развития
- политические символы
Политическая идеология формирует общие идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.
Не всякая идеология содержит в себе политические директивы, указания как следует действовать. Эту функцию реализуют политические доктрины и программы. Политическая доктрина – система взглядов, определяющих направление и цели в конкретных исторических условиях данной эпохи. Политическая доктрина может служить основанием для политического движения, партии. В ней более или менее четко обозначаются средства, при помощи которых возможно достижение заданных целей.
Политическая идеология
обладает определенной спецификой. Она
непосредственно связана с
Итак, политическая идеология
— это совокупность
Основные назначения
идеологии — выражать в
Поскольку современное
общество состоит из большого
числа социальных и
В любой политической
идеологии обычно выделяют три
уровня функционирования: теоретико-концептуальный,
программно-политический и
На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, раскрывающие интересы и: идеалы класса, социального слоя, нации, государства.
На программно-политическом
уровне политические принципы
и идеалы переводятся или
На поведенческом уровне
идеи, ценности, интересы, выраженные
в идеологии, реализуются
Важно подчеркнуть
еще одну черту политической
идеологии. Кроме теоретически
обоснованных положений любая
идеология предполагает
Таким образом, идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать широкую социальную основу для власти правящих элит.
Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода "замкнутый круг" или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти. Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть. Политическая идеология должна овладеть массовым сознанием, внедрить в него определенные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего развития общества, сформировать позитивный образ предлагаемой или проводимой политической линии и политических сил, которые хотят реализовать данный курс.
Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного “мы”, создавая определенную степень сплоченности и относительной гомогенности общества. Идеология стимулирует солидарность и служит идейной основой разработки политических программ. С этим связана и конструктивная функция политической идеологии.
Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.
Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.
Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.
Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Когнитивная функция идеологии государства, включающая в себя определенные политические стереотипы и ориентиры, обеспечивает для гражданина своего рода сеть внутригосударственных и межгосударственных коммуникаций и восприятия социальной реальности.
Политическая идеология выполняет и нормативную функцию. Именно эта функция играет ценностно-ориентирующую роль, определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, элитами и контрэлитами, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политически организованное сообщество в целом. В идеологии фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.
Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно управлять общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражению американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли. Идеология является своеобразной нормативно-символической матрицей, которая облегчает социально-политическую идентификацию. Символические коммуникации отражают особый тип властвования, раскрывают самую суть политики как особой сферы социальности. Идеологическая коммуникация становится важнейшим условием формирования вертикали взаимопонимания политической элиты и широких слоев населения, воспроизводства и самоорганизации всей политической сферы. Таким образом, идеология способствует технологизации политических коммуникаций.
Для политической коммуникации
особое значение имеет язык, политический
дискурс. Язык политики – это символическая
знаковая система. В политической коммуникации
символы выступают, по определению
российского политолога А.И. Соловьева
“основополагающей идеальной (духовно-оценочной)
единицей “ диагностики”. С помощью
символов человек сапоопределяется
в политике. Символы являются формой
смыслопостижения и смыслополагания,
через которую социальные явления
наделяются определенными значениями.
Это облегчает людям
Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и эмоциональную компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Применительно к идеологии государства эмоциональная функция дает ощущение психологической безопасности и принадлежности к большой государственной коллективности, которая дает гарантии защиты.
Таким образом, политическая идеология – это духовный феномен, специально предназначенный для целевой и идейной ориентации политического поведения. И, прежде всего, политическая идеология требует подчинения индивидов целям и задачам использования власти.
Известный исследователь
проблем человеческого мышления
К. Маннгейм, так же как и К. Маркс,
понимал идеологию как «
Наиболее важная, по его мнению, функция идеологии выражается в ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. По функциональному признаку Маннгейм выделил собственно идеологию и утопию. Идеология — это «коллективное бессознательное мышление определенных групп, которое скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его». Утопическое мышление характерно для социальных групп, заинтересованных в уничтожении и преобразовании существующего общества. Поэтому они невольно видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Такое мышление тоже «не способно правильно диагностировать действительное состояние общества... Их мышление никогда не бывает направлено на диагноз ситуации: оно может служить только руководством к действию».