Политическая элита Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:52, реферат

Описание

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие «Политическая Элита»…………………………………………..…4
2. Региональная политическая элита…………………………………………6
3. Политическая элита Ростовской области…………………………………10
Заключение………………………………………………………………..…….12
Список литературы……………………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Политическая элита РО.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТОЛИЧНАЯ  ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

в г. ВОЛГОДОНСКЕ 
 

Заочное отделение

Факультет: Государственной  службы и финансов

Специальность: Государственное  и муниципальное управление (ГМУ) 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине: «Социально-политическая система в регионе» 

    Тема: «Политическая элита Ростовской области» 
     

                                                            Студент: Чора Анна Николаевна

                                                                           Студенческий билет № 11Г 08–3,5-Вк-с/з

                           Дата сдачи:

                     Подпись

                         Проверил:

                Дата:

                     Подпись 
 
 
 

г. Волгодонск, 2010г.

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

    1. Понятие «Политическая Элита»…………………………………………..…4
    2. Региональная политическая элита…………………………………………6
    3. Политическая элита Ростовской области…………………………………10

    Заключение………………………………………………………………..…….12

    Список  литературы……………………………………………………………13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение      

  Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.     

      В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась  как псевдонаучная, антидемократическая  и буржуазно-тенденциозная. Сам термин "элита" заменялось произвольными  и аморфными синонимами: "власть имущие", "влиятельные слои общества", "сливки нации" и др.     

      Политическая  элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.1  
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие «Политическая Элита»
 

     «Элита» в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.     

      Философы  Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.     

      Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель написав: "…Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью", тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты.2     

      Политическая  элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.     

      Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.3     

      Основы  современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска (1858 - 1941 гг.) и Вильфремо  Парето (1848 - 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 - 1936 гг.).     

      Моска Г. пытался доказать неизбежное деление  любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896 г.) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма".     

      Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.     

      Парето  В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые  массы выводил из неравенства  индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он прежде всего выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:

  1. Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс.
  2. Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.
  3. Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.
 

     Суть концепции  Р. Михельса состоит в том, что "демократия, чтобы сохранить себя и достичь  известной стабильности", вынуждена  создавать организацию. А это  связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.     

      Последователи Михельса считают, что Ленин, заложив  организационные и идеологические основы РСДРП(б) в своем труде "Что  делать?", ориентировался на узкий  слой профессиональных революционеров - будущую элиту. Придя к власти, партия воспроизвела свою структуру в масштабе страны: управлять обществом стала так называемая партократия.     

      Характерными  чертами политической элиты являются следующие:

  • это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
  • высокий социальный статус;
  • значительный объем государственной и информационной власти;
  • непосредственное участие в осуществлении власти;
  • организаторские способности и талант.
 

        Элиты типологизируются по ряду оснований:     

По  отношению к власти выделяют:

  • правящую элиту;
  • неправящую, или контрэлиту.
 

    По  уровню компетенции:

  • высшая (общенациональная);
  • средняя (региональная);
  • местная.
 

    По  результатам деятельности (эффективности):

  • элита;
  • псевдоэлита;
  • антиэлита.
 
 
 
 
 
    1. Региональная  политическая элита
 

      Компетенция региональных органов власти, распределение  их полномочий, отношения с Центром  были зафиксированы в республиканских  конституциях и уставах краев, областей, национальных автономий.

      Власть  в регионе воплощена в губернаторе, администрации региона, региональных отделениях федеральных структур, представителях Президента, партиях и массовых общественных движениях; представители этих органов могут быть отнесены к местной элите.

      Губернатор, как ключевая политическая фигура в  регионе отвечает за поддержание  жизнедеятельности региона, социальную и экономическую стабильность. Он разрабатывает структуру региональной администрации, контролирует местный бюджет и расходование финансовых средств, установление или отмену местных налогов, предоставление льгот, лицензий, дотаций. Все эти решения утверждаются представительным органом власти (законодательной собрание, дума, совет).

     Формируемая вокруг губернатора команда основывается, в основном, на принципе личной преданности, либо состоит из людей, знакомых друг с другой по опыту прошлой работы. Иначе говоря, от умения подобрать команду зависело политическое долголетие назначенных Президентом руководителей регионов, эффективность его команды.

      К руководителю региона и его ближайшему окружению, составляющим ядро власти, примыкает верхушка местной бюрократической  элиты — руководители исполнительной власти. Последняя образована по-разному: в большинстве — это областная или губернская администрация, в иных — преобразована в правительство, структура которого либо предполагает премьера. Руководители региональных исполнительных структур власти выполняют не столько политические, сколько административные и организационные функции. Однако преданность губернатору аппарата областной администрации имеет свои пределы: бюрократия политически нейтральна и, следовательно, при смене руководства будут поддерживать того, кто придет к власти.

      Особую  группу бюрократической элиты в  регионе составляют представители  региональных отделений федеральных  структур: Министерства обороны, внутренних дел, службы безопасности, налоговой инспекции, налоговой полиции и т. д. Кандидатуры руководителя согласовываются с губернатором, при этом обилие представительств федеральных органов вызывает недовольство региональной власти. Исполнительная власть пользуется в регионах достаточно высоким авторитетом, россияне полагают, что основные действенные решения ныне принимаются на уровне провинции, а не в центре. Конечно же, отношения с местными властями представляются россиянам более понятными и важными, чем отношения с далекой и абстрактной федеральной властью.

      Между местной администрацией и региональными  экономическими элитами сложился альянс, история которого восходит к концу  совестного периода, когда под патронажем обкомов, исполкомов и горкомов начали создаваться коммерческие структуры. На руководящие должности часто выдвигались дети и родственники местных руководителей. С тех пор коммерческие структуры окрепли, а круг их расширился. Особый интерес представляют бывшие государственные, а ныне приватизированные предприятия.

      Критическое отношение к этой приватизации имеется и со стороны госаппарата: управленцев не устраивает то, что реальная собственность уходит к директорам, а вся тяжесть социальной ответственности и социального недовольства ложится на плечи местных администраций. Необходимо отметить, что в квазирыночной экономике, не только предприниматели нуждаются в постоянных связях с властью, но и последняя особо заинтересована в поддержке финансово-промышленных кругов.

Наряду с возможностью обогащения (например, продажа квот, лицензий) патронаж над местными предприятиями позволяет администрации осуществлять региональные программы развития, проводить собственную достаточно независимую политику.4

      Начиная с 1996 года, позиции губернаторов укрепились, они приобрели политическую легитимность, повысили самостоятельность, в результате для деятельности региональных элит создались новые политические и экономические условия. С привлечением в регион московского капитала происходит расширение экономических ресурсов местных элит, а финансово-промышленные и крупные банковские структуры вынуждены считаться с региональными интересами.

      В результате региональные элиты активнее вовлекаются в процесс принятия экономических и политических решений, не всегда совпадающих со стратегией центра. Со стороны губернаторов уже прозвучали возражения против продолжения радикальных экономических реформ, не была подержана жилищно-коммунальная реформа.

Информация о работе Политическая элита Ростовской области