Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:36, реферат

Описание

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

Работа состоит из  1 файл

Политические элиты и политическое лидерство.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

    У лидеров руководящие позиции  выражают компенсаторные функции  взамен подавленного либидо. Подчинение  лидеру закладывается с детства,  когда ребенок нуждается в  покровительстве и авторитете  родителей. И в этом смысле  авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.  

    Ученые Франкфуртской школы Э.  Фромм и Т. Адорно выявили  тип личности, предрасположенный  к авторитаризму и стремящийся  к власти. Такая личность формируется  в нездоровых общественных условиях, порождающая массовые фрустрации и неврозы и стремление убежать от этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляют такому человеку особое наслаждение. Это своеобразная форма садизма. Такая личность воспринимает всех других людей, мир в целом сквозь призму отношений силы-слабости.  

    Существуют разнообразные  классификации лидерства.  Рассмотрим некоторые  из них. 

    По отношению руководителя  к подчиненным:  

авторитарное - единоличное направляющее воздействие  лидера на нижестоящих. Оно основано на угрозе санкций, применении силы;

демократическое - предполагает учет руководителем  интересов и мнений всех членов группы или организации, участие масс в  управлении.

    По способу легитимации  власти (М. Вебер):  

традиционное - вожди племен, монархи - их авторитет  основан на обычае, вере в святость и неизменность традиций;

рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим  путем;

харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно  на личности лидера, которому приписываются  божественные способности. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет "историческую миссию". В качестве примера можно привести Ю. Цезаря, Наполеона, Ленина, Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена, Ф. Кастро.

    По "масштабам" лидерства:  

общенациональные;

лидеры  региональные;

лидеры  социальных групп, слоев.

    По отношению к  существующей политической  системе:  

функциональный;

дисфункциональный;

конформист (приспособленец);

неконформист.

    Собирательные образы лидера  выделил М. Дж. Херманн.  

Знаменосец, или великий человек. Его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы (В. И. Ленин, М. Л. Кинг, Хомейни, Ш. де Голль).

Служитель. Лидер этого типа всегда стремится  выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Торговец. Лидер этого типа способен настолько  привлекательно преподнести массам свои идеи и планы, что заставляет "купить" эти идеи и привлекает массы к их исполнению.

Пожарный  тип лидера. Ориентируется на самые  актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

    В чистом виде в реальной  жизни образы лидеров обычно  не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.  

    Кроме того, выделяют  следующие типы  лидеров :  

лидер-идеолог  и лидер-прагматик;

лидер-"лев" и лидер-"лис";

реалист, фанатик и романтик;

лидер-популист.

    Российский исследователь Н. Плешаков  предложил типологию лидерства с точки зрения национально-эпических архетипов. Он считает, что Сталин - Георгий Победоносец, Хрущев - Иван-царевич, Брежнев - Емеля.  

    Важнейшим аспектом исследования  лидерства является анализ функций  лидера.  

    Основные функции лидера должны быть следующими:  

Интеграция  общества, объединение масс.

Нахождение  и принятие оптимальных политических решений.

Социальный  арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола.

Коммуникация  власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи.

Инициирование обновления, генерирование оптимизма  и социальной энергии, мобилизация  масс на реализацию политических целей.

Легитимация власти, политического строя.  

    Крайней, максимально завышенной  оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах.     Для того, чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. "Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно", - говорил английский историк Эктон.  

    Условиями предотвращения  превращения власти  в деспотизм могут  быть следующие:  

Полная  гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования  инакомыслящих.

Сильная оппозиция, политический плюрализм.

Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Открытость  лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения  с массами.

Строгое соблюдение законности, демократических  процедур.

    Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом. 

Особенности политических элит в  России 

Говоря  о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.  

Именно  поэтому политическое развитие сегодняшней  России приняло такой привычный  всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.  

В данный момент в Росси государственная  власть характеризуется тремя основными признаками:

первое  — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);

второе  — власть полностью автономна, а  также полностью неподконтрольна  обществу;

третье  — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.  

Именно  под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются  принципы либеральной демократии, которая  превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

Структура политических элит в России 

Политическая  властвующая элита Российской Федерации  состоит из целого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга.. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений.  

Современные властвующие политические элиты  России состоят в основном из следующих  социально-политических групп:

бывшая  партноменклатура (КПСС);

бывшая  демократическая оппозиция (Демократическая  Россия);

бывшие  хозяйственные руководители низшего и среднего звена;

бывшие  комсомольские работники;

работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).  

Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты — интеллигенции.  

Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:

деятельность  по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;

обязательность  существования личной преданности  главе, первому лицу на любом уровне;

наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;

тщательно маскируемая вовлеченность в  раздел и присвоение госсобственности (приватизация);

обычна  связь с организованной преступностью  и непосредственное лоббирование ее интересов.  

Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять  же, она достаточно репрезентативна  и для всей политической элиты  Российской Федерации.  

В целом  же, в политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

Информация о работе Политическая элита