Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:18, контрольная работа
Цель исследования – в контексте рассмотрения вопросов о соотношении политики и морали обосновать возможность синтеза политики и морали в современной политической практике.
В соответствии с изложенной целью ставятся следующие задачи:
- уточнение основных научных категорий и понятий, связанных с определением соотношения политики и морали;
- осуществление критического анализа основных научных и философских подходов к обсуждению проблем политики и морали;
- раскрытие внутренней структуры и содержания политики и морали как базовых социальных регулятивных систем, рассмотрение характера взаимосвязи ценностей и интересов как основных элементов указанных систем;
- обоснование возможности синтеза политики и морали как метода формирования содержательной гуманитарной политики и разрешения внешних и внутренних современных политических противоречий современного развития общества.
Введение 2
Глава 1. Политическая этика как предмет теоретического анализа 4
§ 1. Сущность, содержание и основные подходы к изучению политической этики 4
§ 2. Исторические тенденции развития политической этики 6
Глава 2. Основные направления развития политической этики на современном этапе 9
§ 1. Основные проблемы и подходы определения соотношения морали и политики 9
§ 2. Перспективы применения синтеза политики и морали как способа развития современного общества 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Введение | 2 |
Глава 1. Политическая этика как предмет теоретического анализа | 4 |
§ 1. Сущность, содержание и основные подходы к изучению политической этики | 4 |
§ 2. Исторические тенденции развития политической этики | 6 |
Глава 2. Основные направления развития политической этики на современном этапе | 9 |
§ 1. Основные проблемы и подходы определения соотношения морали и политики | 9 |
§ 2. Перспективы применения синтеза политики и морали как способа развития современного общества | 14 |
Заключение | 17 |
Список использованной литературы | 19 |
Введение
Актуальность темы исследования объясняется вызывающим все больший научный и практический интерес вопросом этико-политического регулирования современных общественных отношений.
Особую актуальность приобрела научная дискуссия о соотношении политики и морали, исследование вопросов внутреннего содержания указанных социальных регулятивных систем в современном обществе, практической реализуемости их требований и предписаний.
Исключительную важность приобретают вопросы формирования современных принципов и правил морали в политической практике, наращивание исследовательского и практического социально-политического потенциала политической этики, воздействия ее на политическое, правовое сознание и поведение политических субъектов, формирование конструктивного общественного мнения, задающего новые горизонты политического и социального развития.
Особая значимость указанных выше проблем для России возрастает в связи с тем, что в условиях внешнего цивилизационного кризиса и вовлеченностью в такие протекающие крайне противоречиво общемировые процессы, как формирование общепланетарных систем мирового политического порядка и поиск новой системы международных политических отношений, наша страна переживает сложные внутренние политические процессы.
Теоретической и методологической основой исследования явились классические труды крупнейших мыслителей прошлого: Платон, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, И. Бентам, Г. Спенсер, Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер и др., а также труды современных отечественных авторов А.А. Гусейнова, Р.Г.Апресяна, Ю.Н.Давыдова, А.В. Разина, В.И. Бакштановского, Ю.В. Согомонова, Ю.Н. Солонина, О.Г. Дробницкого, Л.В. Максимова, В.Н. Назарова, А.Ф. Прокофьева, В.А. Канке, С.С. Хоружиего, К.С. Гаджиева, Р.Т. Мухаева и др.
Цель исследования – в контексте рассмотрения вопросов о соотношении политики и морали обосновать возможность синтеза политики и морали в современной политической практике.
В соответствии с изложенной целью ставятся следующие задачи:
- уточнение основных научных категорий и понятий, связанных с определением соотношения политики и морали;
- осуществление критического анализа основных научных и философских подходов к обсуждению проблем политики и морали;
- раскрытие внутренней структуры и содержания политики и морали как базовых социальных регулятивных систем, рассмотрение характера взаимосвязи ценностей и интересов как основных элементов указанных систем;
- обоснование возможности синтеза политики и морали как метода формирования содержательной гуманитарной политики и разрешения внешних и внутренних современных политических противоречий современного развития общества.
Объектом исследования являются общественно-политические отношения как область формирования новых нравственных и политических идей, ценностей и целевых установок личности в современном обществе.
Предметом
исследования является процесс развития
политической этики в системе регулирования
общественно-политических отношений на
современном этапе.
Глава 1. Политическая этика как предмет теоретического анализа
§ 1. Сущность, содержание и основные подходы к изучению
политической этики.
Морально-этические ценности и нормы пронизывают практически все сферы жизни людей. Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то ее невозможно отделить от этики и морали, тем более противопоставлять им. Мораль (от лат. moralis - нрав, нравственный) - одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Моральные ценности и нормы, имеющие касательство к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику.
Основные концептуальные подходы, определяющие содержание и место политической этики в системе гуманитарных наук большинством авторов актуализируются через понятия «политика» и «мораль», но при этом присутствуют определенные разногласия. Наиболее известная и распространенная позиция состоит в том, что понятия «политика» и «мораль» являют собой обобщенные категории, отражающие специфику, как политики, так и морали как особых сфер общественной жизни, основных социальных регуляторов поведения в обществе. Данный подход позволяет осуществить анализ каждой из регулятивных систем, но при этом являет свою слабость при решении практических вопросов поведения политического субъекта в конкретной ситуации.
Другая точка зрения рассматривает соотношение политики и морали не через категориальную диаду «политика – мораль», а через триаду «политика – мораль – этика», разводя сферу должного и благого (П. Рикер). Положительной стороной данного подхода выступает различение морали и теоретической формой ее изучения, но в ходе дальнейшего углубления в проблематику различия между моралью и этикой стираются и политика признается «сферой осуществления стремления к благой жизни».
По мнению отдельных авторов, соотношение политики и морали следует выражать через сложную многоуровневую систему отношений: «политика – этика – политика – мораль» (И.И. Кравченко). Суть данного подхода состоит в различении этноса и нравственности (моральности). Этос фиксирует намерение, установку, интенцию, определяющую содержание политики, нацеленность на цели и задачи, а нравственность задает моральный модус политического действия. Таким образом, этос и моральное содержание одного и того же политического действия, одной и той же политики, не совпадают. В этом плане вызывает интерес предложенная детализация политической этики, где разделяются интенциональная этика (этические начала политики и власти, определяющие их цели, смысл и формы политического действия), этика долженствования (сознание и реализация того или иного долга) и нормативная этика (определение и обоснование какой-либо нормы). Но данный подход не являет собой принципиально новой точки зрения на проблему соотношения политики и морали, а представляет собой не что иное, как продолжение научной дискуссии о первоочередной важности результатов или мотивов (стремлений) морального действия.
Наиболее
приемлемым является введение различения
понятий «политика», «мораль», «нравственность»,
«политическая этика». Введение данных
категорий продиктовано, прежде всего,
необходимостью решения практических
задач урегулирования поведения политического
субъекта в политической практике, в процессе
принятия конкретного решения. Политика
рассматривается как сфера выработки
и принятия общеобязательных правил поведения,
а выделение морали и нравственности в
качестве отдельных категорий осуществлено
для различения сложившихся в обществе
моральных требований и области осуществления
нравственно-ценностного выбора в процессе
принятия политических решений. Такое
различение позволяет определить характер
взаимосвязи политики и морали, охарактеризовать
процесс реализации нравственных ценностей
в политической практике. Политическая
этика в данном контексте представляется
как научная теория, направленная на исследование
вышеуказанных вопросов, как философская
наука объектом которой являются проявления
морали в политической жизни.
§ 2. Исторические тенденции
развития политической этики.
Можно выделить смысловые позиции в развитии политической этики, включающие в себя такие исторические периоды как: Античность, этика Н. Макиавелли, этика Нового времени, политическая мысль XX века, современные направления политической этики.
Античность (Платон, Аристотель) как этап развития политической этики, характеризуется пониманием единства этики и политического действия, где политика является естественным продолжением этики. Изучение вопросов политики и морали прошло длительный период эволюции от изучения представлений об идеальном государстве, к созданию которого нужно стремиться, до обсуждения вопросов высшего и общего блага в обществе, причин и предпосылок возникновения государств, исследования свойств реально существующих государств, задачи их классификаций.
В качестве следующего подхода к развитию политической этики выделен этап, связанный с деятельностью итальянского политического деятеля Н. Макиавелли. Философская концепция Макиавелли, подразумевающая «не принимать во внимание никаких соображений о том, что справедливо и что не справедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти существование и спасение родины», оказала сильнейшее влияние на развитие представлений о соотношении политики и морали на последующее время. В рамках указанных представлений мораль во многом выступает в качестве обслуживающей политику регулятивной системы, очень часто мораль представляется в качестве фактора, который может ввести политика в заблуждение относительно соотношения целей и средств принимаемых решений и, в конце концов, привести к гибели его и государства, которое он защищает.
Политическая философия Нового времени представлена трудами английских философов и политиков Т. Гоббса и Дж. Локка, авторов теории «общественного договора». По Гоббсу при помощи общественного договора толпа людей превращается в организованное сообщество и образует государство, «воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты». По Локку «главной обязанностью государства, возникшего из общественного договора, является соблюдение «естественного права», защита собственности его граждан. Таким образом, внимание философии и политической этики Нового времени было приковано более к вопросам основополагающих принципов и целей государства, роли политики и права.
В течение XIX века политическая этика вытесняется на периферию политического знания, философская и политическая мысль начала XX века в лице одного из основателей современных социологии и политологии Макса Вебера сосредоточилась на обсуждении вопросов обеспечения свободы политической теории от ценностей и профессиональных качеств политика. По мнению Вебера «политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером... весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному». Во многом развитие данных представлений стало причиной возникновения сферы «малой политической этики», подразумевающей существование особых моральных требований к лицам, осуществляющим политическую деятельность.
Отдельно в рамках рассмотрения основных тенденций развития политической этики выделена российская философско-политологическая традиция, проанализированы идеи и теории, влиявшие на характер осуществляемой внешней и внутренней политики России на разных исторических этапах ее развития. Для русской философии характерны единство политических и моральных требований, сильное взаимовлияние и взаимопроникновение политики и морали, обсуждение которых остается актуальным для современного российского общества.
Современные концепции политической этики характеризуются противоречивыми тенденциями, некоторые авторы определяют современную ситуацию как «этический плюрализм в политике», то есть признания множества и разнообразия взглядов относительно соотношения политики и морали, их регулятивного значения. Так, по мнению Г. Алмонда «методология политических исследований характеризуется плюрализмом, который в своей основе эклектичен», именно поэтому относительно роли политической этики и ее роли в современном политическом знании существуют полярные позиции. Одна из них, логично вытекающая из концепции справедливости Дж. Роулза говорит о признании политической этики в качестве неотъемлемой части современного политического знания, а развитие концепций политической морали отказывают этической теории в действительности регулятивного воздействия морали на политику. Открытым и не менее важным вопросом остается вопрос о взаимосвязи теоретической науки и реального политического процесса, политической практики. Многие современные авторы указывают на тенденцию сокращения сферы публичной политики и выхолащивания ценностного содержания, что в свою очередь требует отдельного обсуждения вопросов совершенствования аппарата политической этики, придания ей нового познавательного и регулятивного импульса.