Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:44, реферат
На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.
Этапы формирования политической карты мира
Формы государственного устройства и правления. Независимые государства и несамоуправляющиеся территории.
Политическая карта мира: прогнозы 21 века
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Этапы формирования политической карты мира
Формы государственного устройства и правления. Независимые государства и несамоуправляющиеся территории.
Политическая карта мира: прогнозы 21 века
На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-
Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.
Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.
Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 - 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории. Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли - городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте - появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.
В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.
На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.
Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале ХХ века
Название | Отношение колоний к метрополиям | Метрополий по площади по населению |
| (превышение) | |
Великобритания | в 100 раз | в 8,8 раза |
Германия | в 5,2 раза | 21% |
Дания | в 5 раз | 4,2% |
Испания | 40% | 3,8% |
Италия | в 1,7 раза | 2,2% |
Нидерланды | в 67 раз | в 7,4 раза |
Португалия | в 21 раз | в 1,5 раза |
США | 24,4% | 11,6% |
Франция | в 21 раз | в 1,3 раза |
Бельгия | в 80 раз | в 2,8 раза |
*Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).
Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА
Все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.
НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни
особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.
МОНАРХИИ - форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека - царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).
Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько - Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.
В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских - парламентом. Фактически монархи "царствуют, но не управляют", превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы - Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 - в Океании, 3 - в Африке, 13 - в Азии, 12 - в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически - республика, формально - конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом - Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.
Страны мира с монархической формой правления
Зарубежная Европа | Зарубежная Азия | ||
Андорра | княжество | Бахрейн | эмират |
Бельгия | королевство | Бруней | султанат |
Ватикан | Папское государство (теократическая монархия) | Бутан | королевство |
Великобритания | королевство | Иордания | королевство |
Дания | королевство | Катар | эмират |
Испания | королевство | Кувейт | эмират |
Лихтенштейн | княжество | Малайзия | королевство |
Люксембург | великое герцогство | Непал | королевство |
Монако | княжество | ОАЭ | эмираты |
Нидерланды | королевство | Оман | султанат |
Норвегия | королевство | Саудовская Аравия | королевство |
Швеция | королевство | Таиланд | королевство |
|
| Япония | империя |
|
| Камбоджа | королевство |
Африка | Океания | ||
Лесото | королевство | Тонга | королевство |
Марокко | королевство |
|
|
Свазиленд | королевство |
|
|
РЕСПУБЛИКИ. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса, при проведении выборов. В президентских республиках, в отличие от парламентских, в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства. Президентскими республиками являются, например, США, Аргентина, Бразилия.
Административно-
Члены федерации в составе федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственной власти - флаг, гимн, конституцию, парламент. Члены федерации имеют общие союзные, или федеральные органы управления, армию.
Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедераций. Статус конфедерации, имеет по конституции только Швейцария хотя фактически, форма государственного устройства этой страны близка к федеративной.
Почти 3/4 государств мира - республики. Эту форму правления, как правило, избирали с начала 19 века страны Латинской Америки, добившиеся независимости, Россия после революции 1917 г., почти все бывшие колонии в Азии и Африки в середине 20 века. После 2-ой мировой войны республиками были провозглашены страны Восточной Европы, Италия, Греция, Египет, Эфиопия, Иран.
Число федеративных республик в мире - около 20; они создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия), или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралия, Федерация Микронезии).
Страны мира с федеративным административно-
Российская Федерация |
|
Зарубежная Европа | Африка |
Австрийская Республика | Федеральная Исламская Республика Коморские острова |
Королевство Бельгия | Федеративная Республика Нигерия |
Федеративная Республика Германия | Южно-Африканская Республика |
Швейцарская Конфедерация Союзная Республика Югославия |
|
Зарубежная Азия | Америка |
Республика Индия | Федеративная Республика Бразилия |
Малайзия | Республика Венесуэла |
Союз Мьянма | Канада |
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) | Мексиканские Соединенные Штаты |
Исламская Республика Пакистан | Соединенные Штаты Америки Аргентинская Республика |
Австралия и Океания |
|
Федеративные Штаты Микронезии Австралия |
|
Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) известнейший французский просветитель, представитель философской школы естественного права, считал форму государственного устройства функцией климата и размеров страны.
Обширные империи предрасположены к деспотическому правлению, ибо для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удаленность мест, куда рассылаются приказания уравновешивались быстротой их выполнения. Таким образом, маленькие государства по своей природе должны быть республиками, обширные империи находится под властью деспотов, средней величины - подчиняться монарху. Значит, для сохранения принципов правления, государство должно сохранять неизменным и свои размеры: государственный строй может измениться в зависимости от расширения или сокращения территории. Небольшие государства с демократическим устройством, как правило, погибают от внешнего врага, а большие - от внутренних проблем. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающую преимущества и достоинства республиканского правления с силой монархии. Такой формой правления Монтескье считал федерацию: как пространственно единый союз суверенных республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры не ценой утери демократии.
НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ТЕРРИТОРИИ
Великие географические открытия и захват европейскими державами земель в Новом Свете привели к появлению новых форм государственного устройства территорий, попавших в зависимость метрополий.
Термин территория в политической географии употребляется в настоящее время по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом; менее обжитым, освоенным, с ограниченными правами местного управления или к землям с неопределенным статусом (например, Западная Сахара).
К несамоуправляющимся территориям относятся колонии (страны, находящиеся под властью иностранного государства и лишенные политической и экономической самостоятельности), протектораты (при этой форме зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству-протектору).
Колониями официально считаются территории, официально включенные в список ООН, на них распространяется требование о предоставлении независимости. Не включены в "колониальный список" и "заморские департаменты", "свободно ассоциированные государства".
Современные колонии важны для метрополий, главным образом, с военно-стратегических позиций. Так, Великобритания продолжает удерживать Гибралтар на побережье Испании, Фолклендские (Мальвинские) острова, из-за которых в 1982г. разгорелся вооруженный конфликт между Великобританией и Аргентиной. "Заморской территорией" Франции считается Полинезия, где на о. Муруроа проводятся испытания ракетно-ядерного оружия в атмосфере. Во Французской Гвиане "заморском департаменте" Франции построен космодром.