Политическая культура и политическая социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 12:43, лекция

Описание

Проблема политической культуры занимает одно из ведущих мест в курсе политологии. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ!!!!.docx

— 42.48 Кб (Скачать документ)

1. Политическая  культура и политическая социализация

§1. Понятие политической культуры и ее структура. 
Функции политической культуры. 
§2. Политическая социализация. 

§1. Понятие политической культуры и ее структура

Проблема политической культуры занимает одно из ведущих мест в  курсе политологии. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение  людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение  человеком своего места в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание политической культуры открывает широкие возможности  для политического прогнозирования, успешного проведения грамотной  политики.

Что же такое политическая культура? Это довольно многогранное явление. Оно фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое отношения.

Сферой функционирования политической культуры является вся  политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны  с осуществлением власти и управления.

Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения  отдельных лиц и социальных общностей, культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. Разумеется, не все установки, убеждения, представления  и модели поведения, наблюдаемые  в политической жизни, являются элементами политической культуры. В этом, собственно, и смысл введения данного понятия, что оно охватывает лишь те проявления сознания и поведения, которые фиксируют  устойчивые, повторяющиеся связи  между элементами политического  процесса и тем самым закрепляют наиболее стабильные стороны политической практики.

Следуя от частного к общему, можно выделить политическую культуру личности, социальной группы, слоя, класса, национальной общности и т.д. Политико-культурные характеристики каждой из этих групп складываются из анализа их политического поведения на выборах, референдумах, при опросах общественного мнения, отношения к политическим институтам, политических знаний, политических учений и опыта, своеобразия политического менталитета, политических ценностных ориентаций и готовности следовать образцам политического поведения. По мере движения от частного к общему индивидуальные особенности становятся все менее заметными, в то время как общие и общечеловеческие черты политической культуры проявляются все более отчетливо.

Какое же определение можно  дать понятию политической культуры? В современной политологии нет  общепринятого определения данного  феномена. В зарубежных и отечественных  исследованиях насчитывается более 30 дефиниций. Одни ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы  политического поведения. Другие, наоборот, сводят ее лишь к политической деятельности, что тоже не совсем правомерно, поскольку  не всякая политическая деятельность строится по образцам культуры.

Несомненно, что политическая культура как общественное явление  находится на стыке политики и  культуры. Политика – это область  отношений между различными социальными  и этническими группами, а также  всех их вместе к государству по поводу власти. Под культурой же чаще всего понимается исторически  обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов  и способов активной творческой деятельности людей.

Политическая культура, базируясь  на том и другом, включает в себя ряд объективных и субъективных элементов. Ее объективную сторону  составляют реально существующие политические отношения, институты власти, политические ценности, традиции и нормы, регулирующие политические отношения. Вместе с тем  политическая культура включает в себя определенный уровень политического  сознания социальных групп, классов, различных  политических движений, способность  их к политическим действиям и  сами эти действия. Субъективная сторона  политической культуры включает в себя идеологический и психологический, эмоционально-волевой компоненты. Она формируется в процессе освоения человеком культурных ценностей общества.

Исходя из выше изложенного, политическая культура определяется чаще всего как система исторически  сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического  процесса. Можно дать и более сжатое определение: политическая культура –  это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся  в способах и результатах политической деятельности людей.

Таким образом, политическая культура не сводится лишь к знаниям и убеждениям. Она содержит систему способов реализации этих знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения политических субъектов, то есть наций, классов, социальных групп и т.д. Она характеризует способ существования этих субъектов, выступая при этом как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внутренней, органической частью. Вплетенная в контекст существующих общественно-политических отношений, систем социальной деятельности, политическая культура возникает, эволюционирует и в конечном счете "распадается" вместе с этим контекстом.

Общая ткань политической культуры группы, класса, народа как  бы сплетается из индивидуальных ниточек  политических культур личностей, а каждый гражданин, участвуя в политической жизни, воспринимая и передавая политическую информацию, поддерживая или осуждая то или иное политическое решение, участвует в создании и развитии политической культуры общества, к которой он принадлежит. Индивидуальная политическая культура трансформируется в групповую, профессиональную, национальную и тому подобную политическую культуру за счет механизма социального общения. Этот механизм обеспечивается посредством передачи, отбора и формирования социально значимых элементов, слагаемых политических культур отработки уже не индивидуальных, а общественно функциональных, важнейших репрезентативных и детерминирующих определенную социальную группу черт и факторов. Для осуществления этой функции особое значение имеют конституционные права и свободы граждан, а также средства массовой информации.

Какова структура политической культуры? В политологии по этому  вопросу существуют разные мнения. Все зависит от основания структурирования, того, какой критерий кладется в основу дифференциации (см.: Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. – М., 1990. – С. 26-38). Исследователи выделяют в ней прежде всего субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.

Не менее важно и  выделение объекта, на который направлены ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом может служить сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр.

Если структурировать  политическую культуру индивида, то здесь  следует выделить, прежде всего, политические знания и убеждения. Вместе с тем  овладение политической культурой  предполагает не только приобретение индивидом определенной суммы знаний и выработку прочных убеждений, но и способность человека к эффективным  политически действиям, качественное осуществление их в сфере политических отношений. Иначе говоря, политическая культура – это процесс накопления политических знаний, превращение этих знаний в убеждения и установки, а далее – их реализация в конкретной политической деятельности.

Некоторые исследователи  в структуре политической культуры вычленяют, прежде всего, политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень  политических отношений.

Другим ее элементом, с  их точки зрения, выступает культура политических отношений. Между политическим сознанием и политическими отношениями  существует диалектическая взаимосвязь  и вместе с тем между ними не следует ставить знак равенства. Политическое сознание оказывает огромное воздействие на политические отношения, оно, в конечном счете, определяет их.

Следующим элементом политической культуры общества выделяется культура взаимоотношения политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей. Решение  этих задач во многом зависит от стиля и методов работы государственных  органов, их взаимоотношений с массами.

Выделяется и такой  элемент политической культуры, как  национальные государственные символы. Ряд авторов считает эти символы  цементирующим элементом любой  политической системы и лежащей  в ее основе политической культуры.

Наконец, отмечается и такой  элемент рассматриваемого нами явления, как политические традиции, представляющие собой наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в политической жизни общества в течение длительного времени. Традиции политической деятельности создают ту историческую почву, на которой развивается политическая культура.

Польский политолог Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе, 2) оценку политических явлений,  
3) эмоциональную сторону политической позиции, 4) "образцы" политического поведения. По существу он использует градацию политической культуры, предложенную исследователями Г.Алмондом и С.Вербой.

Сторонник более широкой  трактовки рассматриваемого нами понятия  У.Розенбаум счел необходимым вычленить в политической культуре так называемые "компоненты ядра", то есть те элементы, которые играют весомую роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разделил на три основные группы.

Ориентации в отношении  правительственных структур – отношение  индивида (социальной группы, слоя и  т.д.) к политическому режиму, основным представительным институтам, его символам, официальным лицам и нормам.

"Политические идентификации", то есть сопричастность индивидов к "политическим единицам" – нациям, государству, городу и т.д., политическое доверие и "правила игры" (представления индивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни).

Политические ориентации в отношении собственной политической деятельности или "политическая компетентность" (участие индивида в гражданской жизни) и "политическая эффективность" (ощущение возможности оказать влияние на политический процесс).

Существуют и другие подходы  к структурированию политической культуры. Все их рассмотреть невозможно. Необходимо лишь иметь в виду, что, выделяя структурные элементы рассматриваемого феномена, неправомерно говорить о единой модели политической культуры применительно к различным регионам и народам. Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры, которая в любой стране проявляется в национально-специфических формах.

О политической культуре можно  вести речь в связи с анализом общества в целом, а также в  связи с анализом его отдельных  составных частей. В этом случае в рамках единой политической культуры общества можно выделить более или  менее автономные структурированные  образования, которые в политологии  именуются субкультурами. Речь идет о подсистемах политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенной группы или региона и отличающихся в  своей системной целостности  от ориентаций и моделей, присущим как  другим группам, так и в нации  в целом.

Политические субкультуры  формируются на разных основаниях. Они могут возникать на основе социально-классовых, национально-этнических, религиозно-политических и региональных различий. Возможно появление субкультур, обусловленных демографическими факторами. Например, молодежная, женская субкультуры  и др. Рядом исследователей в рамках политической культуры выделяются "элитная" и "массовая" субкультуры. Как  правило, национальная политическая культура и субкультура элиты совпадают.

Политическая культура общества не есть сумма политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие  политическое сознание и поведение  основной массы населения, те политические стереотипы, которые преобладают  в данном обществе.

Функции политической культуры

Каковы функции политической культуры? Прежде всего, необходимо иметь  в виду, что политическая культура обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы  политических отношений. При этом накапливается  опыт, необходимый как для функционирования официальных структур, прежде всего  государства, так и для ограждения вмешательства государства в  жизнь семьи, общины, корпорации и  т.д. Следует отметить также, что  в рамках политической культуры опыт не только накапливается, но и как  бы освящается, включаясь в традицию.

Следующей функцией политической культуры является упорядочивание и  регулирование политических отношений. В данном случае культура вторгается, часто принудительным образом, в  повседневную жизнь человека. Посредством  норм и предписаний общественная жизнь приобретает упорядоченность  и целесообразность.

Одна из важнейших функций  политической культуры – воспитательная. Она проявляется в политическом формировании личности на основе ценностей, соответствующих интересам и целям тех или иных классов, социальных групп.

Иногда в качестве самостоятельной  выделяется познавательная функция политической культуры. Суть ее состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его успешной деятельности в сфере политики. Речь идет о знании законов и принципов, определяющих общественное развитие способов, методов и средств управления социальными процессами, функционирования политической системы и т.п.

Некоторые исследователи  выделяют такие функции, как нормативная, коммуникативная и сигнификативная. Нормативная функцияслужит обеспечению стабильности политической системы и направлена на обеспечение посредством использования политических норм такого поведения граждан, которое служило бы эффективному достижению ее цели. Представляющие собой единообразные правила поведения в политическом процессе, политические нормы призваны упорядочивать повторяющиеся действия механизмов политической системы общества, делая его функционирование более предсказуемым и организованным.

Коммуникативная функция политической культуры служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой – в национальную, национальной – в общечеловеческую. Она способствует мобилизации крупных общностей на реализацию масштабных социально-значимых целей. Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание различных слоев общества, хотя и не гарантирует их от столкновений между собой.

Сигнификативная функция (от лат. – приписывать значение) вытекает из того, что действия, обычаи и явления приобретают политико-культурное значение лишь в конкретном политическом и историческом контексте, занимая свое место в системе ценностей и поведенческих ориентиров людей. Такие элементы политической культуры выделяются из обыденной жизни и приобретают символическое значение, начиная жить уже своей собственной, иногда окрашенной мифическими красками жизнью. Так, с годами оторвались от своих носителей имена Христа, Будды, Ленина и превратились в своеобразные легенды, имеющие громадное политико-культурное значение. Иногда эти сигнификативные символы приводят к жестокой политической борьбе.

Важной характеристикой  политической культуры является ее типология. Какие бывают типы политической культуры? По этому вопросу существуют разные точки зрения. Некоторые политологи выделяют два основных типа политической культуры:тоталитарный и плюралистический. Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества. Эти идеи определили практические установки на недопущение открытого проявления специфических целей и интересов различных социальных групп, на вытеснение из политической жизни возможности выбора, любой альтернативности.

Важной особенностью тоталитарной политической культуры является культ борьбы, используемый в качестве универсального метода в решении и созидательных и разрушительных задач. Отсюда ориентация на конфронтацию, на решение сложных проблем с позиций силового давления и воспитание таких качеств, как нетерпимость к малейшему инакомыслию. И, наоборот, стремление к компромиссу и консенсусу, к учету позиций и интересов каждой из взаимодействующих сторон рассматривается в рамках данного типа культуры как признак слабости.

Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм политической деятельности. При этом в обществе преобладает убежденность, что все необходимые и желательные перемены могут быть интегрированы в существующую политическую систему. В общественном сознании укрепляется вера в то, что жизнеспособная демократия немыслима без легальной политической оппозиции. В то же время уважение прав политического меньшинства сочетается с лояльностью по отношению к воле большинства.

Неотъемлемыми чертами плюралистической культуры являются высокое место  демократии в иерархической структуре  ценностей, наличие прочных установок  на демократические принципы и нормы  жизни, формирование демократических  навыков и традиций. Этот тип культуры включает в себя признание необходимости  и неизбежности плюрализма, толерантность  к инакомыслию и инакомыслящим.

Известный политолог Э.Я. Баталов придерживается точки зрения о том, что на протяжении веков  человечество выработало два основных цивилизованных механизма, действие и  взаимодействие которых оказывает  существенное влияние на все стороны  материальной и духовной жизни общества. Эти механизмы – рынок и  государство. Их функционирование и  структура не могут не находить отражения  и проявления в политической структуре  общества. В соответствии с этим он вычленяет два типа политической культуры: рыночную и этатистскую. (Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества...– С. 52-53).

Рыночная культура, по мнению Э.Я. Баталова, – это культура, ориентирующая на подход к политическим процессам и проблемам как к актам свободного обмена деятельностью и ее продуктами между свободными товаропроизводителями. Политика с этой точки зрения есть разновидность бизнеса, а политические решения – разновидность, хотя и весьма своеобразная, торговой сделки.

Основными элементами рыночной политической культуры являются: ориентация на конкурентную борьбу как универсальный  принцип функционирования и развития общественного организма, индивидоцентристская установка, для которой высшей целью и ценностью является партикулярное (индивидуальное) существование, ориентация на спонтанность, естественность, саморегулирование в отправлении политических и иных функций.

Этатистская политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем и контроль над политическими процессами с действием механизмов государственного регулирования. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов.

Таковы два идеальных  полярных типа, которые в чистом виде почти не встречаются, но логически  образуют те полюса, между которыми располагаются, тянутся то к одному, то к другому полюсу реальные политические культуры.

Американские политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых вида политической культуры – патриархальную, подданническую, активистскую и три смешанных типа – патриархально-подданническую, подданническо-активистскую и патриархально-активистскую, которые получаются из смешения чистых типов.

Что представляет собой патриархальная политическая культура? Это политическая культура, существующая в обществе, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В таком обществе нет специализированных политических ролей. Они выступают как некая недифференцированная совокупность. Поэтому политические ориентации членов этого общества неотделимы от религиозных и социальных. В рамках этой культуры не имеется установок на ее изменение. Характерной чертой этой политической культуры является полное отсутствие у подданных интереса к политической системе.

Подданническая  политическая культура (или "культура подчинения") характеризуется "высокой частотностью ориентаций" в отношении дифференцированной политической системы. Однако члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.

В активистской политической культуре (или "культуре участия") все ориентации достигают "высокой частотности". Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в ее деятельности.

В реальной политической практике, как отмечают  
Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуется уже три названных типа смешанных культур.

Первый из них – патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти. Это было характерно, например, для Западной Европы в период становления абсолютных монархий. Члены общества отдавали предпочтение центральным институтам власти, а не местным.

Второй тип – подданнически-активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированой на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления. Например, политическая культура этого типа имела место во Франции, Германии и Италии конца XIX – начала XX вв.

Третий тип – патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью. По мере продвижения политической системы в сторону демократии происходит адаптация патриархальной и подданнической культуры к, так называемой, партисипаторной.

Оптимальным вариантом, с  точки зрения Г. Алмонда и  
С. Вербы, является смешанный тип политической культуры, который они предложили назвать "культурой гражданина". Это в своей основе активистская культура, интегрирующая определенные элементы патриархальной и подданнической культур. "Культура гражданина", по их мнению, наиболее характерна для буржуазно-демократических систем, она способствует нормальному их функционированию и образует основу их стабильности. Американская и английская системы признаются авторами наиболее типичными и стабильными демократическими системами.

В коммунистических странах  за годы строительства социализма сложилась  соответствующая политическая культура. Культура, построенная на фактическом  игнорировании права и закона в пользу авторитета партийно-государственных  структур и возглавляющих их вождей. Культура, ориентированная не на человека-гражданина, а на государство-партию, основанная на жестком подчинении меньшинства  большинству, периферии – центру, нижестоящих – вышестоящим. Культура, безжалостно уничтожающая проявления всякой автономии, абсолютно лишенная толерантности и ориентации на политический плюрализм.

Ныне наше общество объективно заинтересовано в ускорении перехода к плюралистической политической культуре. Однако ему предстоит пройти еще  длительный путь, на котором в качестве доминирующего типа будет выступать  пока что фрагментарная политическая культура, являющаяся как бы слепком  состояния раскола общества. И  только позже у нас может сформироваться подлинный плюрализм.

§2. Политическая социализация

Политическая культура выступает  важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под политической социализацией понимается также совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация может быть представлена и как способ регулирования и воспроизводства политических отношений. В процессе социализирующих действий через ее агентов задаются и легитимируются определенные образцы политического поведения и политической активности, политической культуры и политического сознания. Короче говоря, политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.

Почему в демократическом обществе политической социализации придается большое значение? Это связано, прежде всего, с тем, что при нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций. Американские политологи называют этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном процессе политической социализации осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь. Как уже отмечалось, благодаря политической социализации, в конечном счете, ставится цель обеспечить политическую стабильность, равновесие и устойчивость политической системы.

Наконец, что касается роли социализации в регулировании и  воспроизводстве политических отношений, то последнее действительно формируется  под воздействием социализирующих  факторов, прежде всего культуры. Однако выделение элемента культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса. Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и  усваивают образцы политического  поведения и политической активности. Они учатся сохранять и трансформировать унаследованный опыт, преобразуя тем  самым себя и окружающий мир.

Все изложенное позволяет  сделать вывод о том, что социализация человека в сфере политики представляет двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой – преобразование их в  свои собственные ценностные ориентации и установки. В итоге формируется  социально-политическая зрелость индивида и способность участвовать в  политических процессах.

Таким образом, в результате политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы  политического поведения. Они становятся для него той самой опорой, которая  формирует стиль его политической деятельности. В этом смысле социализация выступает как процесс политического  формирования и политического воспитания человека.

Подытоживая все сказанное, политическую социализацию можно определить как процесс вовлечения личности в политику и функционирования в  ней. В этом процессе человек обретает познания, представления, связанные  с существующей политической системой, вырабатывает свое отношение к ней. Различные формы политической ориентации вплетаются в сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни индивида.

Социализация как процесс  может осуществляться напрямую посредством  участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей родителям  в политических предпочтениях. Как  уже отмечалось, в социализации индивид  не является полностью пассивным  объектом, но он и не единственно  действующий субъект. Индивиды и  социализируют себя, и социализируются  извне.

Каждому историческому типу политической социализации соответствует  определенный идеал "политического  человека", степень вовлеченности  его в политику, степень активности, развитости политического сознания, идентификации с политическими  партиями, группами, организациями  и т.д. Этот идеал отражается в  теоретических концепциях политологов  и в практике вовлечения людей  в политическую жизнь.

Итак, социализация ставит перед  собой две главные задачи. Первая – привить людям устойчивые образцы  поведения, что способствует укреплению власти, порядка в обществе, его  интеграции и предотвращению отклонений от признанных обществом норм и образцов. В таком понимании политическая социализация предполагает жесткую  зависимость индивидов от социальных стандартов. В свою очередь, это несет в себе потенциальную угрозу самостоятельному развитию личности, ведет к подчинению ее власть имущим. Это характерно для тоталитарных и авторитарных обществ.

Однако социализация предполагает и другую установку, которая также  вытекает из объективной потребности  общества в объединении политических субъектов, но уже на основе согласования и единства их политических интересов  и целей. Это характерно для развития демократических политических систем.

Американские политологи различают социализацию горизонтальную и вертикальную. Под вертикальной политической социализацией они  подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения  к младшему, от дедов к отцам  и сыновьям. Горизонтальная социализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей. Иными словами, представители одного поколения тоже влияют друг на друга.

Люди, живущие в обществе, должны уметь приспособиться к политическим, культурным и социальным институтам, которые они унаследовали (по вертикали), а также уметь приспособиться друг к другу в настоящее время (по горизонтали). Говорят, человек "хорошо подготовлен" к жизни, если он приспосабливается  ко всеобщей модели гармонично, и "плохо подготовлен", если он отклоняется от определенных стандартов.

Все это говорит о том, что если политическая система хочет  сохранить себя, существующее поколение  должно повториться в младшем  поколении. Это вертикальная стабилизация устойчивости политической системы. В  стабильном обществе у членов правящей верхушки существует сходство взглядов. Функция социализации – движение к гармонии взглядов и поведения  данного поколения.

Существуют два уровня политической социализации. Первичный  – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек  включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций.

Принято считать, что политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом  и социальном. Биологический уровень  личности оказывает немаловажное воздействие  на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого  уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние  здоровья и т.д. Например, свойства нервной  системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению  не только отдельной личности, но и  масс в целом.

Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень  в структуре личности и оказывают  влияние на политического сознание и поведение человека. Скажем, без  воли как наиболее осознанного психологического элемента невозможно личности добиться целей в любой сфере деятельности. В политике же воля – это не просто упорство в достижении поставленных целей, но и способность встать над  личными пристрастиями, симпатиями и антипатиями, а также групповыми интересами.

Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными  установками и ориентациями. Они  усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.

Общеизвестно, что социализация сопутствует человеку всю сознательную жизнь. Приобретенные политические представления и установки не остаются неизменными, они видоизменяются и корректируются под воздействием личного политического опыта.

Нынешний переломный период в развитии нашей республики оказывает  на политическую социализацию весьма противоречивое воздействие. С одной  стороны, в целях стабильности общество нуждается в усилении интеграционных связей, в том числе между поколениями, с другой – рушатся многочисленные стереотипы и догмы прошлого, происходит отрицание норм тоталитарно-авторитарной политической культуры.

Через какие стадии происходит процесс политической социализации? Некоторые политологи выделяют четыре этапа: дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой периоды, другие – три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.

На начальном этапе, в  детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как  власти, закон, государство, права и  обязанности и др. Естественно, что  это знакомство происходит в кругу  семьи, в школе, в соответствующих  возрастных группах. Своеобразие данного  этапа состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам. Американские политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре периода в социализации детей:  
1) политизация, то есть восприимчивость к политике; 2) персонализация, когда какие-нибудь авторитетные фигуры служат как бы точкой соприкосновения ребенка и системы; 3) идеализация политических властей: ребенок воспринимает их как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учатся их любить (или ненавидеть); 4) институциализация: ребенок переходит от персонализированного представления к институционному, обезличенному представлению о политической системе (Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. 1. Пер. с французского. – М., 1992. – С. 160).

Следующий этап – это период сложившихся политических представлений  и предпочтений индивида. Это также  наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни.

Третья стадия связана  чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью  и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое  отношение к политическим новациям и реформам.

Каковы же основные средства политической социализации личности? В рамках любой политической системы  действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том  числе политическая социализация. Одним  из таких институтов является, прежде всего, семья. Семья – это первое для ребенка окно во внешний мир, первый контакт с политикой и  властью. В западной политологии семья называется "ключевым агентом", через который политическая культура передается от одного поколения к другому (Dawson R.E., Prewitt K. Political Socialization. – Boston, 1969. – Р. 107). В силу своей интимности, доверительности социализирующая роль семьи огромна. Благодаря этому она способна "перекрыть" все другие виды социализирующего воздействия на личность. Вместе с тем необходимо отметить некоторую консервативность семейного влияния в деле социализации. Семья может передавать политические установки, которые уже не соответствуют изменившимся условиям, мешают пластичности в политических ориентациях.

Другим важным средством  политической социализации является школа  и иные учебные заведения. Они  оказывают влияние на процесс  социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там  устанавливаются. Своеобразие этого "агента" социализации состоит  в том, что учебные заведения  могут осуществлять политическое воспитание целенаправленно через учебные  программы и соответствующий  подбор педагогов. Короче говоря, в  процессе образования проще всего  осуществляется целенаправленная передача накопленных прошлыми поколениями  знаний и культурных ценностей, и  создается возможность свободного отбора индивидами сообщаемой информации.

Значительное влияние  на политическую социализацию молодежи оказывают сверстники, или "родственные  группы", как их называют на Западе. К ним относятся школьные друзья, коллеги, приятельские "кланы" и  т.д. Сила социализирующего влияния  этих групп вытекает из тех же факторов, которые определяют социализирующее  влияние семьи, а именно: тесные контакты и доверительные отношения.

В качестве важного средства политической социализации выступают  партии и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан.

Наконец, эффективным "агентом" политической социализации являются средства массовой информации. Во всех технологически развитых странах они играют большую  непосредственную, а еще больше –  косвенную роль в формировании политических взглядов и умонастроений людей. Они же чаще всего используются властью  в качестве средств манипуляций  политическим сознанием и поведением граждан. Отличительной особенностью данного средства политической социализации является то, что СМИ способны воздействовать на огромное количество людей в максимально короткий промежуток времени (см.: Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. Ч. 2. – М., 1992. –  С. 173).

Могут быть и другие средства политической социализации. При этом важно иметь в виду: если воздействия  от различных средств социализации совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. В обществе наблюдается политическая стабильность. И наоборот, если граждане воспринимают противоречивую информацию и сомнительные установки, исходящие от разных "агентов" политической социализации, в таком  случае могут возникать политические волнения, конфликты и кризисы.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, политическая культура выступает важным фактором социализации человека, с другой – социализация является необходимым средством повышения политической культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом.




Информация о работе Политическая культура и политическая социализация