1. Политическая
культура и политическая социализация
§1. Понятие политической
культуры и ее структура.
Функции политической культуры.
§2.
Политическая социализация.
§1. Понятие политической
культуры и ее структура
Проблема политической культуры
занимает одно из ведущих мест в
курсе политологии. Политическая культура
прямо либо косвенно влияет на поведение
людей и деятельность их организаций,
на восприятие населением явлений внутренней
и международной политики, оценку
политических систем и режимов, определение
человеком своего места в политической
сфере общественной жизни. В силу
этого знание политической культуры
открывает широкие возможности
для политического прогнозирования,
успешного проведения грамотной
политики.
Что же такое политическая культура? Это довольно
многогранное явление. Оно фиксирует
уровень и характер политических знаний,
оценок и действий людей, а также содержание
и качество духовных ценностей, традиций,
норм, регулирующих политическое отношения.
Сферой функционирования
политической культуры является вся
политическая жизнь общества, охватывающая
все те общественные отношения, воззрения,
виды деятельности, которые связаны
с осуществлением власти и управления.
Охватывая все сферы политической
жизни, политическая культура включает
в себя культуру политического сознания,
культуру политического поведения
отдельных лиц и социальных общностей,
культуру функционирования существующих
в рамках данной системы политических
институтов и организаций. Разумеется,
не все установки, убеждения, представления
и модели поведения, наблюдаемые
в политической жизни, являются элементами
политической культуры. В этом, собственно,
и смысл введения данного понятия,
что оно охватывает лишь те проявления
сознания и поведения, которые фиксируют
устойчивые, повторяющиеся связи
между элементами политического
процесса и тем самым закрепляют
наиболее стабильные стороны политической
практики.
Следуя от частного к общему,
можно выделить политическую культуру
личности, социальной группы, слоя, класса,
национальной общности и т.д. Политико-культурные
характеристики каждой из этих групп складываются
из анализа их политического поведения
на выборах, референдумах, при опросах
общественного мнения, отношения к политическим
институтам, политических знаний, политических
учений и опыта, своеобразия политического
менталитета, политических ценностных
ориентаций и готовности следовать образцам
политического поведения. По мере движения
от частного к общему индивидуальные особенности
становятся все менее заметными, в то время
как общие и общечеловеческие черты политической
культуры проявляются все более отчетливо.
Какое же определение можно
дать понятию политической культуры?
В современной политологии нет
общепринятого определения данного
феномена. В зарубежных и отечественных
исследованиях насчитывается более
30 дефиниций. Одни ограничивают политическую
культуру сферой политического сознания,
не включая в ее содержание образцы
политического поведения. Другие, наоборот,
сводят ее лишь к политической деятельности,
что тоже не совсем правомерно, поскольку
не всякая политическая деятельность
строится по образцам культуры.
Несомненно, что политическая
культура как общественное явление
находится на стыке политики и
культуры. Политика – это область
отношений между различными социальными
и этническими группами, а также
всех их вместе к государству по
поводу власти. Под культурой же
чаще всего понимается исторически
обусловленный динамический комплекс
постоянно обновляющихся во всех
сферах общественной жизни форм, принципов
и способов активной творческой деятельности
людей.
Политическая культура, базируясь
на том и другом, включает в себя
ряд объективных и субъективных
элементов. Ее объективную сторону
составляют реально существующие политические
отношения, институты власти, политические
ценности, традиции и нормы, регулирующие
политические отношения. Вместе с тем
политическая культура включает в себя
определенный уровень политического
сознания социальных групп, классов, различных
политических движений, способность
их к политическим действиям и
сами эти действия. Субъективная сторона
политической культуры включает в себя
идеологический и психологический, эмоционально-волевой
компоненты. Она формируется в процессе
освоения человеком культурных ценностей
общества.
Исходя из выше изложенного,
политическая культура определяется чаще
всего как система исторически
сложившихся, относительно устойчивых
и воплощающих опыт предшествующих
поколений людей установок, убеждений,
представлений и моделей поведения,
проявляющихся в непосредственной
деятельности субъектов политического
процесса. Можно дать и более сжатое
определение: политическая культура –
это совокупность политических знаний,
убеждений и принципов, проявляющихся
в способах и результатах политической
деятельности людей.
Таким образом, политическая культура не сводится
лишь к знаниям и убеждениям. Она содержит
систему способов реализации этих знаний,
ценностных ориентаций, образцов поведения
политических субъектов, то есть наций,
классов, социальных групп и т.д. Она характеризует
способ существования этих субъектов,
выступая при этом как объективная данность,
являющаяся не простым внешним отражением
существенных черт политического процесса,
но его внутренней, органической частью.
Вплетенная в контекст существующих общественно-политических
отношений, систем социальной деятельности,
политическая культура возникает, эволюционирует
и в конечном счете "распадается"
вместе с этим контекстом.
Общая ткань политической
культуры группы, класса, народа как
бы сплетается из индивидуальных ниточек
политических культур личностей, а каждый
гражданин, участвуя в политической жизни,
воспринимая и передавая политическую
информацию, поддерживая или осуждая то
или иное политическое решение, участвует
в создании и развитии политической культуры
общества, к которой он принадлежит. Индивидуальная
политическая культура трансформируется
в групповую, профессиональную, национальную
и тому подобную политическую культуру
за счет механизма социального общения.
Этот механизм обеспечивается посредством
передачи, отбора и формирования социально
значимых элементов, слагаемых политических
культур отработки уже не индивидуальных,
а общественно функциональных, важнейших
репрезентативных и детерминирующих определенную
социальную группу черт и факторов. Для
осуществления этой функции особое значение
имеют конституционные права и свободы
граждан, а также средства массовой информации.
Какова структура политической
культуры? В политологии по этому
вопросу существуют разные мнения.
Все зависит от основания структурирования,
того, какой критерий кладется в основу
дифференциации (см.: Баталов Э.Я. Политическая
культура современного американского
общества. – М., 1990. – С. 26-38). Исследователи
выделяют в ней прежде всего субъект и
объект. Субъектом политической культуры может
выступать как индивид с его установками,
ценностями, предпочтениями, так и различные
социальные группы: классы, нации, народности
и т.д. На каждом из этих уровней субъект
политической культуры – это носитель
и хранитель определенных политических
ценностей.
Не менее важно и
выделение объекта, на который направлены
ориентации и убеждения субъекта. Таким
объектом может служить сама политическая
система и ее отдельные компоненты: политический
режим, политические институты, партии,
организации и пр.
Если структурировать
политическую культуру индивида, то здесь
следует выделить, прежде всего, политические
знания и убеждения. Вместе с тем
овладение политической культурой
предполагает не только приобретение
индивидом определенной суммы знаний
и выработку прочных убеждений,
но и способность человека к эффективным
политически действиям, качественное
осуществление их в сфере политических
отношений. Иначе говоря, политическая культура – это процесс
накопления политических знаний, превращение
этих знаний в убеждения и установки, а
далее – их реализация в конкретной политической
деятельности.
Некоторые исследователи
в структуре политической культуры
вычленяют, прежде всего, политическое
сознание, политические теории и доктрины.
Эти духовные элементы политической
культуры отражают достигнутый уровень
политических отношений.
Другим ее элементом, с
их точки зрения, выступает культура
политических отношений. Между политическим
сознанием и политическими отношениями
существует диалектическая взаимосвязь
и вместе с тем между ними не
следует ставить знак равенства.
Политическое сознание оказывает огромное
воздействие на политические отношения,
оно, в конечном счете, определяет их.
Следующим элементом политической
культуры общества выделяется культура
взаимоотношения политических учреждений
с массами, которые аккумулируют
и направляют волю и энергию социальных
групп и классов на достижение
поставленных политических целей. Решение
этих задач во многом зависит от
стиля и методов работы государственных
органов, их взаимоотношений с массами.
Выделяется и такой
элемент политической культуры, как
национальные государственные символы.
Ряд авторов считает эти символы
цементирующим элементом любой
политической системы и лежащей
в ее основе политической культуры.
Наконец, отмечается и такой
элемент рассматриваемого нами явления,
как политические традиции,
представляющие собой наследие, передающееся
от поколения к поколению и сохраняющееся
в политической жизни общества в течение
длительного времени. Традиции политической
деятельности создают ту историческую
почву, на которой развивается политическая
культура.
Польский политолог Вятр
в структуре политической культуры выделяет четыре
основных компонента: 1) знания о политике,
политической системе, 2) оценку политических
явлений,
3) эмоциональную сторону политической
позиции, 4) "образцы" политического
поведения. По существу он использует
градацию политической культуры, предложенную
исследователями Г.Алмондом и С.Вербой.
Сторонник более широкой
трактовки рассматриваемого нами понятия
У.Розенбаум счел необходимым вычленить
в политической культуре так называемые
"компоненты ядра", то есть те элементы,
которые играют весомую роль в формировании
политической культуры нации. Эти компоненты
он разделил на три основные группы.
Ориентации в отношении
правительственных структур – отношение
индивида (социальной группы, слоя и
т.д.) к политическому режиму, основным
представительным институтам, его символам,
официальным лицам и нормам.
"Политические идентификации",
то есть сопричастность индивидов к "политическим
единицам" – нациям, государству, городу
и т.д., политическое доверие и "правила
игры" (представления индивида о том,
каким правилам он должен следовать в
гражданской жизни).
Политические ориентации
в отношении собственной политической
деятельности или "политическая компетентность"
(участие индивида в гражданской жизни)
и "политическая эффективность" (ощущение
возможности оказать влияние на политический
процесс).
Существуют и другие подходы
к структурированию политической культуры.
Все их рассмотреть невозможно. Необходимо
лишь иметь в виду, что, выделяя структурные
элементы рассматриваемого феномена,
неправомерно говорить о единой модели
политической культуры применительно
к различным регионам и народам. Каждой
общественно-политической системе соответствует
базисная модель политической культуры,
которая в любой стране проявляется в
национально-специфических формах.
О политической культуре можно
вести речь в связи с анализом
общества в целом, а также в
связи с анализом его отдельных
составных частей. В этом случае
в рамках единой политической культуры
общества можно выделить более или
менее автономные структурированные
образования, которые в политологии
именуются субкультурами. Речь идет
о подсистемах политических ориентаций
и моделей политического поведения,
характерных для определенной группы
или региона и отличающихся в
своей системной целостности
от ориентаций и моделей, присущим как
другим группам, так и в нации
в целом.
Политические субкультуры
формируются на разных основаниях.
Они могут возникать на основе
социально-классовых, национально-этнических,
религиозно-политических и региональных
различий. Возможно появление субкультур,
обусловленных демографическими факторами.
Например, молодежная, женская субкультуры
и др. Рядом исследователей в рамках
политической культуры выделяются "элитная"
и "массовая" субкультуры. Как
правило, национальная политическая культура
и субкультура элиты совпадают.
Политическая культура общества
не есть сумма политических субкультур.
Она вбирает в себя наиболее устойчивые,
типичные признаки, характеризующие
политическое сознание и поведение
основной массы населения, те политические
стереотипы, которые преобладают
в данном обществе.
Функции политической
культуры
Каковы функции политической
культуры? Прежде всего, необходимо иметь
в виду, что политическая культура
обеспечивает накопление и передачу
политического опыта, что необходимо
для поддержания устойчивости системы
политических отношений. При этом накапливается
опыт, необходимый как для функционирования
официальных структур, прежде всего
государства, так и для ограждения
вмешательства государства в
жизнь семьи, общины, корпорации и
т.д. Следует отметить также, что
в рамках политической культуры опыт
не только накапливается, но и как
бы освящается, включаясь в традицию.
Следующей функцией политической
культуры является упорядочивание и
регулирование политических отношений.
В данном случае культура вторгается,
часто принудительным образом, в
повседневную жизнь человека. Посредством
норм и предписаний общественная
жизнь приобретает упорядоченность
и целесообразность.
Одна из важнейших функций
политической культуры – воспитательная. Она проявляется
в политическом формировании личности
на основе ценностей, соответствующих
интересам и целям тех или иных классов,
социальных групп.
Иногда в качестве самостоятельной
выделяется познавательная функция политической
культуры. Суть ее состоит в вооружении
субъекта знаниями, необходимыми для его
успешной деятельности в сфере политики.
Речь идет о знании законов и принципов,
определяющих общественное развитие способов,
методов и средств управления социальными
процессами, функционирования политической
системы и т.п.
Некоторые исследователи
выделяют такие функции, как нормативная, коммуникативная и сигнификативная. Нормативная функцияслужит
обеспечению стабильности политической
системы и направлена на обеспечение посредством
использования политических норм такого
поведения граждан, которое служило бы
эффективному достижению ее цели. Представляющие
собой единообразные правила поведения
в политическом процессе, политические
нормы призваны упорядочивать повторяющиеся
действия механизмов политической системы
общества, делая его функционирование
более предсказуемым и организованным.
Коммуникативная функция политической культуры служит
обеспечению политического общения членов
общества и трансформации индивидуальной
политической культуры в групповую, групповой
– в национальную, национальной – в общечеловеческую.
Она способствует мобилизации крупных
общностей на реализацию масштабных социально-значимых
целей. Коммуникативная функция обеспечивает
взаимопонимание различных слоев общества,
хотя и не гарантирует их от столкновений
между собой.
Сигнификативная функция (от лат. – приписывать значение)
вытекает из того, что действия, обычаи
и явления приобретают политико-культурное
значение лишь в конкретном политическом
и историческом контексте, занимая свое
место в системе ценностей и поведенческих
ориентиров людей. Такие элементы политической
культуры выделяются из обыденной жизни
и приобретают символическое значение,
начиная жить уже своей собственной, иногда
окрашенной мифическими красками жизнью.
Так, с годами оторвались от своих носителей
имена Христа, Будды, Ленина и превратились
в своеобразные легенды, имеющие громадное
политико-культурное значение. Иногда
эти сигнификативные символы приводят
к жестокой политической борьбе.
Важной характеристикой
политической культуры является ее типология.
Какие бывают типы политической культуры?
По этому вопросу существуют разные
точки зрения. Некоторые политологи
выделяют два основных типа политической
культуры:тоталитарный и плюралистический. Тоталитарный тип основывается
на идеях о принципиальной одномерности
социально-экономической и духовной жизни
общества. Эти идеи определили практические
установки на недопущение открытого проявления
специфических целей и интересов различных
социальных групп, на вытеснение из политической
жизни возможности выбора, любой альтернативности.
Важной особенностью тоталитарной политической культуры
является культ борьбы, используемый в
качестве универсального метода в решении
и созидательных и разрушительных задач.
Отсюда ориентация на конфронтацию, на
решение сложных проблем с позиций силового
давления и воспитание таких качеств,
как нетерпимость к малейшему инакомыслию.
И, наоборот, стремление к компромиссу
и консенсусу, к учету позиций и интересов
каждой из взаимодействующих сторон рассматривается
в рамках данного типа культуры как признак
слабости.
Плюралистическая политическая культура проявляется
в общенациональном согласии относительно
принципов организации и функционирования
политической жизни и ее базисного ядра
– государственной власти, относительно
целей и норм политической деятельности.
При этом в обществе преобладает убежденность,
что все необходимые и желательные перемены
могут быть интегрированы в существующую
политическую систему. В общественном
сознании укрепляется вера в то, что жизнеспособная
демократия немыслима без легальной политической
оппозиции. В то же время уважение прав
политического меньшинства сочетается
с лояльностью по отношению к воле большинства.
Неотъемлемыми чертами плюралистической
культуры являются высокое место
демократии в иерархической структуре
ценностей, наличие прочных установок
на демократические принципы и нормы
жизни, формирование демократических
навыков и традиций. Этот тип культуры
включает в себя признание необходимости
и неизбежности плюрализма, толерантность
к инакомыслию и инакомыслящим.
Известный политолог Э.Я.
Баталов придерживается точки зрения
о том, что на протяжении веков
человечество выработало два основных
цивилизованных механизма, действие и
взаимодействие которых оказывает
существенное влияние на все стороны
материальной и духовной жизни общества.
Эти механизмы – рынок и
государство. Их функционирование и
структура не могут не находить отражения
и проявления в политической структуре
общества. В соответствии с этим
он вычленяет два типа политической
культуры: рыночную и этатистскую. (Баталов
Э.Я. Политическая культура современного
американского общества...– С. 52-53).
Рыночная культура, по мнению Э.Я. Баталова, – это
культура, ориентирующая на подход к политическим
процессам и проблемам как к актам свободного
обмена деятельностью и ее продуктами
между свободными товаропроизводителями.
Политика с этой точки зрения есть разновидность
бизнеса, а политические решения – разновидность,
хотя и весьма своеобразная, торговой
сделки.
Основными элементами рыночной
политической культуры являются: ориентация
на конкурентную борьбу как универсальный
принцип функционирования и развития
общественного организма, индивидоцентристская
установка, для которой высшей целью и
ценностью является партикулярное (индивидуальное)
существование, ориентация на спонтанность,
естественность, саморегулирование в
отправлении политических и иных функций.
Этатистская политическая
культура – это культура, связывающая
решение политических проблем и контроль
над политическими процессами с действием
механизмов государственного регулирования.
Это культура ограничения конкурентной
борьбы, для которой интересы целого (государства,
нации, класса, какой-либо организации)
выше частных, индивидуальных интересов.
Таковы два идеальных
полярных типа, которые в чистом
виде почти не встречаются, но логически
образуют те полюса, между которыми
располагаются, тянутся то к одному,
то к другому полюсу реальные политические
культуры.
Американские политологи
Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых
вида политической культуры – патриархальную,
подданническую, активистскую и три смешанных
типа – патриархально-подданническую,
подданническо-активистскую и патриархально-активистскую,
которые получаются из смешения чистых
типов.
Что представляет собой патриархальная политическая культура?
Это политическая культура, существующая
в обществе, в котором либо еще не сформировалась,
либо только стала формироваться политическая
система. В таком обществе нет специализированных
политических ролей. Они выступают как
некая недифференцированная совокупность.
Поэтому политические ориентации членов
этого общества неотделимы от религиозных
и социальных. В рамках этой культуры не
имеется установок на ее изменение. Характерной
чертой этой политической культуры является
полное отсутствие у подданных интереса
к политической системе.
Подданническая
политическая культура (или "культура подчинения")
характеризуется "высокой частотностью
ориентаций" в отношении дифференцированной
политической системы. Однако члены общества,
зная о существовании специализированных
политических институтов и испытывая
к ним определенные чувства, весьма слабо
ориентированы на активное участие в функционировании
политической системы.
В активистской политической культуре (или
"культуре участия") все ориентации
достигают "высокой частотности".
Члены общества ориентированы на соответствующую
политическую систему, на активное участие
в ее деятельности.
В реальной политической практике,
как отмечают
Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание
этих типов. В результате образуется уже
три названных типа смешанных культур.
Первый из них – патриархально-подданнический –
характерен для обществ, которые переживают
этап перехода от провинционализма к централизованной
политической власти. Это было характерно,
например, для Западной Европы в период
становления абсолютных монархий. Члены
общества отдавали предпочтение центральным
институтам власти, а не местным.
Второй тип – подданнически-активистский –
характеризуется тем, что значительная
часть населения становится активно ориентированой
на более или менее демократическую политическую
систему, хотя остальные продолжают оставаться
лояльными по отношению к авторитарным
формам и структурам правления. Например,
политическая культура этого типа имела
место во Франции, Германии и Италии конца
XIX – начала XX вв.
Третий тип – патриархально-активистский –
характерен для стран, которые только
становятся на путь демократии. Политическая
культура там отличается фрагментарностью.
По мере продвижения политической системы
в сторону демократии происходит адаптация
патриархальной и подданнической культуры
к, так называемой, партисипаторной.
Оптимальным вариантом, с
точки зрения Г. Алмонда и
С. Вербы, является смешанный тип политической
культуры, который они предложили назвать
"культурой гражданина". Это в своей
основе активистская культура, интегрирующая
определенные элементы патриархальной
и подданнической культур. "Культура
гражданина", по их мнению, наиболее
характерна для буржуазно-демократических
систем, она способствует нормальному
их функционированию и образует основу
их стабильности. Американская и английская
системы признаются авторами наиболее
типичными и стабильными демократическими
системами.
В коммунистических странах
за годы строительства социализма сложилась
соответствующая политическая культура.
Культура, построенная на фактическом
игнорировании права и закона
в пользу авторитета партийно-государственных
структур и возглавляющих их вождей.
Культура, ориентированная не на человека-гражданина,
а на государство-партию, основанная
на жестком подчинении меньшинства
большинству, периферии – центру,
нижестоящих – вышестоящим. Культура,
безжалостно уничтожающая проявления
всякой автономии, абсолютно лишенная
толерантности и ориентации на политический
плюрализм.
Ныне наше общество объективно
заинтересовано в ускорении перехода
к плюралистической политической культуре.
Однако ему предстоит пройти еще
длительный путь, на котором в качестве
доминирующего типа будет выступать
пока что фрагментарная политическая
культура, являющаяся как бы слепком
состояния раскола общества. И
только позже у нас может сформироваться
подлинный плюрализм.
§2. Политическая социализация
Политическая культура выступает
важным фактором социализации личности,
ибо социализация – это процесс, с помощью
которого политическая культура передается,
а также приобретается и изменяется. Под
политической социализацией понимается
также совокупность процессов становления
политического сознания и поведения личности,
принятия и исполнения политических ролей,
проявления политической активности.
Иными словами, под социализацией понимается
процесс обучения человека нормам, отношениям
и поведению, предпочтительным для существующей
политической системы.
Политическая социализация может быть представлена и как
способ регулирования и воспроизводства
политических отношений. В процессе социализирующих
действий через ее агентов задаются и
легитимируются определенные образцы
политического поведения и политической
активности, политической культуры и политического
сознания. Короче говоря, политическая
социализация – это вступление личности
в политику: формирование политических
представлений, ориентаций и установок,
приобретение навыков политического участия,
врастание в определенную политическую
культуру.
Почему в демократическом
обществе политической социализации придается
большое значение? Это связано, прежде
всего, с тем, что при нормальном процессе
политической социализации в обществе
обеспечивается преемственность в передаче
от поколения к поколению политических
установок и ценностных ориентаций. Американские
политологи называют этот процесс "культурной
трансмиссией". Далее, при нормальном
процессе политической социализации осуществляется
подготовка к реализации прав и обязанностей
гражданина, к плавному вхождению человека
в общественно-политическую жизнь. Как
уже отмечалось, благодаря политической
социализации, в конечном счете, ставится
цель обеспечить политическую стабильность,
равновесие и устойчивость политической
системы.
Наконец, что касается роли
социализации в регулировании и
воспроизводстве политических отношений,
то последнее действительно формируется
под воздействием социализирующих
факторов, прежде всего культуры. Однако
выделение элемента культуры в социализации
есть лишь одна сторона этого процесса.
Другая сторона состоит в том,
что в ходе социализации индивиды
не просто адаптируются к среде и
усваивают образцы политического
поведения и политической активности.
Они учатся сохранять и трансформировать
унаследованный опыт, преобразуя тем
самым себя и окружающий мир.
Все изложенное позволяет
сделать вывод о том, что социализация
человека в сфере политики представляет
двусторонний процесс. С одной стороны,
она включает передачу индивиду существующих
норм, ценностей, традиций, знаний, образцов
политического поведения и ролей,
с другой – преобразование их в
свои собственные ценностные ориентации
и установки. В итоге формируется
социально-политическая зрелость индивида
и способность участвовать в
политических процессах.
Таким образом, в результате
политической социализации индивидуум
приобщается к политической культуре,
формирует свою политическую ориентацию,
усваивает правила и нормы
политического поведения. Они становятся
для него той самой опорой, которая
формирует стиль его политической
деятельности. В этом смысле социализация
выступает как процесс политического
формирования и политического воспитания
человека.
Подытоживая все сказанное,
политическую социализацию можно определить
как процесс вовлечения личности
в политику и функционирования в
ней. В этом процессе человек обретает
познания, представления, связанные
с существующей политической системой,
вырабатывает свое отношение к ней.
Различные формы политической ориентации
вплетаются в сознание индивидуума
и его эмоциональную сферу по мере того,
как он приобретает опыт из области политики
и государственной деятельности. Такая
ориентация может складываться постепенно,
под воздействием сознательных усилий
других членов политического сообщества
или же незаметно, под влиянием различных
событий в жизни индивида.
Социализация как процесс
может осуществляться напрямую посредством
участия в политических акциях, мероприятиях,
кампаниях и косвенно, например,
невольное подражание детей родителям
в политических предпочтениях. Как
уже отмечалось, в социализации индивид
не является полностью пассивным
объектом, но он и не единственно
действующий субъект. Индивиды и
социализируют себя, и социализируются
извне.
Каждому историческому типу
политической социализации соответствует
определенный идеал "политического
человека", степень вовлеченности
его в политику, степень активности,
развитости политического сознания,
идентификации с политическими
партиями, группами, организациями
и т.д. Этот идеал отражается в
теоретических концепциях политологов
и в практике вовлечения людей
в политическую жизнь.
Итак, социализация ставит перед
собой две главные задачи. Первая
– привить людям устойчивые образцы
поведения, что способствует укреплению
власти, порядка в обществе, его
интеграции и предотвращению отклонений
от признанных обществом норм и образцов.
В таком понимании политическая
социализация предполагает жесткую
зависимость индивидов от социальных
стандартов. В свою очередь, это несет
в себе потенциальную угрозу самостоятельному
развитию личности, ведет к подчинению
ее власть имущим. Это характерно для тоталитарных
и авторитарных обществ.
Однако социализация предполагает
и другую установку, которая также
вытекает из объективной потребности
общества в объединении политических
субъектов, но уже на основе согласования
и единства их политических интересов
и целей. Это характерно для развития
демократических политических систем.
Американские политологи
различают социализацию горизонтальную
и вертикальную. Под вертикальной
политической социализацией они
подразумевают передачу политико-культурных
ценностей от старшего поколения
к младшему, от дедов к отцам
и сыновьям. Горизонтальная социализация
осуществляется в пределах одного поколения
– братьев, сестер, одноклассников, среди
равных, среди друзей. Иными словами, представители
одного поколения тоже влияют друг на
друга.
Люди, живущие в обществе,
должны уметь приспособиться к политическим,
культурным и социальным институтам,
которые они унаследовали (по вертикали),
а также уметь приспособиться
друг к другу в настоящее время
(по горизонтали). Говорят, человек "хорошо
подготовлен" к жизни, если он приспосабливается
ко всеобщей модели гармонично, и "плохо
подготовлен", если он отклоняется от
определенных стандартов.
Все это говорит о том,
что если политическая система хочет
сохранить себя, существующее поколение
должно повториться в младшем
поколении. Это вертикальная стабилизация
устойчивости политической системы. В
стабильном обществе у членов правящей
верхушки существует сходство взглядов.
Функция социализации – движение
к гармонии взглядов и поведения
данного поколения.
Существуют два уровня
политической социализации. Первичный
– уровень ближайшего окружения,
в первую очередь семья, круг знакомых
и т.д. И вторичный уровень политической
социализации, на котором человек
включается в систему политических
отношений, – это его взаимодействие
с себе подобными в рамках государственных
структур и различных негосударственных
организаций.
Принято считать, что политическая
социализация осуществляется на трех
уровнях личности: биологическом, психологическом
и социальном. Биологический уровень
личности оказывает немаловажное воздействие
на сознание человека и его политическое
поведение. Среди элементов этого
уровня следует выделить наследственность,
темперамент, пол, возраст, состояние
здоровья и т.д. Например, свойства нервной
системы, темперамент придают индивидуальное
своеобразие политическому поведению
не только отдельной личности, но и
масс в целом.
Такие элементы, как эмоции,
воля, память, способности, мышление, характер
составляют психологический уровень
в структуре личности и оказывают
влияние на политического сознание
и поведение человека. Скажем, без
воли как наиболее осознанного психологического
элемента невозможно личности добиться
целей в любой сфере деятельности.
В политике же воля – это не просто
упорство в достижении поставленных
целей, но и способность встать над
личными пристрастиями, симпатиями
и антипатиями, а также групповыми
интересами.
Социальный уровень социализации
человека характеризуется мировоззрением,
его интересами, целями, ценностными
установками и ориентациями. Они
усваиваются индивидом в процессе
воспитания и непосредственно определяют
его политическое поведение.
Общеизвестно, что социализация
сопутствует человеку всю сознательную
жизнь. Приобретенные политические
представления и установки не
остаются неизменными, они видоизменяются
и корректируются под воздействием
личного политического опыта.
Нынешний переломный период
в развитии нашей республики оказывает
на политическую социализацию весьма
противоречивое воздействие. С одной
стороны, в целях стабильности общество
нуждается в усилении интеграционных
связей, в том числе между поколениями,
с другой – рушатся многочисленные
стереотипы и догмы прошлого, происходит
отрицание норм тоталитарно-авторитарной
политической культуры.
Через какие стадии происходит
процесс политической социализации?
Некоторые политологи выделяют четыре
этапа: дошкольный, школьный, трудовой
и посттрудовой периоды, другие – три:
начальный этап, этап зрелости и пенсионный.
На начальном этапе, в
детском возрасте, происходит первое
знакомство с такими понятиями, как
власти, закон, государство, права и
обязанности и др. Естественно, что
это знакомство происходит в кругу
семьи, в школе, в соответствующих
возрастных группах. Своеобразие данного
этапа состоит в том, что образное
восприятие политической действительности
преобладает над рациональным, поскольку
воспитание детей обращено преимущественно
к чувствам. Американские политологи Истон
и Деннис выделяют на этом этапе четыре
периода в социализации детей:
1) политизация, то есть восприимчивость
к политике; 2) персонализация, когда
какие-нибудь авторитетные фигуры служат
как бы точкой соприкосновения ребенка
и системы; 3) идеализация политических
властей: ребенок воспринимает их как
идеально доброжелательные (или злонамеренные)
и учатся их любить (или ненавидеть); 4) институциализация: ребенок переходит
от персонализированного представления
к институционному, обезличенному представлению
о политической системе (Шварценберг Р.-Ж.
Политическая социология. Ч. 1. Пер. с французского.
– М., 1992. – С. 160).
Следующий этап – это период
сложившихся политических представлений
и предпочтений индивида. Это также
наиболее деятельностный этап. Человек
стремится выразить, реализовать себя
в различных видах деятельности, в том
числе и политической. В этот период еще
возможна корректировка взглядов и убеждений
личности под влиянием среды или изменившихся
условия жизни.
Третья стадия связана
чаще всего с отходом индивида
от активной политической и иной деятельности,
с мировоззренческой косностью
и негибкостью мышления. На этом
этапе процесс политической социализации
замедляется, усиливается критическое
отношение к политическим новациям
и реформам.
Каковы же основные средства
политической социализации личности?
В рамках любой политической системы
действуют специальные институты,
целью которых является формирование
определенного типа личности, в том
числе политическая социализация. Одним
из таких институтов является, прежде
всего, семья. Семья – это первое
для ребенка окно во внешний мир,
первый контакт с политикой и
властью. В западной политологии семья
называется "ключевым агентом", через
который политическая культура передается
от одного поколения к другому (Dawson R.E.,
Prewitt K. Political Socialization. – Boston, 1969. – Р. 107).
В силу своей интимности, доверительности
социализирующая роль семьи огромна. Благодаря
этому она способна "перекрыть" все
другие виды социализирующего воздействия
на личность. Вместе с тем необходимо отметить
некоторую консервативность семейного
влияния в деле социализации. Семья может
передавать политические установки, которые
уже не соответствуют изменившимся условиям,
мешают пластичности в политических ориентациях.
Другим важным средством
политической социализации является школа
и иные учебные заведения. Они
оказывают влияние на процесс
социализации через обучение, воспитание
и неформальные связи, которые там
устанавливаются. Своеобразие этого
"агента" социализации состоит
в том, что учебные заведения
могут осуществлять политическое воспитание
целенаправленно через учебные
программы и соответствующий
подбор педагогов. Короче говоря, в
процессе образования проще всего
осуществляется целенаправленная передача
накопленных прошлыми поколениями
знаний и культурных ценностей, и
создается возможность свободного
отбора индивидами сообщаемой информации.
Значительное влияние
на политическую социализацию молодежи
оказывают сверстники, или "родственные
группы", как их называют на Западе.
К ним относятся школьные друзья,
коллеги, приятельские "кланы" и
т.д. Сила социализирующего влияния
этих групп вытекает из тех же факторов,
которые определяют социализирующее
влияние семьи, а именно: тесные контакты
и доверительные отношения.
В качестве важного средства
политической социализации выступают
партии и политические организации,
которые ведут значительную пропагандистскую
работу и тем самым способствуют
политическому образованию граждан.
Наконец, эффективным "агентом"
политической социализации являются средства
массовой информации. Во всех технологически
развитых странах они играют большую
непосредственную, а еще больше –
косвенную роль в формировании политических
взглядов и умонастроений людей.
Они же чаще всего используются властью
в качестве средств манипуляций
политическим сознанием и поведением
граждан. Отличительной особенностью
данного средства политической социализации
является то, что СМИ способны воздействовать
на огромное количество людей в максимально
короткий промежуток времени (см.: Шаран
П. Сравнительная политология. Пер. с англ.
Ч. 2. – М., 1992. – С. 173).
Могут быть и другие средства
политической социализации. При этом
важно иметь в виду: если воздействия
от различных средств социализации
совпадают, то процесс социализации
развивается гармонично. В обществе
наблюдается политическая стабильность.
И наоборот, если граждане воспринимают
противоречивую информацию и сомнительные
установки, исходящие от разных "агентов"
политической социализации, в таком
случае могут возникать политические
волнения, конфликты и кризисы.
Таким образом, политическая
культура и политическая социализация
неразрывно связаны и взаимообусловливают
друг друга. С одной стороны, политическая
культура выступает важным фактором социализации
человека, с другой – социализация является
необходимым средством повышения политической
культуры как отдельных граждан, так и
всего общества в целом. |