Политическая культура России традиция и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:02, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение составные элементов политической культуры, а также какие процессы оказывают влияние на развитие политической культуры современного российского общества
Задача раскрыть какое влияние оказало православие на формирование политической культуры, охарактеризовать генотип российской политической культуры, описать характерные черты политической культуры современной России.

Работа состоит из  1 файл

реф..docx

— 61.36 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Список используемой литературы:

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократий // Полис. 1992. № 4.

Ахиезер А. Специфика российской политической культуры и предмета политологии (Историко-культурное исследование) // Pro et Contra. 2002. №3.

Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra. 2002. №3.

Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности // Судьба России: Сочинения. М., 2000. С.283.

Ермоленко Т.Ф. Патернализм в политической культуре России // Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1998.

Кретов Б.И. Современная российская политическая система: Учебное пособие. М., 1998.

Мелешкина Е.Ю., Толпыгина О.А. Политическая культура // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. М., 2001.

Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). М., 2005.

Пивоваров Ю.С. Политическая культура: Методол. очерк. ИНИОН РАН. М., 1996.

Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика // Полис. 2006. №1.

Пивоваров Ю.С. Русская политическая культура и political culture (Общество, власть, Ленин) // Pro et Contra. 2002. №3.

Пикалов Г.А. . Теория политической культуры: Учебное пособие. СПб., 2004.

 

 

 

 

 

Дополнительные вопросы:

  1. Почему общество не может обойтись без политической власти?
  2. Перечислите типы избирательных систем. Какая из них действует в РФ?
  3. Назовите глав исполнительной и законодательной власти региона, в котором вы проживаете.

 

 

1. Общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда. Одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

2. В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах: 1)мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников; 2)мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос); 3)мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов  при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным  округам, от каждого из которых может  быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов  при мажоритарной системе при  выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким  одномандатным избирательным округом  становится вся страна.

Разумеется, мажоритарная избирательная  система, как и любое другое изобретение  человека, не является идеальной. Ее достоинства  реализуются не автоматически, а  при “прочих равных условиях”  и в очень высокой степени  зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает  политический режим. Так, например, в  условиях тоталитарного политического  режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может  быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма  реализации воли политической власти, а не избирателей.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

При пропорциональной избирательной  системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между  собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования  проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов  от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Более  мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут  рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские  мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать  проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная  доля этих “перераспределенных” голосов  достаются тем партиям, которые  сумели получить наибольшую сумму голосов. Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии), которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным  спискам по пропорциональной системе  обычно требует значительно меньших  расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Существует также еще  и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой. При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Такая система в настоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.

3. Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан - Хамитов Рустэм Закиевич.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом  государственной власти Республики Башкортостан является Государственное  Собрание - Курултай Республики Башкортостан (в настоящей Конституции - Государственное  Собрание Республики Башкортостан).

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 110 депутатов.

Порядок выборов в Государственное  Собрание Республики Башкортостан определяется законом Республики Башкортостан и федеральным законом.

 


Информация о работе Политическая культура России традиция и современность