Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:42, доклад
Понятие "политическая культура" и его содержание. Назначение и функции политической культуры. Структура политической культуры. Типы политической культуры. Тенденции развития российской политической культуры.
Политика - это деятельность органов власти, объединений граждан и
отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями,
большими группами людей, направленными на реализацию, отстаивание своих
интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и
использованию политической власти.
Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой
придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система
существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения
основных политических ценностей и идеалов.
Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные
группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не
непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим
институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые
вкладывают в эти понятия.
Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то
экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в
обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения,
которой придерживается большинство населения.
Вдобавок к определению политической культуры, мне хотелось бы
рассмотреть ее проявления в России - это будут некоторые особенности
политической культуры переходного типа. Ведь политическая культура
постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических
ценностей, установок и стандартов политической деятельности, скопированных
с самых разных политических движений самых разных стран – восточной и
Западной Европы, Северной Америки.
Понятие "политическая культура" и его содержание
Было бы ошибкой сегодня, когда прошло почти десять лет после распада
Союза ССР, что простое объявление несостоятельности коммунистических
ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа
может быстро привести к формированию политической культуры активной
гражданственности. Политическая культура имеет свой темп и динамику
формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и
социального характера, хотя и испытывают их влияние. А мы постоянно
наблюдаем в России процесс подтягивания естественного хода культурных
изменений к желаемым. Вопрос исследования политической культуры сегодня
очень важен. Политическая культура оказала мощное влияние на политическую
науку и практику. Являясь совокупностью характеристик общества,
политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в
политике и в сферах, близких к ней.
В целом же
политическая культура
и правила политического поведения, взаимодействия "власть - индивид –
общество".
Понятие политической культуры основывается на главных, привитых
воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из
этих представлений, член общества
взаимодействует с
его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его
характера.
И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда
его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые
вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре
внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает
одновременному поддержанию
участия каждого члена общества.
В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо
рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.
В основных ветвях российской народности господство подобной этики и
политической культуры на протяжении абсолютного большинства столетий ее
исторического существования безраздельно. Оппозиция "общество – личность"
даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а
потому, что все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда
имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России
возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с
национальными стереотипами политического поведения и моральными основами
социальных взаимоотношений.
Но помимо
политического поведения
политическое поведение
в обществе лояльное отношение к собственной политике, хотя бы внешне,
закрепляя нормы и стереотипы общения, придает особую значимость атрибутам
государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура
стремится объединить общество, обеспечить стабильность отношений властной
верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры по
поводу того, как должен выглядеть "истинный российский флаг", а гимн к тому
же не имеет слов. Это достаточно характеризует политическую культуру России
как несформированную, стоящую на переходной ступени и достаточно пассивную.
Политическая
культура в государстве
нормы и правила поддерживаются и принимаются не всеми группами общества.
Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение
основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место
иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую
почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму.
Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать
удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в
политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого
сообщества.
Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане,
участвующие в политике, строили свои отношения на правилах и образцах
политической культуры, а потому реальные возможности политической культуры
тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что в целом она не является
универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы
политического процесса. Но можно надеяться, что при этом, развиваясь по
собственным законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы
организации политической власти, строение ее институтов, характер
межгосударственных отношений.
Назначение и функции
Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений
человека, в определенных формах его деятельности, а также в
институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в органах
политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все
ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более,
институционально), между вышеназванными формами проявления политической
культуры всегда имеются определенные противоречия.
В целом политическая культура способна оказывать множественное
влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность
сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера
правящего режима.
Так, например,
в традиционных обществах
реформируясь, как правило, противодействует демократизации политической
системы. Поэтому большинство революций чаще всего заканчивается либо
возвратом к прежним порядкам, либо террором (только он способен принудить
людей к жизни по новым принципам политики).
Вспомним один из лозунгов Великой Октябрьской Революции: "Террор
пролетариата". Только таким образом можно было внедрить новые принципы и
новую политическую культуру. И все же был период нэпа – и как же нещадно
боролись потом с зажиточными людьми! Государство выживало, используя
достаточно жестокие приемы борьбы с инакомыслящими.
Тот же самый процесс мы наблюдаем и сегодня. Номенклатура партии
осталась на руководящих должностях и весьма неохотно сдает позиции.
Нарождению новой политической культуры упорно сопротивляется общественная
психология.
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые,
нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-
третьих, сочетать элементы старого и нового политического устройства.
Политической
культуре свойственны
из них:
- ИДЕНТИФИКАЦИЯ – человек стремится принадлежать к какой-либо
социальной группе;
- АДАПТАЦИЯ - потребность в приспособлении к изменяющейся
политической среде;
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ - обретение определенных навыков и свойств в
реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;
- ИНТЕГРАЦИЯ (дезинтеграция), обеспечивает различным группам
возможность сосуществования в рамках определенной политической системы,
сохранения целостности
В различных исторических условиях некоторые функции политической
культуры могут затухать и даже исчезать, например, интеграция. В СССР могло
существовать только одно политическое течение, вернее, два – беспартийные и
члены партии. Остальные же проявления политической самостоятельности
объявлялись вне закона.
Структура политической
Политическая культура - явление со сложной структурой,
многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется
многообразными связями политической культуры с различными социальными и
политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической
культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы
становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой
страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.
На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений
человека могут складываться довольно противоречивые представления.
- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с
индивидуальной картиной
- ГРАЖДАНСКИЙ, где человек
понимания своего
- ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень
отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и
противникам.
Дополнительную сложность и противоречивость формированию и развитию
политической культуры придает тот фактор, что отношение к конкретным
политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели
мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей,
переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый
яркий пример – переоценка экономической политики, проводимой сначала
советским, а затем и российским руководством: от всеобщей эйфории до почти
поголовного отрицания и потери народного доверия. Другой пример – отношение
к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего периода.
Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и
способов политического поведения в немалой степени зависят от их
принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос,
нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые),
территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита
и электорат) и другим(религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка
людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе
групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность
субкультурных образований, У этих образований, естественно, возникают
существенные или несущественных различия в отношении к власти и
государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В
конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут
обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные или этнические.
Структура советского и постсоветского обществ разнятся, и,