Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:42, доклад

Описание

Понятие "политическая культура" и его содержание. Назначение и функции политической культуры. Структура политической культуры. Типы политической культуры. Тенденции развития российской политической культуры.

Работа состоит из  1 файл

Политика..docx

— 32.04 Кб (Скачать документ)

Политика - это деятельность  органов  власти,  объединений  граждан  и

отдельных лиц в сфере отношений  между  государствами,   классами,  нациями,

большими  группами  людей, направленными  на реализацию,   отстаивание  своих

интересов  и  связанная  с устремлениями   к   завоеванию,    обладанию   и

использованию политической власти.

       Политическая  культура  -  ценностно-нормативная   система,   которой

придерживается общество, один из  важных  элементов  политики.  Эта  система

существует в виде распространенных  и общепринятых  большинством  населения

основных политических ценностей  и идеалов.

       Зачастую именно  в политике  отдельные  личности  и  целые  социальные

группы стремятся реализовать  свои социально значимые  интересы.  Но  это  не

непосредственный процесс –  он выражается в отношении к власти,  политическим

институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и  смыслов,  которые

вкладывают в эти понятия.

       Как   правило,   эти   смыслы   и   значения   не   являются   чем-то

экстраординарным  или  новаторским,  а   предписываются   господствующей   в

обществе политической культурой, той системой ценностей и норм  поведения,

которой придерживается большинство населения.

        Вдобавок  к  определению  политической  культуры,  мне  хотелось  бы

рассмотреть ее  проявления  в  России  -  это  будут  некоторые  особенности

политической  культуры  переходного   типа.   Ведь   политическая   культура

постсоветской России  представляет  собой  синтез  разнородных  политических

ценностей, установок и стандартов политической  деятельности,  скопированных

с самых разных политических  движений  самых  разных  стран  –  восточной  и

Западной Европы, Северной Америки.

 

 

Понятие "политическая культура" и его содержание

 

       Было бы ошибкой  сегодня, когда прошло почти  десять лет после  распада

Союза  ССР,  что  простое  объявление   несостоятельности   коммунистических

ценностей и идеалов подданнической  политической  культуры  советского  типа

может  быстро  привести  к  формированию  политической   культуры   активной

гражданственности.   Политическая  культура  имеет  свой  темп  и   динамику

формирования,  которые  не  совпадают   с   изменениями   экономического   и

социального  характера,  хотя  и  испытывают  их  влияние.  А  мы  постоянно

наблюдаем  в  России  процесс  подтягивания  естественного  хода  культурных

изменений к желаемым.  Вопрос  исследования  политической  культуры  сегодня

очень важен. Политическая культура оказала  мощное  влияние  на  политическую

науку   и   практику.   Являясь   совокупностью   характеристик    общества,

политическая культура помогает определить многое из того, что  происходит  в

политике и в сферах, близких  к ней.

       В целом же  политическая культура определяет  наиболее типичные образцы

и правила  политического  поведения,  взаимодействия  "власть  -  индивид  –

общество".

       Понятие  политической  культуры  основывается  на  главных,  привитых

воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя  из

этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это  стиль

его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты  его

характера.

       И все же  человек зачастую решает "сердцем,  а не головой", и не всегда

его  намерения  совпадают  с  его  действиями.  Эти  противоречия,   которые

вносятся в ход политической жизни общества,  придают  политической  культуре

внутреннюю   противоречивость.   Но    такая    противоречивость    помогает

одновременному поддержанию как  активных, так и пассивных форм  политического

участия каждого члена общества.

 

       В России индивид  в шкале политических влияний  либо отсутствует,  либо

рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.

       В основных  ветвях российской народности  господство подобной  этики   и

политической культуры на  протяжении  абсолютного  большинства  столетий  ее

исторического существования безраздельно. Оппозиция  "общество  –  личность"

даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий,  а

потому, что все противоречия разрешались  в  пользу  целого.  Система  всегда

имела превосходный  инстинкт  самосохранения.  Любые  возникавшие  в  России

возможности  вывести  страну  из  деспотизма  вступали  в   противоречие   с

национальными стереотипами политического  поведения  и  моральными  основами

социальных взаимоотношений.

        Но помимо  политического поведения одного  человека, можно выделить  и

политическое поведение граждан  в целом. Власть всегда  стремится  выработать

в обществе лояльное  отношение  к  собственной  политике,  хотя  бы  внешне,

закрепляя нормы и стереотипы общения, придает  особую  значимость  атрибутам

государственности (флагу, гербу, гимну).  Тем  самым  политическая  культура

стремится объединить общество, обеспечить  стабильность  отношений  властной

верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся  споры  по

поводу того, как должен выглядеть "истинный российский флаг", а  гимн к  тому

же не имеет слов. Это достаточно характеризует политическую культуру  России

как несформированную, стоящую на переходной ступени и достаточно пассивную.

       Политическая  культура в государстве сохраняется  далеко не всегда.  Ее

нормы и правила поддерживаются  и принимаются не  всеми  группами  общества.

Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие,  несоблюдение

основных прав человека, политическая культура гибнет вообще,  уступая  место

иным взаимоотношениям граждан  с властями. Один только  XX  век  дал  богатую

почву  фашистским,  расистским,  шовинистическим  движениям  и   терроризму.

Нынешнее  состояние  политической  культуры  России  также  нельзя   назвать

удовлетворительным.  Это,  скорее,  клиническая  смерть,  и  это  создает  в

политике культурный  вакуум,  порождает  процессы  разрушения  человеческого

сообщества.

       Можно сделать  вывод  о  том,  что   невозможно,  чтобы  все   граждане,

участвующие в политике,  строили  свои  отношения  на  правилах  и  образцах

политической культуры, а потому реальные возможности  политической  культуры

тоже разнятся, что  мы  и  наблюдаем.  Так  что  в  целом  она  не  является

универсальным  политическим  явлением,  пронизывающим  все  фазы   и   этапы

политического процесса. Но можно  надеяться,  что  при  этом,  развиваясь  по

собственным законам, в России она  будет способна оказывать влияние  на  формы

организации  политической   власти,   строение   ее   институтов,   характер

межгосударственных отношений.

 

 

  Назначение и функции политической  культуры

 

       Политическая  культура может проявляться в  форме  духовных  побуждений

человека,   в   определенных   формах   его   деятельности,   а   также    в

институциализированном   виде   (т.е.   будучи   закрепленной   в    органах

политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не  все

ценности  одновременно   воплощаются   практически   (и   уж,   тем   более,

институционально),  между  вышеназванными  формами  проявления  политической

культуры всегда имеются определенные противоречия.

       В  целом   политическая  культура  способна  оказывать   множественное

влияние на политические  процессы  и  институты.  Причем  такая  возможность

сохраняется даже  в  случае  изменения  внешних  обстоятельств  и  характера

правящего режима.

       Так, например, в традиционных обществах политическая  культура,  даже

реформируясь,  как  правило,  противодействует  демократизации  политической

системы.  Поэтому  большинство  революций  чаще  всего  заканчивается   либо

возвратом к прежним порядкам, либо террором (только  он  способен  принудить

людей к жизни по новым принципам  политики).

       Вспомним один  из  лозунгов  Великой  Октябрьской   Революции:  "Террор

пролетариата". Только таким образом  можно было  внедрить  новые  принципы  и

новую политическую культуру. И все  же был период нэпа –  и  как  же  нещадно

боролись  потом  с  зажиточными  людьми!  Государство  выживало,   используя

достаточно жестокие приемы борьбы с инакомыслящими.

       Тот же самый  процесс мы  наблюдаем  и   сегодня.  Номенклатура  партии

осталась  на  руководящих  должностях  и  весьма  неохотно  сдает   позиции.

Нарождению новой политической культуры  упорно  сопротивляется  общественная

психология.

       Во-вторых,   политическая   культура   способна   порождать    новые,

нетрадиционные для общества формы  социальной и  политической  жизни,  а,  в-

третьих, сочетать элементы старого  и нового политического устройства.

       Политической  культуре свойственны определенные  функции. Вот некоторые

из них:

       -  ИДЕНТИФИКАЦИЯ   –  человек  стремится   принадлежать  к   какой-либо

социальной группе;

       -  АДАПТАЦИЯ  -   потребность   в   приспособлении   к   изменяющейся

политической среде;

       -  СОЦИАЛИЗАЦИЯ  -  обретение  определенных  навыков  и   свойств   в

реализации своих гражданских  прав, политических функций и интересов;

       -  ИНТЕГРАЦИЯ   (дезинтеграция),   обеспечивает   различным   группам

возможность сосуществования  в  рамках  определенной  политической  системы,

сохранения целостности государства;

       В различных   исторических  условиях  некоторые   функции  политической

культуры могут затухать и даже исчезать, например, интеграция. В СССР  могло

существовать только одно политическое течение, вернее, два – беспартийные  и

члены  партии.  Остальные  же  проявления   политической   самостоятельности

объявлялись вне закона.

 

  Структура политической культуры

 

          Политическая   культура   -   явление   со   сложной   структурой,

многоуровневое.  Эта   сложность   строения   и   организации   определяется

многообразными связями  политической  культуры  с различными  социальными и

политическими процессами. Разнообразные внутренние образования  политической

культуры  отображают  формирование  поведения  субъектов   политики,   этапы

становления культурного  целого(т.е. политической  культуры  отдельно  взятой

страны, региона), наличие  разнообразных культурных образований  и т.д.

       На  каждом  из  приведенных  ниже  уровней   ценностных  представлений

человека могут складываться довольно противоречивые представления.

         - МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике  сочетаются  с

           индивидуальной картиной мировосприятия;

         - ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает  качественно  новый  уровень

           понимания своего политического  статуса;

         - ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных  представлений, где вырабатывается

           отношение к конкретным формам  правления режима, своим союзникам  и

           противникам.

 

       Дополнительную  сложность и противоречивость  формированию  и  развитию

политической  культуры  придает  тот  фактор,  что  отношение  к  конкретным

политическим событиям изменяется, как правило, значительно  быстрее,  нежели

мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей  и  ценностей,

переосмысление истории  и  т.д.  осуществляются  крайне  неравномерно.  Самый

яркий  пример  –  переоценка  экономической  политики,  проводимой   сначала

советским, а затем и  российским руководством: от всеобщей эйфории  до  почти

поголовного отрицания и  потери народного доверия. Другой пример –  отношение

к Президенту России, начиная  от его первого избрания до нынешнего  периода.

       Различия  в  выборе  людьми  тех   или  иных  ценностных  ориентиров  и

способов  политического  поведения  в  немалой   степени   зависят   от   их

принадлежности в социальным (классы,  слои,  страты),  национальным  (этнос,

нация, народ), демографическим (женщины,  мужчины,  молодежь,  престарелые),

территориальным (население  определенных районов и регионов), ролевым  (элита

и электорат) и другим(религиозные, референтные и проч.)  группам.  Выработка

людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм  поведения)  на  основе

групповых целей и идеалов  превращает политическую  культуру  в  совокупность

субкультурных  образований,  У этих  образований,  естественно,   возникают

существенные  или  несущественных  различия   в   отношении   к   власти   и

государству, правящим партиям, в способах политического  участия  и  т.д.  В

конкретных странах и государствах  наибольшим  политическим  влиянием  могут

обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные  или этнические.

       Структура   советского   и   постсоветского   обществ   разнятся,   и,

Информация о работе Политическая культура