Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 07:51, реферат

Описание

Политика как деятельность, тем более как профессия, предполагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности. Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 - 1803).

Содержание

1. Понятие «политическая культура»

2. Носители политической культуры
3. Структура политической культуры

4. Типы политических культур
5. Понятие политическая субкультура

6. Национальные черты политической культуры
7. Политическая культура и политическая система

Работа состоит из  1 файл

Гомель 2000.docx

— 41.03 Кб (Скачать документ)

    За всем  многообразием политической жизни,  кажется, невозможно выявить закономерности  ее протекания, но политические  действия имеют объективную причину,  последовательный характер и  последствия.  

    Выяснению  закономерностей политической жизни  и политического процесса посвящается  наша лекция.  

    Политический  процесс - это совокупность действий  субъектов политики, их взаимодействие  по использованию политической  власти для реализации своих  политических концепций, идей  и интересов.  

    Политический  процесс - динамическая характеристика  политической жизни, он раскрывает  глубинные изменения политической  системы, ее эволюцию во времени  и пространстве.  

    Другими  словами, политический процесс  - это совокупность отношений  между субъектами политики.  

    Политические  отношения - взаимодействие субъектов  политики друг с другом и  с властью.  

    Политические  отношения играют в обществе  такую же важную роль, как и  отношения экономические, социальные, духовные.  

    Выделяют  следующие типы политических  отношений :  

отношения сотрудничества, взаимодействия и политического  единства (консенсус);

отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком  типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью  между субъектами политического  процесса, особенно в области политической идеологии.  

    Политические  отношения бывают также горизонтальными  и вертикальными. Горизонтально  организованные и вертикально  организованные политические отношения  М. Вебер считал "идеальными  типами" отношений.  

    Характер  политического процесса зависит  от преобладающего в нем характера  политических отношений.  

    Обычно  выделяют следующие виды политических  процессов :

1. Базовые и периферийные.

    Базовые  это процессы политического участия  и государственного управления (принятие  решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс).  

    Периферийные  политические процессы характеризуют  динамику формирования партий, групп  давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей. 

2. По времени.

3. Явные или скрытые.

4. С различным  циклом протекания.

    Основываясь  на вышесказанном, можно выделить  стадии политического процесса  или режимы его протекания. Эти  стадии следующие:  

    Первая  стадия - конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологией и эта победившая элита создает качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти.  

    Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.  

    Вторая  стадия - функционирование.  

    Это, как  правило, стабильный период развития  общества и политической системы  без острых политических конфликтов  и кризисов. Конституированная и  легитимная политическая элита  уверенно удерживает в своих  руках политическую власть. Конституция  государства одобряется и поддерживается  большинством населения.  

    Третья  стадия - развитие.  

    Эта стадия  характеризуется частичными изменениями  в государственных органах, что  позволяет повысить уровень влияния  правящей элиты, ее авторитет  и роль в решении вопросов  общественной жизни.  

    На этой  стадии активизируется деятельность  элиты оппозиции, которая создает  "теневой кабинет" и борется  за влияние на народные массы,  на электорат.  

    Четвертая  стадия - разложение, упадок.  

    На определенном  уровне политической системы  происходит ее застой, стагнация.  Элита оппозиции настолько набирает  политический вес и влияние,  что в состоянии сформировать  иные, новые формы организации  политической жизни. Эта иная  по направленности динамики политического  процесса имеет негативный характер  по отношению к существующему  институту власти. В результате  правящая элита и связанные  с нею политические институты  теряют свою легитимность. Этим  завершается один цикл политического  процесса.  

    Однако  политическая система в своем  развитии не обязательно проходит  стадию разложения и упадка  вплоть до делегитимации существующей политической власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.  

    Политическая  модернизация - совокупность приемов  и средств совершенствования  политической системы государства,  повышения ее эффективности.  

    История  политических модернизаций знает  два основных пути ее осуществления :  

либеральный;

консервативный.  

    Основным  условием успешного осуществления  политической модернизации является  рост экономики страны.  

    Американский  политолог Р. Даль в качестве  основных условий политической  модернизации выделил следующее:  

последовательность  правящей элиты в осуществлении  политических реформ;

установление сильной  исполнительной власти, способной провести социально-экономические преобразования в стране;

достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных  изменений в политической системе  и государстве;

установление определенных отношений равенства-неравенства;

субкультурное разнообразие;

наличие интенсивной  иностранной помощи или международного контроля;

демократические убеждения  правящей политической элиты и политических лидеров.  

    Во всяком  политическом процессе существенное  значение имеет то, какими приемами  и средствами достигается политический  результат, какова политическая  технология.  

    Политическая  технология - это совокупность используемых  средств и приемов достижения  результата политического процесса.  

    Технология  каждого политического процесса  зависит от многих факторов: политической  среды, объекта и субъектов,  политических ресурсов, характера  и масштабов политического процесса.  

    Важным  условием успешной реализации  политических технологий является  процесс принятия государственных  политических решений, политическое  управление.  

    Политическое  управление - это процесс принятия  и приведения в жизнь политических  решений.  

    Политическое  решение - это сознательный выбор  одного из не менее двух  возможных вариантов политических  действий.  

    Обычно  выделяют следующие этапы принятия  политических решений:  

этап. Определение  проблем, которые надо решить, или  целей, которые надо достичь.

этап . Подготовка и анализ различных вариантов решения.

этап. Принятие решения, выбор оптимального плана действий.

этап. Реализация политического решения.

этап. Коррекция, внесение изменений в план действий по выполнению политического решения.

этап. Подведение итогов, анализ выполнения политического решения.  

    Таким  образом, политический процесс  - сложный и многогранный процесс,  динамика политических отношений,  деятельность субъектов политики. Основу политической деятельности  составляет политическая культура, рассмотрению сущности которой  посвящен второй вопрос лекции.  
 
 

2. Социокультурные процессы политики 

    Развитие  современной цивилизации, экономики,  науки, техники предъявляет необычно  высокие требования к профессионализму  во всех сферах человеческой  деятельности. Профессионализм подразумевает  компетентность, высокую квалификацию  человека не только в конкретной, узкой сфере деятельности, но  и в смежных областях; другими  словами, его высокую профессиональную  культуру.  

    А подлинная  культура личности невозможна  без политической культуры.  

    Политическая  культура - это система исторически  сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих  поколений людей установок, убеждений,  представлений, моделей поведения,  проявляющихся в деятельности  субъектов политического процесса  и обеспечивающих воспроизводство  политической жизни общества  на основе преемственности.  

    Термин " политическая культура " впервые  был использован в западной  литературе в 1956 году американским  политологом Г. Алмондом.  

    В совместной  с С. Вербой работе "Культура гражданина" он так определяет сущность политической культуры: "Политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации".  

    А по мнению политолога М. Башира, политическая культура - это" тип верований, превалирующий среди членов общества, а также образцы, по которым эти верования формируются, будучи функционально взаимосвязанными в интегральные системы ".  

    Характерные  черты политической культуры :  

Фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения  между элементами политического  процесса, закрепляет стабильные стороны  политического опыта.

Является продуктом  естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества.

Имеет тотальный  характер, политические отношения "пронизаны, насыщены, пропитаны" политической культурой.

Характеризует политическое сознание и политическое поведение  основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.  

    Политическая  культура находит свое выражение  в деятельности государства, политических  партий и политических движений, общественных организаций, отдельных  граждан.  

    Структурно  политическая культура представляет  собой единство политического  сознания, политического поведения,  культуры функционирования политических  институтов.  

    Структура  политической культуры:  

Культура политического  сознания, которая включает в себя:  

политические представления  и убеждения;

политические ценности, традиции, обычаи, нормы;

политические установки.

Культура политического  поведения:  

культура политического  участия;

культура политической деятельности.

Культура функционирования политических институтов это:  

культура электорального процесса;

культура принятия и реализации политических решений;

культура восприятия и урегулирования социально-политических конфликтов.  

    Рассмотрим  подробнее составные части политической  культуры.  

    Политическое  сознание. Исходным элементом его  формирования являются систематизированные  теоретические знания. Они составляют  научный фундамент преобразующей  деятельности людей.  

Информация о работе Политическая культура