Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:57, реферат
В политических взглядах Древнего Востока превалировала мысль о божественном происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в Х1-V11 столетиях до нашей эры. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран.
Политическая мысль
Древнего мира и Средневековья
В политических взглядах
Древнего Востока превалировала
мысль о божественном происхождении
государства. Однако тенденция отхода
от подобных взглядов в этих странах
прослеживается уже в Х1-V11 столетиях
до нашей эры. Она нашла отражение в ряде
учений мыслителей Индии, Китая, Персии
и других стран.
В развитии древнеиндийской
политической мысли важное место
занимает трактат "Артхашастра",
специально рассматривающий вопросы
государственного управления. В нем
доминирует идея сильной централизации
государственной власти и неограниченной
власти царя всей экономической и политической
жизни рабовладельческого общества. В
интересах сохранения власти царь может
нарушать законы и использовать любые
средства.
В начале первого тысячелетия
до н.э. в Древней Индии появились "Законы
Мацу", в которых обожествляется социально-политическое
неравенство, закрепленное в виде разделения
всех людей на "варны" или касты, из
которых одни -"высшие", другие - "низшие",
т.е. определенная социальная пирамида,
на вершине которой восседают царь и его
советники, наиболее богатые и знатные
люди - брахманы.
В середине первого
тысячелетия в противовес этим законам
появляются различные религиозные
течения, которые выдвигают идеи
духовного равенства всех людей
независимо от принадлежности к той
или иной варне /касте/. Одной из таких
религий был буддизм. Своим острием
он был направлен против брахманов и их
идеологии. В раннем буддизме встречаются
идеи о том, что первоначально все люди
жили счастливо, были равны и свободны.
Однако после того, как появились воровство
и обман возникло социальное неравенство.
Отказ буддизма признать справедливой
систему варн находил широкий отклик в
народе, но уже в 111 в. до н.э., подвергшись
соответствующей "обработке", он
был превращен в официальную государственную
религию Индийской империи.
История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой рабовладельцев и рабов, родовой знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений политической мысли. Господствующей была политическая идеология рабовладельческой знати, в которой значительное место уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был "сын неба", осуществляющий государственное управление по велению неба.
Информация о работе Политическая мысль Древнего мира и Средневековья