Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:24, контрольная работа
Источником политической и правовой мысли древней и последующей Индии являются “Веды” (ведать, ведение, знание – санскрит), относящиеся к середине второго – середине первого тысячелетия до н.э. “Веды” (“Ригведы”, “Самаведы”, “Яджурведы” и “Атхарваведы”), представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов, религиозно-философские трактаты древних ариев, посвященные богам, космосу, человеку, власти и порядку.
Политическая мысль древней Индии 3
Список литературы 13
“Артхашастра”
– это наука о том, как следует
приобретать и сохранять
В трактате широко представлена техническая сторона искусства управления. Большой интерес представляют принципы, этические основы политики. Каутилья убежден, что власть и богатство следует приобретать, отстаивать и увеличивать всеми средствами, как хорошими, так и дурными, когда последние оказываются более надежными и единственно возможными. “Тот метод, – писал Каутилья, – с применением которого не получается ни процветания, ни упадка, ведет к состоянию застоя”.
В
разделе, посвященном основам
Важное значение придается совещаниям, которые проводит царь. Совещание должно быть закрытым, “из которого не истекают разговоры, куда не могут заглянуть и птицы”. Перечисляются следующие пять элементов совещания: способ приступа к делам, наличие достаточного числа людей и материалов, определение времени и места, противодействие неудачам, счастливое завершение дела.
Представляет интерес раздел под названием “Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и людей предательски настроенных”. Здесь расписывается тотальная слежка и техника провокаций. Следить надо за всеми – и за главными должностными лицами, и за простыми горожанами и сельскими жителями. Шпионам рекомендуется внедряться в места массовых скоплений людей – в залы собраний и даже места священных омовений: “Пусть шпионы, переодетые отшельниками, бритыми или с заплетенной косой, узнают довольство и недовольство людей”. Довольных царь чтит материальными дарами и знаками внимания, недовольных подвергает наказанию. Образ “идеального царя”, явно тускнеет на фоне действий, которые предписываются царской властью шпионам.
Во внешней политике государства следует применять шесть методов:
– мир, предполагающий заключение договора, связывающего враждующие стороны;
– войну, как причинение вреда противнику;
– выжидательное положение как пребывание в безразличном состоянии;
– наступление, т. е. принятие мер к нападению на противника;
– поиски союза с кем-то на стороне, с другим государством;
– двойственную политику, как использование то войны, то мира.
Не лишен интереса и такой рассматриваемый вопрос: идти на войну против более сильного, но несправедливого правителя или идти против слабого, но такого, который правит справедливо? Ответ содержащийся в “Артхашастре” таков: следует идти против более сильного, но правящего несправедливо. Ибо если такой правитель подвергнется нападению, то его подданные не будут ему помогать; они помогут изгнать его или перейти на сторону его врага. Если же подвергнется нападению более слабый, но справедливый, то его подданные будут ему помогать, и не известно чем закончится нападение.
В “Артхашастре” наряду с традиционным пиететом к “дхарме” и признанием того, что “закон основан на истине”, предпочтение отдается практической пользе “артхе” и обусловленным ею политико-правовым мероприятиям и административным установлениям. Именно полезность выступает в книге в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и целям сохранения системы варн. Выделение полезности в качестве самостоятельного начала наряду и в общем соответствии с “дхармой”, морально и религиозно освященной законностью, означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и законодательства.
1. Артхашастра или Наука о политике. Текст. / В.И. Кальянов.– М., 1993.
2. Афоризмы старого Китая. – М., 1991.
3. Вивекананда Свами. Практическая веданта. Избранные работы. / Пер. с англ. – М., 1993.
4. Галаганова С.Г., Ушков А.М. Традиции политических учений Востока. Ч.1.2,3. – М., 1994, 1995.
5. Дао-дэ-цзин // Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Том I. Античность. Восточные цивилизации. / Руководитель научн. проекта Г.Ю.Семигин. – М., 1999.
6. Законы Ману. – М.: Наука, 1960.
7. Законы Ману // Антология мировой мировой политической мысли в пяти томах. Т.I. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. / Руководитель научн. проекта Г.Ю.Семигин. – М., 1997.