Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:30, контрольная работа
Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу и специфику, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальные для России.
Введение..............................................................................................................2
1. Политическая мысль на рубеже 17-18 в.в.................................................3-4
2. Характер политических усилий в России 19-20 в.в................................5-11
Заключение........................................................................................................12
Список использованной литературы...............................................................13
Содержание
Введение......................
1. Политическая
мысль на рубеже 17-18 в.в...........................
2. Характер политических
усилий в России 19-20 в.в...........................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Русская политическая
мысль, истории которой столько же лет,
сколько российскому государству, возникла
из стремления постичь его природу и специфику,
желания сохранить и укрепить его культурно-историческое
бытие и национальное своеобразие. Как
самостоятельная область научного знания,
русская политическая мысль представляет
собой систему взглядов на властные отношения
в обществе, сущность государства и формы
политического устройства, оптимальные
для России. Она развивалась во взаимосвязи
с российской государственностью, русской
философией и нравственной напряженностью
национальной культуры, особенностями
идейных и духовных традиций, закономерностями
и зигзагами отечественной политической
истории. Актуальность представляет одну
из важнейших сфер жизнедеятельности
людей. Каждый человек, так или иначе, соприкасается
с миром политического - приходя в государственное
учреждение или обращаясь в общественную
организацию, работая, обучаясь в школе
или университете, поддерживая какую-либо
политическую партию и голосуя на выборах
за ее кандидата. В действительности же
политика в собственном смысле слова представляет
собой одновременно сферу деятельности,
связанную с властными отношениями в обществе,
и саму деятельность государства и его
институтов по управлению различными
областями общественной жизни: экономикой,
социальной сферы, культурной, образованием,
наукой, здравоохранением и др. Политика
призвана обеспечить жизнедеятельность
различных сфер общественной жизни, институтов,
организаций, общества в целом, поэтому
на сегодняшний эта тема актуальна, так
как определит основные этапы формирования
и развития политической науки, которая
в дальнейшим, позволит точно знать основу
политической науки.
1.
Политическая мысль
на рубеже 17-18 в.в
Новый
этап в истории политической и правовой
мысли России начинается на рубеже ХVII
- ХVIII вв., с реформ Петра I. Политические
реформы в России затрагивали общие проблемы
государства, структуры государственного
аппарата, социального устройства общества
и сословных отношений. Петр I стремился
укрепить абсолютную монархию, ограничить
церковь и власть родовой аристократии.
Сторонники идеи просвещенного абсолютизма,
политические теоретики: Ф. Прокопич, Ф.С.
Салтыков, В.Н. Татищев - рассматривали
государство в качестве гаранта общего
блага, как силу, способную облегчить «общенародную
пользу» и «внимать разуму подданных».
Во времена Екатерины II начинается следующий
этап в развитии политической мысли России.
Вскоре после вступления на престол Екатерина
II обнаружила, что одним из существенных
недостатков русской жизни является устарелость
законодательства: сборник законов был
издан при Алексее Михайловиче, а жизнь
с тех пор изменилась до неузнаваемости.
Императрица видела необходимость большой
работы по собранию и пересмотру законов.
согласованы с потребностями страны, с
понятиями и обычаями народа. Для этого
решено было созвать выборных (депутатов)
из различных сословий государства для
выработки нового Уложения. Комиссия должна
была сообщить правительству о нуждах
и пожеланиях населения, а затем выработать
проекты новых, лучших законов. В годы
царствования Екатерины II сформировалась
яркая плеяда политических просветителей
- Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, Я.П. Козельский.
Общим мотивом просветителей была критика
крепостничества. Развивая идею естественного
права, Козельский поставил вопрос о нравственном
характере войны. Так, захватнические
войны он называл злом, но считал правомерным
войны для отечества и восстание против
завоевателей. Хорошо известен афоризм
А.П. Сумарокова «Мораль без политики бесполезна,
а политика без морали бесславна». Н.И.
Новиков в «Статьях по истории и философии»
утверждал, что политика - это наука царствовать,
устраивать счастье не только государя,
но и всего народа. Первый русский профессор
права С.Е. Десницкий, доказал неизбежность
общности политических и правовых институтов
при схожести экономических условий. Им
был основан тезис об осуществлении законодательной
функции монархом совместно с представительным
органом - Сенатом. На рубеже веков ярко
проявился талант А.Н. Радищева - демократа-просветителя,
родоначальника революционного направления
в политической науке России. Он являлся
противником самодержавия как политической
формы правления, считая его «наипротивнейшим
человеческому естеству состоянием».
Радищев опирался на историю длительного
существования Новгородской республики,
в чем усматривал доказательство приверженности
русского народа к этой форме государственности.
Будущую Россию он видел как свободную,
добровольную федерацию городов. Н.А. Радищев
отмечал, что заключая общественный договор,
люди передают государству только часть
своих прав, в силу чего за каждым членом
общества сохраняется право защиты жизни,
чести и собственности. Он был противником
крепостничества, считая, что крепостное
состояние противоречит естественному
праву, поскольку все народы рождены свободными
и равными. В своих произведениях «Путешествие
из Петербурга в Москву», «Проект гражданского
уложения» он показал, что если власть
издает законы, нарушая права, не обеспечивает
человеку сохранности жизни, чести, неприкосновенности,
за народом остается право на расторжение
общественного договора и восстание против
тирана. Вместе с благодарностью потомков
он заслужил политическую оценку Екатерины
II: «бунтовщик хуже Пугачева!» при Александре
I принял активное участие в работе императорской
комиссии нового гражданского законодательства.
2.
Характер политических
учений в России 19 - 20
вв.
XIX век для политической мысли России - век особый. В середине этого века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества самодержавие оставалось во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми. Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. Появились и ложились основные направления русской политической мысли: либерализм, революционизм,
консерватизм, ”западники” и “славянофилы”. Все эти характерные направления, возникшие в 19 веке, в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны. В 19 веке в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее основные направления и течения: Либерализм, ориентирующийся на идеологические принципы западных учений и выражающий интересы зарождающейся буржуазии ( М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев); политико-правовой либерализм середины - конца 19 века. Радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы. Консерватизм, он отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России; про императорское направление в него входили Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев). К числу первых ярких представителей официального российского либерализма относится М.М. Сперанский При воцарении Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России. “Введение к уложению государственных законов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство, что существующее общественное устройство “несвойственно уже более состоянию общественного духа”. В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия“. Этими внешними формами, по мнению Сперанского, должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширение политических прав “среднего сословия” . По проекту во главе государства должен стоять монарх , облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников . М.М. Сперанский считал, что крепостное право необходимо отменить. Путь освобождения от него он видел в реформе сверху, обеспечивающей постепенную отмену крепостничества и гражданскую свободу. Ориентация на западные ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых называли западниками: П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, П.В. Анненков и другие. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России. В периоды развития российского общества между ”западниками” и ”почвенниками” велись постоянные дискуссии, поскольку вопрос о пути развития для России всегда актуален. Радикальные теории и методы переустройства российского общества в начале 19 века были предложены декабристами представителями революционного дворянского движения. Руководитель Южного общества П.И. Пестель свои республиканские взгляды в работах “Конституция. Государственный завет” и “Русская Правда”. В них обобщались политические понятия, такие как государство, народ, власть, их взаимные права и обязанности, давалась характеристика существующих политических порядков. “Русская Правда” - предусматривала уничтожение всех сословных перегородок и установление единого сословия - гражданского. Согласно его концепции, верховная власть разделяется на законодательную, исполнительную, блюстительную. На местах избираются народные собрания. Наилучшей формой государственного устройства для России, Пестель, считал унитарное государство с предоставлением права самостоятельности только Польше. Средством достижения поставленных целей Пестель видел в военно-революционном перевороте, с немедленной ликвидацией монархии. Меньшим радикализмом отличалась программа Северного общества и его организаторов. Одним из которых был Н.М. Муравьев. Он подходил к политическим проблемам своего времени с позиций общечеловеческого разума и реального исторического опыта. Его проекты выступали за переход от царского самодержавия к конституционной монархии. Проект предусматривал разделение властей и федеративное устройство России, в связи с чем высший представительный орган Народное Вече предусматривалось образовать из двух палат - Палаты народных представителей и Верховной Думы, представляющей субъекты федерации. Высшая исполнительная власть сохранялась за наследственным императором, получившим статус «верховного чиновника правительства» с правом отлагательного вето при принятии законов. Муравьев выступал за равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свободу печати. Политический застой в царствование Николая I осложнил развитие России. Передовая часть общества активно размышляла о путях и методах общественного прогресса, участвовала в спорах западников, выступавших за европейскую парадигму развития для России, и консерваторов, призывавших следовать традиционным политическим ценностям.
В конце XIX века, в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым - основоположником первой русской марксистской организации «Освобождение труда», созданной в 1883 году в Женеве, и В.И. Лениным - одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором известных трудов “Развитие капитализма в России”, “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” в этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России. В последней трети 19 века в России начался новый этап в развитии либерализма. Он был связан с отменой крепостного права, судебной и земской реформации. Сформировался конституционный либерализм. Его представители - Б.Н. Чичерин, Н.М. Коржуков и другие первостепенное значение они придавали разработке программ правового государства, защите прав и свобод граждан, теории власти, истории политический учений. Являясь представителями правоведения, они внесли существенный вклад в развитие российской политической науки. Б.Н. Чичерин выступал против правового закрепления претензий на социальное равенство и на помощь слабым. Он критиковал, как самодержавие, так и социализм. Если свобода личности зависит от самодержавия или абсолютистского народо-правия то личность находится во власти произвола. Вот почему гражданская свобода должна быть закреплена свободой политической. Именно политическая свобода является высшим развитием свободы личной. Цель социально-политического развития - избежать крайностей индивидуального анархизма, суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон. В 19 веке родились и оформились все основные направления политической мысли, которые получили дальнейшее развитие в 20 веке. Характерные черты политической мысли 19 века: необычайное разнообразие различных политических учение и идей. Преобладание крайностей: радикализм и консерватизм. Тесная взаимосвязь политических, философских, нравственных и религиозных идей и концепций. Чрезмерная идеализация, а так же мифология. Своеобразие набора и содержания поставленных вопросов и решаемых задач. Категоричность радикализма и консерватизма, слабое восприятие обществом либеральных идей. Недостаточная экономическая, политическая и правовая обоснованность ряда важных идей и путей их практической реализации; Слабая постановка систематического изучения и преподавания политических наук в учебных заведениях В XX веке в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического развития, оказавших существенное влияние на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905-1907) и создание думской монархии; революция 1917 года; распад СССР (1991) и становление современной России. Первая русская революция, начавшаяся в 1905 году, оказала серьезное воздействие на политическое и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской монархии и многопартийной системы. Учреждение многопартийности в России, существование «думской» политической трибуны с 1906 года оказало важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение в программах политических партий. Консервативно-реакционное направление политической мысли отражалось в программе партии “Союз 17 октября”, где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства. До 1917 года политическая мысль России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства России. Среди них были: А.И. Гучков, князь Г.Е. Львов, М.В. Родзянко и другие. Важным, неотъемлемым направлением политической мысли России стали социал-демократические идеи и доктрины. Сторонники умеренного крыла социал-демократии (Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов) делали акцент на реализации экономических требований пролетариата, реформировании существовавшего строя, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти длинный и трудный путь капиталистического развития. Ведущим теоретиком “большевизма” явился В.И. Ленин. К числу важнейших положений “ленинизма” можно отнести: учение о партии нового типа, построенной на принципах демократического центризма, идею о гегемонии пролетариата, его партии в буржуазно-демократической революции в России и возможности ее перерастания в социалистическую, стратегию и тактику пролетарской партии на различных этапах революционного процесса. Ключевой в Ленинской теории является концепция партии нового типа, ее роли и места в Советах - органах власти трудящихся. II Съезд Советов, на котором большинство делегатов представляли РСДПР и партию левых социалистов и революционеров, в октябре принял решение о переходе к нему государственной власти, а В.И. Ленин был избран Председателем Совета народных комиссаров. К числу проблемных аспектов учения Ленина можно отнести: положение о руководящей роли одной партии “нового типа” в процессе созидания нового общества; в случае нарушения в ней демократических принципов это сразу бы тяжело отразилось на всем обществе. Однопартийная система предполагала и одну официальную идеологию, что могло привести и привело к ее догматизации. Большевики придерживались”революционной” теории права, в основе которой лежала “революционная сознательность” и партийно-советская целесообразность, что вело к массовым нарушениям закона. Ведущей и единственной с 30-х по конец 80-з гг. в СССР идеологией являлся марксизм - ленинизм. Его отличительной чертой являлся подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет идей марксизма - ленинизма. Рассматривались такие актуальные вопросы политической теории, как ”руководящая роль партии”, “закономерности развития социализма” и другие. Определенный прогресс в развитии политологических исследований был достигнут после преодоления культа личности Сталина, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева, когда начали обсуждать пути совершенствования политической системы общества. В 70-е гг. в научный оборот вошли понятия политической системы общества, политического процесса, лидерства и элиты, разрабатывались идеи прав человека, как главной цели конституционного закона и демократии, выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выборах. Для развития политологии в России весьма важным явилось формирование и успешное функционирование с 1989 г. экспертного Совета ВАКа по политическим наукам, что создало необходимую нормативную базу для развития всей системы, установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения научных званий по политологическим кафедрам. Принципиальное значение имеет принятие Конституции Российской Федерации, закрепляющей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. За последние годы подготовлено и опубликовано большое количество политологических исследований и учебной литературы. Рубежи второго и третьего тысячелетий стали плодотворными для развития политической науки в России: осуществлены переводы основных работ зарубежных политологов, вышли в свет интересные работы по истории политических учений, систематически проводятся опросы общественного мнения, анализируется их влияние на общественную жизнь. Важное место стали занимать проблемы теории политики, политического управления и другие.
Заключение.
Многовековая
история политической мысли, включая ее
развитие за последнее столетие в рамках
самостоятельной отрасли научного знания
- политологии, это длительный, сложный
и противоречивый путь подъема человечества
на все более высокие ступени самопознания
своей политической истории и политической
действительности, трудного поиска наилучшей
модели политического устройства и развития.
На этом пути всегда складывались различные
мнения, которые нередко сталкивались
друг с другом, обеспечивая прогресс в
теории и на практике. Русская и российская
политическая мысль отличается прежде
всего своеобразием набора и содержания
поставленных и решаемых вопросов, особенностями
видения общих для всех стран проблем,
отстаиванием в постановке некоторых
вопросов, заимствованием основополагающих
идей Запада. Середина ХVII века - это период
начала формирования буржуазного общества,
период абсолютизма. К этому времени в
России сложились определенные исторические
предпосылки для складывания абсолютной
монархии как формы правления. В Российском
государстве исторически характеризовалась
стремлениями к самовластию и полновластию
государей. То есть монархия как форма
государственного устройства тяготеет
к наибольшей полновластности, самостоятельности
единоличного правителя. В 17 в. происходило
укрепление позиций дворянства, падало
значение феодальной аристократии, разрушались
внутренние границы в правящем классе,
господствующий класс в целом постепенно
бюрократизировался. Табель о рангах окончательно
устранил назначение на государственную
службу по степени родовитости и ставил
на первый план заслуги перед отечеством.
В целом, российская политическая наука,
опираясь на историческую традицию и накопленный
опыт, новейшие отечественные исследования
в теоретической и прикладной сферах политики,
имеет соответствующий авторитет в обществе
Расцвет русской политической мысли приходится
на 19 – начало 20век, когда проявилось наиболее
разнообразие ее основных направлений
и течений.
Список литературы.
1 Под ред. Б.И. Кретова «Политология» Москва 2002
2 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология , М.: Юристъ, 2000
3 Клементьев
Д.С. Политология, М.; Знание, 1997.
Список литературы.
1 Б.И. Кретов «Политология» Москва 2002
2 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология , М.: Юристъ, 2000