Политическая символика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание

Главной целью этой работы является рассмотрение символики современной России.
Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи как:
рассмотреть природу символа;
дать определение понятию политический символ;
определить значение политической символики на современном этапе;
рассмотреть существующие виды политической символики;
рассмотреть политическую символику на примере Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОКИ…5
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРЫ………………………………………..8
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КОНТР.docx

— 43.90 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОКИ…5
  2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРЫ………………………………………..8
  3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ………………………..16

    заключение…………………………………………………………...19

    список  используемой литературы………………………….20 

    ВВЕДЕНИЕ

     Существование сферы политики без символов не возможно. Символ стал одним из базовых элементов  построения и осмысления политической реальности. Становится неоспоримым  и актуальным факт необходимости  исследования политической реальности, как с объективной, так и с  символической стороны. Ведь в сознании формирование картины политического  мира на уровне индивида и общества огромное влияние оказывают традиции, обычаи, символы и мифы, относящиеся  к сфере символического.

     Политика  является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому исследование сущности, содержания политической символики  и ее функций имеет практическое и теоретическое значение. Научных  исследований посвященных изучению роли символов в политике чрезвычайно  мало, как правило, разрабатываются  отдельные аспекты данной проблематики. Несмотря на актуальность изучения заявленной темы в нашей стране это политологическое направление развивается слабо. Это связанно, как представляется, с природой изучения политической символики, которую не возможно познать и изучить количественными и рационально-эмпирическими методами. Символический же подход переносит исследование политической символики в плоскость иррационального.

     Неотъемлемой  частью формирования, фиксации и воспроизводства  идентичности любой нации и государства  как социокультурной и политической общности являются национально-государственные  символы и идеалы. Они выступают  своеобразными связующими элементами политической культуры. Символ представляет собой концентрированное зримое выражение основной идеи явления  или понятия, основанное на структурном  сходстве с ним.

     На  поведение людей часто гораздо  более сильное влияние могут  оказать не столько сами действия правительства, политических партий и  деятелей, сколько господствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. В этом и заключается актуальность данной темы. Сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально-политических группировок. Общий язык символики свидетельствует о единстве политической культуры данного общества.

     Для любого современного государства его  символ существует в три-единстве: герб, флаг и гимн. Их значение заключается в том, что они являются выражением суверенитета государства, его сущности, национальных традиций, истории развития, формы устройства.

     Главной целью этой работы является рассмотрение символики современной России.

     Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи как:

  • рассмотреть природу символа;
  • дать определение понятию политический символ;
  • определить значение политической символики на современном этапе;
  • рассмотреть существующие виды политической символики;
  • рассмотреть политическую символику на примере Российской Федерации.
 
 

       

     1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОКИ

     В переводе с греческого слово «символ» обозначает «объединение, соединение»  и происходит от греческого symbolon –  условный вещественный опознавательный  знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или  напоминающий какое либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею». На основе данного определения символ служит основой для идентификации определенной общности и имеет общественно-политический характер. Не секрет, что идея символа зародилась в Античности. В трактовке Платона, например, символ - своего рода знаковое выражение высшей сущности, содержание которой не возможно зафиксировать. Природа символа у мыслителя переходила из рациональной в иррациональную сферу, на уровне которой сущность можно понять лишь интуитивно.

     Стоит отметить, что в философской традиции в понятие символа всегда вкладывался  «тайный» смысл. В рамках средневековья  оговаривалось - символы служат основанием для постижения истины, так же как  и основанием для ее сокрытия. Постижение высшей истины возможно лишь путем  раскодирования символических знаков, заключающих в себе первооснову.

       Невозможно не проследить отголосок  данной тенденции в изучении  понимания политической символики  в современности. Политические  символы выступают как своего  рода образы, действия, побуждающие  людей к действию и влияющие, прежде всего на эмоции. В данной  интерпретации политическая символика  является инструментом осуществления  политической власти – мощным  средством психологического воздействия.

     Исследуя  природу символа необходимо упомянуть  точки зрения на данный вопрос несомненных  авторитетов политической науки. Известный  немецкий философ И. Кант считал символ - чувственным способом представления  идей ума. А попытка же познания символа  есть попытка познания прообраза либо идеи, заключенной в символе. Г.В. Гегель оговаривал, что символ есть смысл и выражение смысла, но приобретая смысл он превращается в образ. Природа символа заключена в единении общего и особенного: общее не есть особенное, а особенное не сесть общее, но общее и особенное есть единое целое. Такова природа символа, по мнению Ф.В. Шеллинга .

     Представители политологической школы в своих  исследованиях отмечали - в природе  символа заложен некий изоморфизм природной, социальной и символической  структур (К. Леви-Стросс). Символическая нагрузка на знак ложиться временно – любому обществу в определенный период времени присущи свои особенные символы – но переменить данную временность довольно сложно. Например, эмблема серпа и молота всегда будут ассоциироваться с СССР. [2, c. 53-56]

     Именно  знаковость политической символики  можно назвать ее спецификой. Политические символы нельзя отнести семантически только к естественным знакам. В политическую знаковую систему могут быть включены реальные объекты природы и кроме этого иконические (портреты людей, конвенциональные (ордена, медали), церемониальные знаки (митинги, собрания). Политическая символика вбирает в себя языковые знаковые системы и так называемые коды (математические символы). Таким образом главной особенностью политической символики есть свойство синтеза разных знаков из иерархии знаковых систем и использование их в политических целях.

     Среди элементов политической культуры выделяются политические символы, которые способствуют сплочению людей и ориентации их политического поведения. А опираясь на вышеизложенное можно сказать  – политическая символика это  система знаков, идей, понятий, заключающая  в себе не только свое собственное  значение, но и предписанное ему  политикой. Говоря проще – символы, функционирующие и прикасающиеся  к сфере политического.

     Политическая  символика служит основным фактором социализации и делает акцент на ценностях  более значимых для политической системы. Кроме этого символы  в политике выступают средством  пропаганды и утверждения, зримое выражение  приверженности их носителя к определённой позиции в политике. Именно такую  смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое.

     Стоит заметить, что изучение политической символики происходит на стыке наук: политологии, культурологии, социологии, семиотики, психологии, антропологии, что дает основания для многоуровневой классификации. [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРЫ

      Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика. Без уточнения ее особенностей, свойств и характеристик объективное познание политической культуры невозможно.

      Что же такое политическая символика? Это  совокупность символов в образно-процессуальной форме отражающих либо идеализирующих мир политики.

      Символ  в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но далеко не всегда ему тождественный. Символ характеризуется многослойностью  и многозначностью. Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот ни находится.

      В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах. К основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие:

      1. Национально-государственная символика.  Каждый народ создает и почитает  собственные национально-государственные  символы. В таких символах проявляются  вековые традиции его политической  культуры.

      К национально-государственной символике  относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки  и др.

      Цель  подобной символики - привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.

      Эмоционально-психологическое, патриотическое воздействие подобной символики на гражданина весьма ощутимо. Так, министр иностранных дел  Франции Ламартин в 1848 г. говорил: «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг, то отнимете у меня половину мощи Франции как здесь в стране, так и за границей». То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.

      Правда, современная Россия в этом плане  находится в особой ситуации. Она  переживает весьма болезненный процесс  кардинальных изменений государственно-политической системы. Россия находится в режиме «формационной ломки». Эта ломка  сопровождается не всегда продуманным  отказом от «советской» атрибутики. По этим причина попытка возврата страны в 1989 г. к бело-сине-красному флагу встретила в обществе неоднозначную реакцию.

      Тем более, красные флаги (стяги) были распространены на Руси издревле. Например, под красными либо малиновыми стягами русские  войска отстаивали независимость нашего народа во время Куликовской битвы  с татаро-монголами (1380 г.), в борьбе против польского нашествия под руководством Минина и Пожарского. Красный цвет издавна символизировал те жертвы, которые принес наш народ ради своей свободы и независимости.

      На  ряду с флагами та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев отождествляется с ее гербом.

      Часто в качестве центрального элемента государственных  гербов выступают изображения растений или деревьев. Например, у Ливана - кедр, у Канады - кленовый лист и  др.

      Отметим, что двуглавый орел - один из древнейших символов власти и господства, встречающийся  в таком качестве уже в Древнем  Египте. В VII в. до н. э. Двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения  орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI в. до н. э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.

      В России же стремление представлять высшую власть над людьми с помощью изображения  орла приняло геральдическую форму  в XV в. В тот период изображение  византийского золотого орла на красном  фоне было заимствовано Русью после женитьбы московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности по специальному указу Президента РФ в конце 1993 г., - но парламентом России в таковом качестве не одобрен до сих пор.

      Одно  из центральных мест среди государственных  символов занимают национальные гимны. Они представляют собой официальные  патриотические символы, особый «музыкальный эквивалент» герба или флага  страны. Гимны отражают единство или  характер нации - ее настроение, желание  и цели так, как их представляют себе существующая власть.

      Гимны, подобно другим национальным символам, также являются «визитной карточкой» нации. Они - музыкальные знаки, с  помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности».

      Современный российский гимн на музыку И. Глинки в  этом плане полностью отражает всю  сложность периода, переживаемого  нашей страной. Он представлен лишь мелодией, слова пока отсутствуют.

Информация о работе Политическая символика