Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:22, реферат
Существует несколько дефиниций понятия «политическая система», однако более точно дал ее определение американский политолог Г. Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как сложную, многогранную систему взаимодействия государственных и негосударственных институтов, выполняющих определенные политические функции по защите интересов определенных социальных групп, возможной их гармонизации.
Таковы главные, можно
сказать, официальные функции
К важнейшим латентным функциям политической системы, в основном, относятся:
— функция обеспечения социально-классового господства,
— функция распространения и защиты личной политической власти.
Дополнительно о скрытых
функциях политической системы можно
прочитать в книге
Вывод: Через социально
значимые и латентные функции
политическая система общества реализует
свои цели и задачи, структурирует
и упорядочивает
4. Типология политических систем общества
В современной политической науке существуют различные классификации политических систем, которые зависят от критериев дифференциации. Используются, главным образом, два критерия: 1) степень централизации власти и 2) тип ценностей. Исходя из первого критерия, политические системы делят на: а) тоталитарные; б) авторитарные; в) либеральные; г) демократические.
Для демократической политической
системы характерны многопартийность,
политический и идеологический плюрализм,
стремление партий и других политических
сил к овладению
В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.
Однако в большей степени, чем другие, требованиям современной политической науки и практики отвечает классификация Г. Алмонда. Он акцентировал внимание на том, как согласуются и соответствуют идеалы и ценности общества тем формам, в которые общество организовано. В современном мире он различал четыре типа политических систем: англо-американскую: континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную политическую.
Анализируя политическую
систему англо-американского
Многие политические системы
стран Азии, Африки и Латинской
Америки являются доиндустриальными,
или частично индустриальными. Этому
типу свойственна смешанная
Примерами политических систем тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, страны т. н. «мировой системы социализма».
Вывод: В системе этого
типа отсутствуют независимые группы
интересов. Политическое участие населения
во власти декоративно. Для тоталитарных
обществ характерны чрезмерная централизация
и высокая степень насилия. Как
отмечает Г. Алмонд, тоталитарные системы
отличаются преобладанием принуждения
над консенсусом и
5. Государство в политической системе
Государство является главным
звеном политической системы. Эта роль
и место государства в
Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.
Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.