Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:22, реферат

Описание

Существует несколько дефиниций понятия «политическая система», однако более точно дал ее определение американский политолог Г. Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как сложную, многогранную систему взаимодействия государственных и негосударственных институтов, выполняющих определенные политические функции по защите интересов определенных социальных групп, возможной их гармонизации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.01 Кб (Скачать документ)

 

Таковы главные, можно  сказать, официальные функции политической системы. Однако любая система помимо явных функций, имеет еще и  латентные функции. Латентные функции  возникают вследствие того, что любая  социальная группа или индивид, занимаясь  политической деятельностью, помимо общественно-необходимых  задач решают и свои собственные. Для этого они используют государственную  власть.

 

К важнейшим латентным  функциям политической системы, в основном, относятся:

 

—    функция обеспечения  социально-классового господства,

 

—    функция распространения  и защиты личной политической власти.

 

Дополнительно о скрытых  функциях политической системы можно  прочитать в книге американского  социолога Р. К. Мертона «Явные и  латентные функции».

 

Вывод: Через социально  значимые и латентные функции  политическая система общества реализует  свои цели и задачи, структурирует  и упорядочивает жизнедеятельность  общества.

 

4. Типология политических  систем общества

 

В современной политической науке существуют различные классификации  политических систем, которые зависят  от критериев дифференциации. Используются, главным образом, два критерия: 1) степень централизации власти и 2) тип ценностей. Исходя из первого  критерия, политические системы делят  на: а) тоталитарные; б) авторитарные; в) либеральные; г) демократические.

 

Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной  властью демократическим путем.

 

В тоталитарных политических системах главная роль в решении  всех вопросов управления обществом  принадлежит государству и его  органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная  общегосударственная идеология. Все  общественные объединения ориентированы  на эту идеологию и официальное  проведение ее в жизнь.

 

Однако в большей степени, чем другие, требованиям современной  политической науки и практики отвечает классификация Г. Алмонда. Он акцентировал внимание на том, как согласуются  и соответствуют идеалы и ценности общества тем формам, в которые  общество организовано. В современном  мире он различал четыре типа политических систем: англо-американскую: континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную политическую.

 

Анализируя политическую систему англо-американского типа, Алмонд имеет в виду, прежде всего, США, Англию, Канаду, Австралию. Этот тип  системы характеризуется гомогенностью  культуры, т. е. политические цели и средства их достижения разделяют большинство населения. Люди превыше всего ставят свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Структура ролей в этих системах глубоко дифференцирована, т. е. каждая партия, группа интересов имеет конкретную цель и выполняет свою функцию в системе, а также четко организована и бюрократизирована. Данные системы характеризуются высокой степенью стабильности и разделением власти. К континентально-европейскому типу политических систем можно отнести Францию, Германию, Италию. Для них характерна эклектичность политической культуры, сосуществование новых и старых культур. Например, Франции наряду с традицией представительной власти присуща плебисцитарная традиция, склонность к популизму (Наполеон, де Голль). Для политической системы этого типа характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старой традицией, имеющих значительное влияние в обществе.

 

Многие политические системы  стран Азии, Африки и Латинской  Америки являются доиндустриальными, или частично индустриальными. Этому  типу свойственна смешанная политическая культура: смесь западных ценностей, этических традиций, религиозных  традиций. Данные системы имеют неотчетливое разделение властей. Армия и госаппарат часто берут на себя законодательные  функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры. Для этих систем характерны личный авторитаризм, власть одной партии, достаточно высокий потенциал насилия.

 

Примерами политических систем тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, страны т. н. «мировой системы социализма».

 

Вывод: В системе этого  типа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие населения  во власти декоративно. Для тоталитарных обществ характерны чрезмерная централизация  и высокая степень насилия. Как  отмечает Г. Алмонд, тоталитарные системы  отличаются преобладанием принуждения  над консенсусом и функциональной нестабильности над стабильностью  системы власти.

 

5. Государство в политической  системе

 

Государство является главным  звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.

 

Государство выступает как  единственная организация, которая  объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель  общества в целом. Оно обладает монопольным  правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует  общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

 

Ключевая роль государства  в политической системе обусловлена  названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации  и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных  организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций  в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного  объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными  пространственными пределами - регионом действия данной организации или  субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного  объединения, а не на все общество.


Информация о работе Политическая система общества